Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» не содержит ни одной нормы, которая распространяла бы свое действие только на товарный знак или только на знак обслуживания. Различие между ними в следующем. Если товарные знаки индивидуализируют и рекламируют товары определенных производителей (например, «Домик в деревне», «Наша Дарья», «Толстяк», «Старый мельник»), то знаки обслуживания предназначены для различения однородных услуг (например, «Хилтон»). Таким образом, если «Домик в деревне» может быть установлен на разных продуктах, например молоко и сметана, то «Хилтон» как название отеля не может быть передан, например, на обозначение автомастерских.
Во избежание путаницы заметим, что законодательство о защите прав потребителей указывает на необходимость маркировки товара, обозначающей словесное описание товара, помещаемое на товаре или его упаковке и включающее в себя фирменное наименование изготовителя, его адрес, название товара, ссылку на стандарты (в том числе сертификацию), перечень свойств товара и ряд других данных. Маркировка зарегистрированного товарного знака — буква «R» в окружности указывает на то, что применяемое обозначение является зарегистрированным знаком.
Можно сказать, что маркировка и товарный знак, в сущности, преследуют одну и ту же цель: связать изделие с конкретным производителем, обеспечивая потребителю выбор нужной ему продукции. Однако решается эта задача разными путями: при маркировке продукции до потребителя доводится весь объем необходимых сведений, а при проставлении на изделии товарного знака потребитель извещается об изготовителе условным обозначением.
|
Наименование места происхождения товара — это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта (далее — географический объект) или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями (например, краснодарский чай) и (или) людскими факторами (например, хохломская роспись) (ст. 30 Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»).
«Право пользования этим же наименованием места происхождения товара может быть предоставлено любому юридическому или физическому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий теми же основными свойствами» (ст. 31 указанного Закона).
К специфическим признакам данного объекта следует отнести:
а) указание на то, что товар происходит из конкретной страны, на селенного пункта, местности (в том числе с учетом исторических названий);
б) связь обозначения товара с его особыми свойствами, которые определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) социальным фактором.
Указанные специфические признаки наименования места происхождения товара должны носить стабильный, устойчивый и общественно значимый характер.
Например, практически любая сыроварня в Швейцарии — это, как правило, семейное дело. В каждом кантоне — свои секреты, и технология приготовления сыров передается из поколения в поколение. Известны во всем мире швейцарские сыры: Gruyere, Emmental, Sbrinz, Friboureois, Tilsiter, Tete-de-Moine и Raclette.
|
Традиционные изделия российских мастеров народно-художественных промыслов можно использовать в бизнесе. Все зависит от того, найдет ли предприниматель способы эффективного ведения своих дел в данной сфере. Например, предприятие «.Семеновская матрешка» разорилось, а предприятие «Хохломская роспись» успешно развивается. Оно пригласило часть персонала предприятия-банкрота для развития нового для себя направления — росписи матрешек. Причем на рынке замечено огромное количество контрафактной продукции, что нега тивно сказывается на развитии отрасли.
Литература
1. Багиев Г.Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов/ Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн; Под общ. Ред. Г.Л. Багиева. – М.: ОАО «Изд-во «Экономика»», 2006.
2. Крючкова О.Н., Попов Е.В. Маркетинг в России и за рубежом. – 2006.
3. Липсиц И.В. Коммерческая и предпринимательская деятельность. – М.: БЕК, 2007.
4. Попов Е.В. Теория маркетинга. – Екатеринбург: ИПК УГТУ, 2007.
5. Цацулин А.Н. Цены и ценообразование в системе маркетинга. Уч. Пособие. Изд. 2-е. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2006.
6. Цены и ценообразование / Под ред. В.Е. Есипова. – СПб.: Питер, 2008.