ПРАКТИКУМ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ




Содержание

 

Введение................................................. Раздел I. Практикум по культуре речи.........................  
Тема 1. Русская лексика и культура речи....................  
Тема 2. Согласование главных членов предложения...........  
Тема 3. Выбор падежной формы управляемого слова..........    
Раздел II. Пунктуация и культура речи........................  
Тема 1. Тире в простом и сложном предложении.............  
Тема 2. Авторские знаки препинания.......................  
Тема 3. Двоеточие и тире в простом и сложном предложении...  
Тема 4. Знаки препинания при прямой речи и цитировании.....  
Тема 5. Знаки препинания в предложениях с союзом «как».....  
Тема 6. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами................................................  
Тема 7. Знаки препинания в предложениях с вводными словами. Особенности пунктуации в предложениях с вводными и вставными конструкциями................................    
Тема 8. Знаки препинания в сложном предложении...........  
Заключение............................................  
Литература.......................................  

 

 

 

 

Введение

 

На современном этапе развития нашего общества повышение уровня грамотности и общей речевой культуры становится одной из ключевыхпроблем.

Пособие «Культура русской речи: комплексный анализ текста» должно помочь студентам гуманитарных и негуманитарных специальностей глубже освоить основные правила русской орфографии, пунктуации и стилистики.

Это пособие состоит из двух частей: 1) практикум по культуре речи, 2) практикум по орфографии, пунктуации и культуре речи; авторы: Л.И. Колпакова, Е.П. Холодова – при расположении материал руководствовались дедуктивным принципом (от знаний к умениям и навыкам): сначала предлагаются упражнения, состоящие из отдельных предложений (цель – повторение уже известного), а затем даются фрагменты (стихотворные и прозаические, относящиеся к разным жанрам художественной, научной литературы) из произведений различных авторов.

Обе части, составляющие пособие – практикум по культуре речи и практикум по орфографии, пунктуации, снабженный разнообразными заданиями речеведческого и культуроведческого характера, – базируются на опубликованных в 1956 году и действующих в настоящее время "Правилах русской орфографии и пунктуации". Материал охватывает всю систему орфографии и пунктуации, при этом особое внимание уделяется так называемым трудным случаям.

Точность и ясность изложения – основное требование, предъявляемое к любому тексту, – могут быть достигнуты только при соблюдении определенных норм словоупотребления и правил грамматики, поэтому очень важна ещё одна составляющая этого пособия – стилистическая, или культуроречная, – она содержит упражнения, а также рекомендации, направленные на освоение грамматических норм построения текста. Задача данного пособия заключается в повышении уровня практической грамотности студентов, а также выработке основных навыков правильного использования нормативных вариантов русского литературного языка.

Настоящее пособие может использоваться как для аудиторных занятий, так и для самостоятельной работы.

Материал тренировочных упражнений подбирался из произведений русской классической и современной литературы, задания по стилистике составлены авторами данного проекта.

Использование пособия предусматривает следующие методические формы работы: выполнение упражнений по пособию, комментированное письмо, текстовые диктанты, работа со словарями.

Раздел I

ПРАКТИКУМ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

 

 

Тема 1. Русская лексика и культура речи

 

Упражнение 1. Вставьте в предложение подходящие по смыслу слова-паронимы «представить»«предоставить».

1) Благодаря ходатайству органов опеки инвалиду Петрову … отдельную квартиру.

2) Сотрудники финансового отдела обязаны в срок … отчеты о проделан­ной работе.

3) Вам … право решать эти вопросы самостоятельно.

4) Студенту Иванову … возможность поехать на стажировку в Аргентину.

5) На портрете помещик … в колпаке и халате.

6) Я … себя своей судьбе.

Упражнение 2. Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов.

1) Ученый стоял у источников ракетостроения.

2) Рядовой Петров был награжден за самоотверженный проступок.

3) Наш город получил статут зоны свободного предпринимательства.

4) На проверку все оказалось гораздо проще, чем предполагалось.

5) Старший менеджер виновен в несвоевременном оповещении клиента об изменении условий договора.

6) Искусство влияет на рост культурности человека.

Упражнение 3. Устраните нарушение границ лексической сочетаемости в приве­денных предложениях. Объясните причину ошибки.

1) Вредно кушать всухомятку.

2) Чтение художественной литературы играет положительное значение в вос­питании детей.

3) Подавляющее количество заданий было выполнено без ошибок.

4) Серьезную роль в подготовке спортсменов имеют тренировки.

5) Большая половина игры уже прошла.

6) Болельщики страшно обрадовались победе своей команды.

Упражнение 4. Найдите канцеляризмы, исправьте предложения.

1) Ввиду отсутствия дисциплины класс был наказан и не пошел в театр.

2) Вышеупомянутые студенты не пришли на зачет.

3) Во время чаепития остро стоял вопрос о необходимости посмотреть новый фильм.

4) Всем девушкам из нашей группы надлежит знать об изменениях в распи­сании занятий.

5) Старосте необходимо довести до сведения всех сокурсников объявление об общем собрании.

6) В соответствии с нашей договоренностью мы встречаемся в фойе театра перед буфетом.

 

Упражнение 5. Найдите плеоназмы, исправьте предложения.

1) Досрочная сдача экзамена возможна уже в мае месяце.

2) В период сессии студенты должны беречь каждую минуту времени.

3) Пилот крепко держит в руках штурвал руля.

4) У экскурсантов был час времени, чтобы купить памятные сувениры.

5) У меня с собой только двести рублей денег.

6) В отделе кадров в настоящее время есть только одна свободная вакансия.

 

Упражнение 6. Найдите тавтологию, исправьте предложения.

1) Подбирая иллюстрации к книге, необходимо при их подборе учитывать их художественные особенности.

2) Не без труда нашим сотрудникам удалось решить эти сложные и труд­ные проблемы.

3) Следует отметить следующие особенности представленной на обсужде­ние курсовой работы.

4) В середине девяностых годов в нашей стране сложилась довольно слож­ная экономическая ситуация.

5) Перед своей смертью он написал завещание.

6) Незаконное присвоение государственного имущества карается законом.

Упражнение 7. Определите стилистическую окраску фразеологизмов, приведенных ниже и представляющих ряд смысловых синонимов.

 

1) Отдать богу душу

2) Приказать долго жить

3) Отправиться на тот свет

4) Отправиться к праотцам

5) Лечь в могилу (в гроб)

6) Лечь (уйти) в землю

7) Испустить дух

8) Испустить последний вздох

9) Закрыть глаза

10) Кончить (свой) век (жизнь)

11) Уйти из жизни

12) Покинуть (белый) свет

13) Заснуть (почить, уснуть) вечным (последним) сном

14) Уснуть во веки веков

15) Сойти в могилу (в гроб)

16) Сложить кости

17) Отойти (переселиться) в вечность

18) Уйти (удалиться, отойти) в иной (загробный) мир

19) Отойти (переселиться) в лучшую (будущую) жизнь

20) Найти могилу где

21) Положить живот (жизнь)

22) Дать дуба

23) Отдать концы

24) Протянуть (вытянуть) ноги (ножки)

25) Сыграть в ящик

26) Откинуть (отбросить) копыта (на сторону)

27) Откинуть (отбросить)сандалии

28) Откинуть штиблеты

29) Задрать ноги

30) Сойти со сцены

31) Опочить (почить) в бозе (в боге)

32) Выйти в тираж

33) Отправиться в Елисейские поля

34) Отойти от мира (сего)

35) Смежить глаза (очи)

36) Принять мученический венец

37) Отойти (скрыться) в горний мир (в горнюю обитель)

38) Отойти к вечному блаженству

39) Решиться жизни

40) Уйти на ниву божию

41) С копыльев (с копыт) долой

Упражнение 8. Найдите ошибки и объясните причины разрушения фразеологизмов. Исправьте предложения.

1) Не стоит тратить нервы на пустяки.

2) При разделе имущества он взял себе львиную часть ценностей.

3) Время секретности прошло – следует приподнять занавес над всей этой историей.

4) При тщательной проверке выяснилось, что качество изделий желает много лучшего.

5) Пока суть да дело, мне хочется поднять тост за здоровье юбиляра.

6) Директор предприятия придает особое внимание вопросу подбора кадров, и поэтому положительные результаты не замедлят себя ждать.

7) Издавать они стали мало и плохо – толстые журналы быстренько поле­тели в трубу.

8) В двенадцатом веке общая культура народа Руси находилась на высокой степени развития.

9) День открытых дверей в университете прошел очень оживленно: в ак­товом зале просто дым встал коромыслом.

 

Упражнение 9. Исправьте речевые ошибки и объясните правку.

 

1) Все удивлялись и завидовали его положению: «Вот поди ж ты! Из грязи да в князья!»

2) На улице сильный мороз, и мы продрогли до мозгов костей.

3) Они с братом постоянно ссорятся, можно сказать, живут как кошка с собаками.

4) У кого-то из нас сегодня явно мозг набекрень.

5) Все ее ругали на чем свет стоял.

6) Боюсь только одного: не подтолкнула бы эта информация наших зако­нодателей к какой-нибудь драконовой мере.

7) Эти и другие вопросы имеют большую роль в развитии данной науки.

8) Поиск правильного ответа играет большое значение для нашей совместной работы.

9) Малыш ест очень аппетитно, так что только за обеими щеками трещит.

10) Преступник сделал все, чтобы замести следы в воду.

11) Хоть в лепешку разорвись на мелкие части, а работу сделай вовремя!

12) Такая невестка ленивая оказалась: в доме палец о палец не пошевельнет, не то что в деревню съездить – картошку выкопать!

Тема 2. Согласование главных членов предложения

Упражнение 10. Правильно подберите номер примера, иллюстрирующего правило, которое диктует выбор формы единственного или множественного числа сказуе­мого.

– Грамматическое согласование. Обратное согласование.

– Собирательное существительное имеет при себе управляемое слово в род. падеже ед. числа.

– Собирательное существительное имеет при себе управляемое слово в род. падеже мн. числа.

– Главные члены оторваны друг от друга.

– Есть причастный оборот, согла­сованный с зависимым словом.

– При собирательном существи­тельном имеется несколько управляемых слов в форме род. падежа мн. числа, что усиливает представление о множественно­сти производителей действия.

– При подлежащем с зависимым словом в форме мн. числа есть ряд однородных сказуемых.

– Подлежащее обозначает неоду­шевленные предметы.

– Сказуемое выражено страда­тельным причастием.

Примеры:

1) Ряд студенток из разных групп нашего факультета участвовали в конкурсе красоты.

2) Большинство приехавших гостей было размещено в комфортабельных корпусах гостиницы.

3) Часть тетрадей были проверены учителем через день.

4) Множество людей вышло на праздничную демонстрацию.

5) Меньшинство группы составляли жители соседнего дома.

6) Часть класса ушла на экскурсию.

7) Выборы прошли успешно: большинство проголосовало за предложенного депутата.

8) Выставка заинтересовала приглашенных – большинство посчита­ли необходимым прийти на от­крытие и заняли отведенные для них места.

9) Часть зрителей, приглашенных на премьеру, явились с опозданием.

10) Ряд вопросов, обозначенных в повестке дня, не обсуждался в связи с нехваткой времени.

11) Большинство студентов, преподавателей и лаборантов факультета поддержали инициативу заве­дующего кафедрой.

12) Ряд учеников вовремя сдали до­машние задания, выполнили все задания на уроке и оказались пол­ностью готовы к контрольной работе.

Упражнение 11. Допишите окончание сказуемого, объясните свой выбор.

1) К началу лекции пришл... двадцать студентов.

2) Двадцать студентов получил... зачет вовремя.

3) Сорок человек неожиданно выскочил... из лесу и с криком побежал... по полю.

4) На решение этой задачи отведен... двадцать пять минут.

5) На ремонт понадоб…тся пять килограммов краски.

6) До конца пути оставал…сь двенадцать километров.

7) Со дня окончания школы прошл... два года.

8) Два часа показал...сь мне вечностью.

9) Уже четверть часа прошл... после начала лекции, а вы только приехали.

10) Эта четверть часа пролетел... незаметно.

11) Двадцать три покупателя пришл... в магазин с претензиями по поводу

качества этого товара.

12) Четверо детей замерл... в ожидании Снегурочки.

13) У моего соседа был... три дочери.

14) При больнице состоял... два сторожа.

15) В кабинете стоял... четыре стула.

16) Сорок один делегат прибыл... на областную конференцию.

17) Двадцать один делегат встретил...сь за круглым столом.

18) За аренду помещения уплачен... 12 361 рубль.

Упражнение 12. Выберите правильное окончание. Укажите номера предложений, где возможны оба варианта.

 

1) Все тридцать одно предложения был... переписан... в тетрадь.

2) Недавно сдан... в эксплуатацию и эти восемь зданий.

3) Всего только тринадцать человек пришл... на собрание жильцов нашего дома.

4) Тридцать дел...ся на пять без остатка.

5) И опять ид...т двенадцать, за плечами ружьеца (А. Блок).

6) В магазине работал... человек двадцать.

7) Десятка три домов был... снесен...

8) Несколько человек оглянул...сь.

9) Несколько студентов сдал... экзамен на «отлично».

10) Сколько событий сохранил...сь в ее памяти!

11) Много впечатлений стал... для нее мукой.

12) Тройка машин вырвал...сь вперед.

13) Сотня ребятишек кинул...сь в разные стороны.

14) Пришл... масса народу.

15) Машин скопил...сь уйма.

16) Бездна трудностей пережит... жителями нашего села.

17) Полчаса пронес...тся мгновенно.

18) Полдома выскочил... на улицу в недоумении.

19) Последние полчаса тянул...сь мучительно долго.

20) Оставшиеся полгода пройд...т очень быстро.

Тема 3. Выбор падежной формы управляемого слова

 

Упражнение13. Исправьте ошибки и неточности в употреблении беспредложных и предложных конструкций.

1) Анна Сергеевна с радостью прочитала письмо матери.

2) Все сотрудники должны действовать согласно приказа.

3) В современной семье супруги равноправны друг другу.

4) Роман «Герой нашего времени» представляет из себя произведение, состоящее из пяти относительно самостоятельных повестей.

5) Что касается до меня, то я настаиваю на срочной госпитализации.

6) Благодаря мне ты опоздал на поезд.

7) Рецензия о книге оказалась очень резкой.

8) Отзыв на диссертацию был написан согласно требований ВАК.

9) Какова ваша точка зрения о происходящем?

10) Всех учителей восхищает жажда к знаниям этого ребенка.

11) Заведующий отдела издал приказ, согласно которого изменяется время обеденного перерыва.

12) Служащие, вопреки распоряжения директора, отказались работать по вечерам.

13) Этот человек всегда действует наперекор судьбы.

14) Окончательное решение будет принято мною по возвращению из отпуска.

15) В этот район города удобнее ехать трамваем, а не машиной.

16) Ученик справился с решением задачи только из-за помощи учителя.

17) Логические задачи учат правильно оперировать с фактами.

18) Об изменении расписания студенты узнали от заведующего кафед­ры общей биологии.

19) В образ Татьяны Пушкин воплотил свой идеал русской женщины.

20) Евгений Онегин воплощает в себя черты многих молодых дворян.

Упражнение 14. Отредактируйте предложения всоответствии с нормами нейтрально­го стиля речи. Мотивируйте предлагаемую правку.

1) Воспоминания касательно Парижа еще свежи в памяти друзей.

2) В мебельный гарнитур включен обеденный стол о трех ножках и четыре стула.

3) Размышления лектора про роль А. Н. Островского в становлении русского драматического театра заслуживают внимания.

4) Клумба с гладиолусами разбита подле веранды.

5) По окончании ознакомления с выставкой картин экскурсионная группа будет иметь три часа свободного времени.

6) Бригада рабочих, ввиду игнорирования инструкции, допустила грубые ошибки при сборке конструкции.

7) Вследствие изменения часов работы салон причесок лишился ряда клиентов.

8) Благодаря снежным заносам движение транспорта прервано.

9) Катерина Кабанова хочет парить в небе наряду с птицами.

10) Ученики не посещали школу за счет сильных морозов.

11) Эти факты говорят за то, что родители отстающих учеников не прислушиваются к советам

опытных педагогов.

12) В мае простой вагонов сокращен наполовину против нормы.

13) Много оказалось недоделок со стороны электроцеха.

14) Он думал о княжне Марье, на которой его сватали. (Л. Толстой.)

15) Князь Андрей всегда особенно оживлялся, когда ему приходилось руководить молодого

человека. (Л. Толстой.)

16) Все вспышки его беспричинного гнева большей частью обрушива­лись на княжне Марье.

(Л. Толстой.)

17) Вы правы тем, что не хотите видеть в природе ту самую борьбу, от которой так устали в

городе. (М. Пришвин.)

Упражнение15. Подберите номер примера, иллюстрирующего правило, которое диктует выбор формы родительного падежа дополнения.

– Наличие в предложении частицы «ни» или местоимения либо наречия, в составе которых имеется указательная частица.

– Наличие дополнения, которое имеет разделительно-количественное значе­ние.

– Наличие глагола, относящегося к лексико-семантической группе глаголов восприятия, мысли, желания, ожидания.

– Наличие глаголов «иметь», «получать», «доставать» и т. п., которые в со­четании с частицей «не» приобретают значения полного отрицания.

– Наличие дополнения, выраженного отвлеченным существительным.

– Наличие в предложении устойчивых сочетаний, пословиц, поговорок (ча­ще при выражении дополнения отвлеченным существительным).

– Дополнение стоит при деепричастии или причастии с отрицанием.

– Предложение безличное (инфинитивное), подчеркивается категорический характер отрицания.

Примеры:

1) Дети никогда не скрывают своей радости.

2) Не получив удовлетворительного ответа, посетитель покинул кабинет.

3) Она души не чает в своей младшей сестричке.

4) До тебя никто еще не открывал этой книги.

5) Восторга в твоих словах я не слышу.

6) Не дать ли вам свежей воды?

7) Вегетарианцы не едят мяса.

8) Отец не смог улететь в Одессу, потому что не достал билета на самолет.

9) Возражение против этого предложения не дает основания отказываться от го­лосования.

10) Этот кинофильм не имел успеха.

11) Так и не дождавшись письма, брат был вынужден действовать на свой страх и риск.

12) Тебе не решить этой задачи?

Упражнение16. Подберите номер примера, иллюстрирующего правило, которое диктует выбор формы винительного падежа, ослабляющего значение от­рицания.

– Указан конкретный объект («именно этот предмет, а не вообще какой-то»).

– Дополнение выражено одушевленным существительным или географиче­ским названием.

– Инверсия дополнения.

– Предложение вопросительное или восклицательное, общий смысл не имеет характера

отрицания.

– Предложение побудительное.

– Глагол-сказуемое имеет форму совершенного вида, указывающую на ре­зультативность действия.

– Двойное отрицание, т.е. усиленное утверждение.

– Совпадение различных, но одинаково звучащих падежных форм (для устра­нения неясности).

– Наличие слов (частиц) с ограничительным значением.

– Наличие в предложении слова, по смыслу относящегося одновременно к прямому дополнению

и к сказуемому.

– Дополнение распространено несколькими определениями.

– Конструкция «не + вспомогательный глагол + инфинитив перех. глагола + дополнение», то

есть дополнение относится не непосредственно к глаголу с отрицанием, а к инфинитиву.

– Устойчивое сочетание, пословица, поговорка.

Примеры:

1) Мы не отдадим этот стол в реставрацию.

2) Анна Николаевна не обманула Татьяну Александровну, а просто забыла напомнить о собрании.

3) Отец долго не мог простить сыну его проступок.

4) Студент не купил книгу, рекомендованную ему преподавателем.

5) Нельзя не заметить эту прекрасную картину.

6) Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.

7) Я не читал газету.

8) Где только она не задавала этот вопрос!

9) Брюки я не смогла купить.

10) Не покупайте этот корм для кошки никогда.

11) Директор не находит эти меры своевременными.

12) Официант едва не уронил бокал с подноса.

13) Старик задумчиво слушал Наташу и не узнавал в ней тихую, безропотную, скромную внучку.

Упражнение17. Отредактируйте предложения, исправляя скопле­ние одинаковых падежных форм, которые затрудняют понимание высказывания.

1) Для выполнения требования устранения отставания производства деталей намечены конкретные меры.

2) Речь выступавшего неоднократно прерывалась слушателями шумными аплодисментами.

3) Сотрудники отдела приступили к подготовке к соревнованию.

4) На заседании о дальнейших совместных планах был поставлен вопрос о соглашении о взаимном сотрудничестве трудовых коллективов.

5) Разговор с учителем с большим педагогическим стажем убедил родителей прислушаться к стремящимся к изучению работы на компьютере детей.

6) Я не могу решиться поручить вам пойти просить поэта написать статью для

нашего журнала

Раздел II

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: