Особенности пунктуации в предложениях с вводными предложениями и вставными конструкциями.




Упражнение 75. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните, почему нужно выбрать то или иное написание, ту или иную пунктуацию. Укажите, если возможны варианты, обоснуйте ваши предложения.

 

I

 

Случилось что Александр Гольц вышел из б…лагана и пришел к месту свидания не так как обычно а кажется на (пол)часа раньше назначе(н/нн)ого. В ожидани(е/и) предмета своей любви он улыбаясь прошлому по-видимому думал что может быть все обойдется как нельзя лучше.

Наступил вечер узенькая как щель улица Пса туманилась золотой пылью из грязных в этой части города их никогда не мыли окон струился кухо(нн/н)ый чад разнося в воздухе запах приг…релого кушан(и/ь)я и сырого белья. По мостовой бродили зеленщики и тр…пичники заявляя о себе хриплыми криками. Из дверей пивной то и дело вываливались медлительные в движениях люди выйдя они сперва искали казалось точку опоры потом вздыхали нахл…бучивая шляпу как можно ниже к пер…носице и шли то с мрачным то с блаже(нн/н)ым выражением лиц пр…увеличе(нн/н)о твердыми шагами.

– Здра…ствуй!

Александр Гольц вздрогнул всем телом и пов…рнулся. Она стояла перед ним в небрежной позе точно остановилась (мимо)ходом как(будто)на секунду и (тот)час уйдет…

– (И)так между нами наконец все кончено?

– Все кончено,– как эхо отозвалась женщина. – И зачем вы еще хотели видеть меня?

– У меня остался ваш зонтик.

– Я купила себе другой. Прощайте.

Она между тем медленно кивнула ему и пошла. Тумба оказалась крепче тросточки Гольца; хрупкое роговое изделие сломалось в куски. Он пристально смотрел в затылок ушедшей девушк(и/е) но она тем не менее (не/ни) разу не обернулась. Потом фигуру ее заслонил угольщик с огромной к…рзиной. Кусоч(и/е)к шляпы мелькнувш(е/и)й из-за угла – это все.

 

II

 

Александр Гольц открыл двери ближайшего р…сторана…сел к пустому столу и крикнул Гарсон! Бутылку водки.

Некоторое время он ждал. Когда ему все(таки) принесли требу…мое он налил стакан…чик отпил и плюнул: Я требовал водки, черт возьми! Возьмите эту жидкость которой без сомнения много в любой водосточной кадке

Хозяин трактира принес (не)распечата(н/нн)ую бутылку вытащил пробку сам отпил глоток и плюнул в стакане к его изумлению была вода. Кто-то начал кричать что ресторатор разумеется жулик что надо пригласить и немедленно полицию; другие вообще с ожесточением утверждали что моше(нн/н)ик именно Гольц. Некоторые набожно вспоминали черта; маленькие мозги их запуга(нн/н)ые всей жизнью отказывались дать об…яснение (не) связа(н/нн)ое с пр…исподней…

Гольц вышел (не) оборачиваясь но зная что за ним двигаются изумленные раскрытые рты.

 

III

 

Далее это было совсем близко он пошел к хлебопекарне. Открывая дверь Гольц будто непроизвольно оглянулся и увидел толпу. Люди самых разных профе(сс/с)ий старики дети и женщины толкались за его спиной. Ист…рическое любопытство (от)части разбавле(нн/н)ое темным испугом непонимания тянуло их как стаю собак за человеком, опозорившим трактирщика … Подойдя к прилавку Гольц потребовал фунт сахарных сухарей…Чашка весов полная сухарями буквально до к…ромысла к всеобщему изумлениюне перевешивала фунтовой гири. Девушка-продавщица в свою очередь протянула руку и с силой потянула вниз цепочку весов но странное дело как будто припечата(нн/н)ая (не) ш…вельнувшись стояла другая чашка… Толкаясь и вскрикивая люди в ужасе бросились проч…, стиснутые в дверях кричали, как реза(нн/н)ые. Растер…(н/нн)ая б…гровая от испуга стояла продавщица…Гольц вышел вон…Пошатываясь с бледным воспале(н/нн)ым лицом с шляпой сдвинутой на ухо он выглядел собственно как помеш…(н/нн)ый. Подошел к старухе продававшей яйца взял с лотка одно яйцо разбил его и вытащил из скорлупы золотую м…нету... Публика окружила старуху. Это было редкое зрелище дряхлые жадные руки били яйцо за яйцом – но к сожалению не было больше ни в одном золота.

Гольц на какое(то) время остался совершенно один. Подойдя к площади он вынул из к…рмана (не/ни) больше (ни/не) меньше как пистолет и нажал курок…

Так это человек просто? Так он действительно умер? Гул вопросов и восклицаний стоял в воздухе. Из-за юбки? Этот человек умер из-за одной юбки?

Старуха кричала шарл…тан; ресторатор же злобно и сладко бросил: "Так!"

Обыватели расходились…В глазах их Гольц теперь был бессилен и жалок черт ли в том что он наделен был какими(то) особыми качествами; ведь он же был несчастен все(таки) как это приятно как это приятно как это невыразимо приятно!

(Не) сомневайтесь – все были рады. И подобно тому как в деревя(н/нн)ом строении затаптывают тле…щие спички они гасили в себе мысль: "А может…может быть – ему нужно было что(нибудь) еще?" (А. С. Грин. Происшествие в улице Пса)

- Дайте толкование выделенных слов. Укажите, какие из них стилистически маркированы.

- В подчеркнутых словах расставьте ударение

- Отметьте разговорную лексику. Подберите нейтральные синонимы.

- Подберите не менее двух синонимов к слову "обыватель", дайте толкование.

- Найдите в тексте многозначные слова (примеры полисемии). Докажите многозначность составлением предложений и словосочетаний с различными значениями этих слов.

Упражнение 76. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания и найдите орфографические и пунктуационные ошибки. Свой выбор объясните правилом.

 

"Слушайте–сказал Бабель, (по)видимому уже сердясь.– Литература все-таки не липа! Вот именно! Несколько вариантов одного и того же рассказа! Какой ужас! Разумеется вы думаете, что это – излишество! А вот я еще абсолютно не уверен, что последний вариант можно печатать. Кажется его можно еще сжать. Такой отбор, дорогой мой, и вызывает самостоятельную силу языка и стиля. Языка и конечно стиля!, – повторил он. – Я беру кажется пустяк – ане…дот, базарный на первый взгляд рассказ и делаю из него вещь, от которой в итоге сам не могу оторваться. Она играет. Она – совершенно круглая как морской г…лыш. Она держится сцеплением отдельных частиц. И сила этого сцепления между тем такова, что ее не разобьет кажется даже молния. Его будут непр…менно читать, этот рассказ. И будут надеюсь помнить… Не моя, конечно, заслуга, что, (не)ведомо как, в меня, сына мелкого маклира, вселился демон, или может быть ангел и(сс/с)ку(сс/с)тва, называйте, как хотите. И я подчиняюсь ему как раб, как в…ючный мул. Я продаю свою душу и должен писать наилучшим образом. В этом мое счастье, или может быть мой крест. Кажется все(таки), крест. Но отберите у меня его – и вместе с ним изо всех моих жил, из моего сердца схлынет вся кровь и я буду стоить не больше, чем изж(о/е)ва(н/нн)ый окурок. Эта работа делает меня человеком, а не Одесским, уличным философом… Я работаю как мул. Но я не жалуюсь. Я сам выбрал себе это каторжное дело. Я, как га(лл/л)ерник, прикова(н/нн)ый на всю жизнь к веслу, и полюбивший это весло. Со всеми его мелочами, даже с каждым тонким, как нитка слоем древессины, отп…лирова(нн/н)ом его собственными л…донями. От многолетнего соприкосновения с человеческой кожей, самое грубое дерево приобретает в конце концов благородный цвет и в результате делается похожим на слоновую кость. Вот так же и наши слова, также и русский язык. К нему нужно приложить теплую ладонь и он превращается в живую драгоценность".

(По К. Паустовскому. Тот мальчик)

- Дайте толкование выделенных слов.

- Отметьте стилистически маркированные слова. Попробуйте заменить их нейтральными синонимами.

- Найдите предложение с грамматической ошибкой. Мотивируйте правку.

- Отметьте неполные предложения. Какова стилистическая функция неполных предложений в тексте?

Упражнение 77. Расставьте знаки препинания. Объясните правилом.

 

Это было странное загадочное существо царскосельский лейб-гусар живший на Колпинской улице и ездивший в Петербург верхом потому что бабушке казалась опасной железная дорога хотя не казались опасными передовые позиции где кстати говоря поручик Лермонтов был предоставлен к награде за храбрость. Он не увидел царские парки с их растреллиями камеронами лжеготикой однако заметил как "сквозь туман кремнистый путь блестит". Он оставил без внимания знаменитые петергофские фонтаны чтобы однажды задумчиво произнести на берегу Финского залива: "Белеет парус одинокий..."

Он может быть много и не дослушал но твердо запомнил что "пела русалка над синей рекой полна непонятной тоской...".

Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг написал нечто такое где он никому не подражал зато всем уже целый век почему-то хочется подражать ему. Но совершенно очевидно что это невозможно. Слово слушается его как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова сказанные им о влюбленности не имеют себе равных ни в какой из поэзий мира.

Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза достояние лишь зрелого возраста. И даже то что принято считать недоступным для большинства лириков театр ему было подвластно.

До сих пор не только его могила но и место его гибели полны памяти о нем. Кажется что над Кавказом витает его дух перекликаясь с духом другого великого поэта Пушкина.

(По А. Ахматовой)

- Найдите в тексте окказионализмы, дайте толкование. Какова их стилистическая функция?

- Подчеркнутые слова замените парафразами.

- Из каких произведений М. Ю. Лермонтова цитаты, приведенные в тексте?

- В этом тексте 1 речевая ошибка. Найдите ее и исправьте.

Упражнение 78. Объясните знаки препинания. Там, где возможно предложите свой вариант. Найдите предложения, в которых знаки препинания расставлены не по правилам.

 

Опять с банальной унылостью пробили часы. Время шло в арифметической прогрессии: восемь. Уродливое окошечко оказалось доступным закату; сбоку по стене пролег пламенный параллелограмм. Камера наполнилась до верху маслом сумерек, содержавших необыкновенные пигменты. Так, спрашивается: что это справа от двери – картина ли кисти крутого колориста или другое окно, расписное, каких уже не бывает? (На самом деле это висел пергаментный лист с подробными, в две колонны, "правилами для заключенных"; загнувшийся угол, красные заглавные буквы, заставки, древний герб города, – а именно: доменная печь с крыльями, – и давали нужный материал вечернему отблеску). Уж давно принесенный обед (харчи смертникам полагались директорские) стыл на цинковом подносе.

Между тем дверь отворилась, и вошел директор тюрьмы.

Он был как всегда в сюртуке, держался отменно прямо, выпятив грудь, одну руку засунув за борт, а другую заложив за спину. Идеальный парик, черный как смоль, с восковым пробором, гладко облегал череп. Его без любви выбранное лицо, с жирными желтыми щеками и несколько устарелой системой морщин, было условно оживлено двумя, и только двумя, выкаченными глазами. Ровно передвигая ноги в столбчатых панталонах, он прошагал между стеной и столом, почти дошел до койки, – но, несмотря на свою сановную плотность, преспокойно исчез, как будто растворившись в воздухе. Через минуту, однако, дверь отворилась снова, со знакомым на этот раз скрежетанием, и, как всегда в сюртуке, выпятив грудь, вошел он же. (Вл. Набоков. Приглашение на казнь)

Тема 8. Знаки препинания в сложном предложении.

ПОВТОРЕНИЕ: Все правила правописания. Тире в простом и сложном предложениях. Двоеточие в простом и сложном предложениях.

 

Упражнение 79. Объясните постановку знаков препинания. Там, где необходимо, поставьте знаки в соответствии с современными пунктуационными нормами. Мотивируйте ваш выбор.

Несмотря на однообразие проповеди своей, – безгранично разнообразен этот сказочный человек.

Сегодня, в парке, беседуя с муллой Гаспры, он держал себя, как доверчивый простец-мужичок, для которого пришел час подумать о конце дней. Маленький человек и как будто еще более съежившийся, он, рядом с крепким, солидным татарином, казался старичком, душа которого впервые задумалась над смыслом бытия и – боится поэтому ее вопросов, возникших в ней. Удивленно поднимал мохнатые брови и, пугливо мигая остренькими глазками, погасил сам их нестерпимый, проницательный огонек. Его читающий взгляд недвижно впился в широкое лицо муллы и зрачки лишились остроты, смущающей людей. Он ставил мулле "детские" вопросы о смысле жизни, душе и боге, с необыкновенной ловкостью подменяя стихи Корана стихами Евангелия и пророков. В сущности – он играл, делая это с изумительным искусством, доступным только великому артисту и мудрецу.

А несколько дней тому назад, говоря с Танеевым и Сулером о музыке, он восхищался ее красотой и было видно, что ему нравится свое восхищение, – точнее: своя способность восхищаться. Говорил, что о музыке всех лучше и глубже писал Шопенгауэр, рассказал, попутно, смешной анекдот о Фете и назвал музыку "немой молитвой души".

– Как же – немая? – спросил Сулер.

– Потому что – без слов. В звуке больше души, чем в мысли. Мысль – это кошелек, в нем пятаки, а звук ничем не загажен и поэтому внутренно чист.

С явным наслаждением он говорил милыми, ребячьими словами, вдруг вспомнив лучшие, нежнейшие из них. И, неожиданно, усмехаясь в бороду, сказал мягко, как ласку:

– Все музыканты – глупые люди, а чем талантливее музыкант, тем ограниченнее. Странно, что почти все они религиозны.

(По М. Горькому)

- Дайте толкование подчеркнутых слов.

- Назовите имена известных вам пророков.

- Кто такие Танеев, Сулер, Шопенгауэр, Фет? Назовите их имена. Что принесло им мировую известность?

 

Упражнение 80. Расставьте недостающие знаки препинания. Ваш выбор мотивируйте правилом. Раскройте скобки, объясните правописание.

 

"Записная книжка" Блока дарит мелкие подарки извлекая из бездны забвен(и/ь)я и возвращая даты (полу)забытым событиям и снова деревя(н/нн)ый Ис(а/аа)киевский мост пылая плывет к уст(и/ь)ю Невы а я с моим спутникам с ужасом гля(жу/дим) на это (не)вида(н/нн)ое зрелище и у этого дня есть дата 11 июля 1916 года отмеченная Блоком.

И снова уже после (Р/р)еволюции 21 января 1919 г. встр(е/и)чая в театральной столовой исхудавшего Блока с сума(с)шедшими глазами и он говорит мне Здесь все встречаются как на том свете.

А вот мы втроем Блок Гумилев и я обедаем 5 августа 1914 г. на (Ц/ц)арскосельском вокзале в первые дни войны Гумилев уже в форме. Блок в это время ходит по семьям мобилизова(н/нн)ых для оказания им помощи. Когда мы остались вдвоем Коля сказал Неужели и его пошлют на фронт? Ведь это то(же) самое что жарить соловьев.

А через четверть века все в том(же) (Д/д)ра(м/мм)атическом театре вечер памяти Блока 1946 г. и я читаю только что написа(н/нн) мною стихи



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: