Тема 2. Авторские знаки препинания




Упражнение 13. Расставьте недостающие, с точки зрения современной нормы, знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

Не мешают ли знаки препинания пониманию текста? Как бы Вы расставили знаки препинания в этом фрагменте?

Лиза рыдала – Эраст плакал – оставил ее – она упала – стала на к…лени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся – далее – далее – и, наконец, скрылся – во,с/сс)ияло солнце, и Лиза, оставле(н/нн)ая, бедная, лишилась чувств и памяти. <…> Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слезы катятся по лицу моему. Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль. (Н. Карамзин. Бедная Лиза)

- Определите значение выделенных слов. Каковы их стилистические характеристики?

- Найдите в тексте фразеологизм и замените его синонимом.

- Найдите в тексте синонимы. Каковы их стилистические характеристики?

- На примере этого текста проведите стилистический эксперимент: напишите то же самое, не искажая содержания, только в ином стиле. Сравните получившийся текст с оригиналом. Сделайте выводы о взаимодействии всех элементов текста.

 

Упражнение 14. Расставьте недостающие, с точки зрения современной нормы, знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Проанализируйте функции тире в данных текстах, укажите, возможны ли варианты знаков препинания. Сопоставьте особенности пунктуации, если таковые имеются, с современными нормативными требованиями.

Не мешают ли знаки препинания пониманию текста? Как бы Вы расставили знаки препинания в этом фрагменте?

 

Я понял: если даже все погибнет, мой долг (перед вами, мои неведомые, любимые) – оставить свои записки в законченном виде.

Я попросил бумагу – и здесь я написал эти последние строки…

Я хотел уже поставить точку – так, как древние ставили крест над ямами, куда они сваливали мертвых, но карандаш затрясся и выпал у меня из пальцев…

Слушайте,– дергал я соседа.– Да слушайте же, говорю вам! Вы должны – должны мне ответить: а там, где кончается ваша конечная Вселенная? Что там – дальше?

Ответить он не успел; сверху – по ступеням – топот—

День. Ясно. Барометр 760.

Неужели я, Д-503, написал эти двести двадцать страниц? Неужели я когда-нибудь чувствовал – или воображал, что чувствую это?

Почерк – мой. И дальше – тот же самый почерк, но – к счастью, только почерк. Никакого бреда, никаких нелепых метафор, никаких чувств: только факты. Потому что я здоров, я совершенно здоров, абсолютно здоров. Я улыбаюсь – я не могу не улыбаться, из головы вытащили какую-то занозу, в голове легко, пусто. Точнее: не пусто, но нет ничего постороннего, мешающего улыбаться (улыбка – есть нормальное состояние человека).

Факты – таковы. (Е. Замятин. Мы)

- Какой синтаксический прием характерен для этого текста? - Определите эмоционально-экспрессивную окраску текста. Аргументируйте постановку знаков препинания. - Сравните функции знаков препинания в упражнении 13 и 14. В каких случаях использует тире Карамзин? Чем отличается функция тире в этих текстах?

Упражнение 15. Расставьте недостающие знаки препинания и уберите лишние. Правку мотивируйте. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Объясните выбор.

Особое место в концепц…и т…т…литарного языка Замятина занимает язык поэзии. Обращают на себя внимание слова с семами "писать", "поэзия", "литературный жанр": запись, письмо, контекст, страница, поэзия, поэма, литургия, ямб, хорей, авторский и др. Этот ряд обнаруживает намерение Замятина осмыслить назначение языка поэзии в государстве т…т…литарного типа.

Поэт становится частью единой государственной машины.<…> Достижение государства – в полном подчинении поэзии законам системы: "Теперь поэзияуже не беспардонный соловьиный свист; поэзия государственная служба; поэзия полезность ". Пр…гм…тический подход к поэзии объясняется технократической сущностью государственной системы. Последнее в значительной степени определяет и …рн…ментальную функцию поэзии.<…>Поэзия призвана "светить всегда и везде", поддерживать эйф…рическое состояние общества. В рассуждениях Замятина о прируче(н/нн)ой поэзии выделяется с…мантическая перекличка света и золота. Поэзия это солнце это розовое прозрачное, теплое золото, прекрасный …рнамент незыбл…мой твердыни счастья.

Ораторские, паф…сные жанры культивируются особо. Устное поэтическое слово, броше(н/нн)ое в массы сплачивает, объединяет …моции в единый порыв. Звучащая поэзия, легко возбуждает… (Не)маловажную роль выполняет здесь громкоголосность. "Громкое выражение повседневных мыслей и чу…ств народа" о котором говорил К. Маркс вот паф…с т…т…литарной поэзии. Мета(л/лл) в голосе соединяется с мета(л/лл)ом жеста. Это создает впечатление м…нументальности отражает, свойстве(н/нн)ую т…т…литарной поэзии т…нд…нц…ю к "большому стилю", к гигантизму (Голомшток, 1994).

"И вдруг, одна из этих гр…мадных рук медле(н/нн)о поднялась – медле(н/нн)ый, чугу(н/нн)ый жест.<…> Это был один из Государственных поэтов на долю которого выпал счастливый жребий ув…нчать праз…ник своими стихами. И загремели над трибунами божестве(н/нн)ые ямбы…"

(Н. Купина. Языковое сопротивление в контексте тоталитарной культуры)

Упражнение 16. Исправьте пунктуационные и орфографические ошибки. Раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания и уберите лишние. Все исправления мотивируйте.

 

Позицию автора, занимает творчески-одаре(н/нн)ая личность уме…щая "видеть и слыш…ть язык" (М. Горький), выступающая, как часть Государственного Института Поэзии, – выразителя воли Благодетеля и Единого Государства. (В) отличии от газет поэзия имеет право на авторство.<…>

Поэзия обращает фундам…нтальные ценности Единого Государства в объекты молитвенного покл…нения, Это ее особая привелегия – особая, потому, что только языковая одаренность может возвысить слово: не "каждый чесный нумер" спасобен авладеть поэтическим языком. В этой обьективной канстотации скрывается мысль – о невозможности всеобщего равенства: воспеть и освятить может лишь тот, у кого есть дар слова, – Поэт.<…>

Дар слова способность "о каждой данной материи говорить красно"(Ломоносов, 1958, с. 28) обращен на утверждение идиологических ценностей Единого Государства. <…>

Само понятие о прекрасном вульгаризируется: банальность воспринимается, как поэтическое открытие, лесть – как благодарность за подвиги, кровавое насилие – как свещенная кара, случайная …плошность – как (не)поправимая беда, бытовое действие – как поступок государственной важности, и т.д.

Язык поэзии основанной на фундаминтальном ликсеконе развивает опорные идеологеммы общей идиологии, отшлифовывает универсальную для т…т…литаризма речевую тактику "черного" и "белого", упроща…щую механизм монипуляции общественным сознанием. Так поэзия и вырабатывает псевдо-язык успешно реализу…щий тоталитарные посегательства на мир человека, на самоценность личности (Маркштайн, 1995, с. 99).<…>

Поэзия привращается в учебник жизни.<…> Дедактичность одна из особенностей т…т…литарной поэтики.<…>

Привращая низме(н/нн)ое в возвыше(н/нн)ое поэзия, тем самым, укрепляет принцыпы государственной нравственной демогогии, служит действенной формой апалогии насилия. Эстетика насилия, яркая черта т…т…литарной паэтики.<…>

Замятин показывает что<…> язык поэзии перерождается. Поэзия становится средством массовой информации частью массовой культуры.<…>

В романе "Мы" содержится прогноз развития прируче(н/нн)ой государственной поэзии. Он (не)утишителен. <…>Операция по удалению фантазии знаминует безвозвратную гибель поэзии и исскуства, (в)целом.

(Н. Купина. Языковое сопротивление в контексте тоталитарной культуры)

- Какая лексика доминирует в упражнениях 15 и 16?

- Выпишите из текста все причастия, укажите, от каких глаголов они образованы.

- Дайте толкование следующим словам: сема, ямб, хорей, орнаментальная функция, семантический, идеологема, поэтика. Что объединяет эти слова и словосочетания?

- Как вы понимаете словосочетание "т…т…литарная поэзия"? Найдите контекстуальный синоним к этому выражению.

- Определите стилистическую принадлежность данного текста (имеются в виду оба фрагмента), аргументируя свою позицию на лексическом и синтаксическом уровнях.

Тема 3. Двоеточие и тире в простом и сложном предложении.

 

Упражнение 17. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, объясните написание и пунктуацию. Подчеркните обобщающие слова и однородные члены предложения. Какими членами предложении они являются?

Можете предложить свои варианты знаков препинания. Изменится ли смысл высказывания при изменении знаков препинания?

 

1. Что(то) слышится родное в долгих песнях ямщика: то разгулье удалое, то сердечная тоска. 2. (Не/ни)музы, (не/ни) труды (не/ни) радости досуга – ничто не заменит единстве…ого друга. 3. Меж ними все рождало споры и к размышлению влекло: племен минувших договоры, плоды наук, добро и зло, и предрассудки вековые, и гроба тайны роковые, судьба и жизнь в свою чреду, все подвергалось их суду. 4. Черкес на корни вековые, на ветви вешает кругом свои доспехи боевые: щит, бурку, панцирь и шелом, колчан и лук – и в быстры волны за ним бросается потом (не/ни) утомимый и безмолвный (А. П.). 5. (Не/ни)что (не/ни) ш…велилось: (не/ни) одна травка (в) низу, (не/ни) один лист на верхней ветке дерева. 6. Песча…ные отлогие берега светлой реч…нки, подб…рающ…ся с холма к воде мелкий кустарник, искривле…ый овраг с ручьем на дне и березовая роща – все как (будто) было нарочно прибра…о одно к другому и мастерски нарисова…о. 7. (Не/ни) дерево, (не/ни) вода – (не/ни) что (не/ни) шелохнет…ся. 8. В кустах чирикали и пели птицы – малиновки чижи и пеночки. 9. Все у него в доме – и музыка, и мебель, и кушанья, и вина – (не/ни) только (не/ни) могло называться первостепенным, но даже во вторую степень (не/ни) годилось. 10. Вдруг все: это море, этот лучезарный воздух, эти ветки и листья, облитые солнце,– все заструит…ся задрож…ит беглым блеском. 11. От деревьев, от кустов, от высоких стогов сена – от всего побежали дли…ые тени (И. Т.)

- Дайте толкование выделенных слов. Маркированы ли эти слова стилистически?

- Подберите синонимы к подчеркнутым словам.

- Найдите слова, относящиеся к разговорной лексике, и подберите нейтральные синонимы.

- Укажите номера предложений, в которых есть контекстуальные антонимы.

Упражнение 18. Уберите лишние и расставьте пропущенные знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, мотивируя свой выбор правилами.

Найдите предложения, в которых возможны варианты знаков препинания.

 

1. Местопол…жение усадьбы было хорошо приветливо уедине…о и привольно. 2. Мой товарищ… и я – мы оба – были страс…ные охотники. 3. И лес, и дальние деревни, и трава,– все облеклось в какой(то) зловещий цвет. 4. Внезапное гудение мимолетного жука, легкое, чмоканье мелкой рыбы в прудике за липами на конце сада, сонливый свист встреп…нувшейся птички, далекий крик в поле, до того далекий, что ухо не могло различить – человек ли то кричит, или зверь, или птица,– короткий быстрый топот по дороге – все эти слабые звуки, эти шелесты, только усугубляли тишину. 5. Цветов росло там много журавли…ого горошку кашки колокольчиков незабудок полевых гвоздик. 6. Все кругом внезапно поб…гровело: деревья травы и земля. 7. На красноватой траве, на былинках, на соломинках,- всюду бл…стели и волновались бесчисле…ые нити осе…их паутин. 8. Вся усадьба Чертопханова состояла из четырех срубов разной величины, а именно: из флигеля конюшни сарая бани. 9. Деревья кусты травы все золотисто зеленело и лоснилось под дыханием теплого ветерка (И. Т.). 10. Майские сумерки, нежная, молодая зелень с тенями, запах сирени, гуденье жуков – все это ново и как (то) (не,ни) обыкновенно. 11. Все эти звуки не нарушали тишины не будили застывшего воздуха а вг…няли природу в др…моту. 12. В человеке должно быть все прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли. (А. Ч.) 13. И провожавшая ее с вещами Аннушка и Петр, клавший вещи в к…ляску, и кучер, очевидно, недовольный все были противны ей и раздр…жали ее своими словами и движениями (Л. Т.). 14. Всюду: (с)верху, и (с)низу, и (с)боков, – просачивались потоки воды и стремились залить все вокруг. 15. На столе стояли: три телефона, одна ваза и трое ножниц в стакане из(под) карандашей.

- Пользуясь толковым словарем, определите стилистическую принадлежность выделенных слов и подберите к ним нейтральные синонимы.

- Найдите предложения с грамматическими ошибками, исправьте их, мотивируя правку.

- Найдите предложения с речевыми ошибками, исправьте их, мотивируя правку. - Прочитайте предложение12. Кто из чеховских героев произносит эти слова?

Упражнение 19. Вставьте пропущенные знаки препинания и буквы. Объясните, почему вы поставили тот или иной знак, почему написали ту или иную букву.

 

Устало все кругом и цвет небес

И ветер и река и месяц что родился

И ночь и зелени потусклой спящий лес

И желтый этот лист что наконец св…лился.

Л…печет лиш… ф…нтан средь дальн…й темноты

О жизн… говоря (не)зримой но знакомой.

О ночь осе…яя как всем…гуща ты

Отказом от борьбы со смертн…ю истомой!

(А. Фет)

- Найдите в тексте неологизм. Какова роль этого слова?

- В каком предложении есть нарушение грамматической нормы? Попробуйте исправить ошибку. Почему, как вы думаете, автор допускает ее?

Упражнение 20. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Объясните пунктуацию и орфографию.

 

П…чаль и боль в моем сер…це

Но май в пышн…цветном пылу.

Ст…ю присл…нившись к каштану

Высоко на старом валу.

(В)низу городская канава

Сквозь сон г…лубея бл…стит.

Мальчишка с уд…чкой в лодке

Плывет и громко св…стит.

За рвом разбр…сался уютно

Игруш…чный пестрый мирок

Сады чел…вечки и дачи

Быки и луга и п…сок. (Саша Черный)

- Найдите в тексте неологизм. Какова роль этого слова?

- В каких предложениях нетрадиционный порядок слов? Какова роль этого приема?

- Сравните первое и третье четверостишия. В чем сходство их и какие вы найдете отличия на лексическом и синтаксическом уровнях?

Упражнение 21. Исправьте пунктуационные ошибки и вставьте пропущенные буквы.

 

РИТМ

Ч…сы, шипя двенадцать раз пр…били,

В соседней зале, темной и пустой,

Мгн…вения бегущие чредой,

К безвес…ности, к забвению к могиле,

 

На краткий срок свой бег остановили,

И вновь узор ч…канят золотой,

Зав…рож…н ритмической мечтой,

Вновь отдаюсь, меня стр…мящей силе.

 

Раскрыв глаза гляжу на яркий свет,

И слышу сер…ца ровное биенье,

И этих строк размеренное пенье,

И мыслимую музыку планет.

 

Все ритм и бег. Бесцельное стр…мленье!

Но страшен миг когда стр…мленья нет.

(И. Бунин)

- Укажите слова, которые имеют параллельные грамматические формы.

- Выпишите стилистически маркированные слова и подберите к ним нейтральные синонимы.

- Найдите случаи инверсии. Какую функцию выполняет этот прием?

Упражнение 22. Объясните расстановку знаков препинания. Укажите, в каких предложениях возможны варианты.

 

1. Оборачиваюсь: Грушницкий (М. Л.). 2. Грушницкий не вынес этого удара: как все мальчики, он имеет претензию быть стариком (М. Л.). 3. Но нынче она была совсем другая: в выражении лица ее было что-то новое, сдержанное, застенчивое и, как показалось Нехлюдову, недоброжелательное к нему (Л. Т.). 4. Эстетика есть выражение этики: искусство выражает те же чувства, которые испытывает художник (Л. Т.). 5, В доме мало-помалу нарушалась тишина: в одном углу где-то скрипнула дверь, послышались по двору чьи-то шаги, на сеновале кто-то чихнул(И.Г.). 6. В продолжение утра Оленин весь был погружен в арифметические расчеты: сколько он проехал верст, сколько остается до первой станции, какую часть всей дороги составляет проеханное (Л. Т.). 7. Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь (И. Т.). 8. Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила (И.Т.). 9. Слово отражает мысль: непонятна мысль – непонятно и слово (В. Б.). 10. Ругают, осуждают – радуйся, хвалят, одобряют – бойся огорчений (Л. Т.). 11. Есть один несомненный признак, разделяющий поступки людей на добрые и злые: увеличивает поступок любовь и единение людей – он хороший, производит вражду и разъединение – он плохой (Л. Т.). 12. Увидел старик поутру мерина куцего и загоревал: без хвоста все равно что без головы – глядеть противно (Л. Т.). 13. Вот дождь становится мельче, туча начинает светлеть в том месте, в котором должно быть солнце, и сквозь серовато-серые края тучи чуть виднеется клочок ясной лазури (Л. Т.).

Упражнение 23. Расставьте недостающие знаки препинания и уберите лишние. Исправьте пунктуационные ошибки. Правку свою объясните. Укажите предложения, в которых возможны варианты знаков препинания.

 

1. Со всех сторон вьются хохлатые жаворонки в мокрых кустах слышно хлопотливое движение маленьких птичек, и из середины рощи ясно долетают звуки кукушки. 2. И Жилин приуныл, видит: дело плохо (Л. Т.). 3. Ну да это само собой разумеется, душа – не яблоко, ее не разделишь (И. Т.). 4.Хорошо что Лемм нас не слышал – он бы в обморок упал (И. Т.). 5. Только у мельницы злится река – нет ей простора: неволя горька (Н. Н.). 6.Он даже испугался: так было темно, тесно, и нечисто (А. Ч.). 7. Однако, пора вставать: уж без четверти шесть. 8. Печален я: со мною друга нет (А. П.). 9.Он покраснел: ему стало стыдно – убить человека безоружного. 10. Я не мог заснуть: передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами (М. Л.). 11. К сукнам холстам и домашним материям, страшно было прикоснуться: они обращались в пыль(Н. Г.). 12. Я проснулся: заря уже занималась (И. Т.). 13.Варвара прислушалась: донесся шум вечернего поезда (А. Ч.). 14. Я это сделаю так – выкопаю подле самого камня большую яму, землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и завалю землей. 15. Вопрос для Кутузова теперь состоял только в том: неужели это он допустил Наполеона в Москву (Л. Т.). 16.Одно было несомненно: назад он не вернется (И. Т.). 17. Ты сам заметил: день ото дня я вяну – жертва злой отравы (М. Л.). 18. Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает (И. Т.). 19. Помню также: она любила хорошо одеваться и прыскаться духами. 20. Было: серо, тускло, безотрадно, хоть огонь зажигай – все жаловались на холод. 21. Дома и хворать легче и жить дешевле, и недаром говорится – дома и стены помогают (А. Ч.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: