Шарниры равных угловых скоростей.




 

На автомобилях с передним ведущим мостом применяются шарниры равных угловых скоростей (ШРУС) – это связано с разными углами поворота передних колес.

Они предназначены для передачи крутящего момента на передние управляемые колеса независимо от угла их поворота.

На ЗИЛе в переднем ведущем мосту установлены: шариковые шарниры равных угловых скоростей. Шарнир имеет 2 вилки и 5 шариков, где центральный шарик служит для центрирования вилок шарнира.

Шарнир смазывается Литолом-24. 0,3 кг закладывается в корпус поворотного....?... при сборке.

На КАМАЗе установлены кулачковые дисковые шарниры равных угловых скоростей. Диск, находящийся в центре шарнира, предназначен для передачи крутящего момента от внутренней полуоси к наружной. Шарнир смазывается смесью из Литола-24 и масла ТСП15К, каждого по 50%.

Смазка меняется через одно ТО-2.

 

 

Ходовая часть автомобиля.

 

Ходовая часть автомобиля обеспечивает движение автомобиля, смягчает и поглощает тычки и удары от неровностей дороги.

Состоит: рама, балки мостов, подвеска, колеса.

1. Рама – к ней крепятся все механизмы и кузов. Это две продольные балки (лонжероны) и несколько поперечин.

2. Балки мостов – для передачи веса автомобиля на колеса и обратно – для передачи нагрузок от колес на автомобиль.

3. Подвеска – смягчает и поглощает толчки и удары при движении автомобиля. На изучаемых автомобилях передние подвески рессорные...?..., зависимые, когда оба колеса одного моста упруго связаны с рамой. При наезде одного колеса на неровность, его перемещение передается и на другое колесо.

Подвеска, при которой вертикальные перемещения колес одного и того же моста не зависят друг от друга, называется независимой подвеской.

Подвеска состоит из рессор и амортизаторов:

а) рессоры – для смягчения толчков ударов от колес при движении по неровностям. Рессоры находятся в передней и задней подвеске. В средней части рессора крепится к балке моста с помощью стремянок и болтов. А крайние ее части крепятся к раме. Самый длинный лист рессоры находится сверху и называется коренным. Смазывается графитной смазкой;

б) амортизаторы – служат для быстрого гашения телескопических колебаний рамы. Два амортизатора закрепляются одним концом к балке моста, а другим к раме. Устанавливаются на передней подвеске. Работа амортизатора основана на принципе перетекания жидкости между плоскостями через узкие отверстия. В амортизатор заливается амортизационная жидкость АЖ-12Т в 1 амортизатор КАМАЗа – 0,515 л, менять 1 раз в год; в 1 амортизатор ЗИЛа – 0,45 л.

Задняя подвеска - тоже зависимая и рессорная, а также балансирная, когда оба моста образуют общую тележку, которая может балансировать на общей оси, может качаться вместе с рессорами на оси, а также каждый мост может перемещаться независимо, что повышает проходимость по неровной дороге.

Состоит: 2 перевернутые рессоры, 2 балансира на осях, 6 реактивных штанг, которые служат для передачи усилий от балок мостов на раму. Балансирная подвеска нуждается в смазке.

4. Колеса – обеспечивают движение автомобиля, благодаря шинам смягчают и поглощают удары от неровностей дороги.

Колесо состоит: ступица (крепится на мосту на подшипниках,...?...), диск (крепится к ступице гайками), шина (покрышка, камера, ободная лента).

Колеса подвергаются балансировке. Нарушение балансировки ведет к неравномерному износу шины.

На грузовых автомобилях регулируют схождение колес – это расстояние между шинами передних колес спереди меньше, чем сзади. Схождение необходимо для снижения износа шин. Оно регулируется изменением длины поперечной рулевой тяги.

Развал колес – это расстояние между шинами передних колес вверху больше, чем внизу. Развал передних колес необходим для снижения нагрузки на внешний подшипник ступицы колеса. Развал на грузовых автомобилях не регулируется.

Изучаемые грузовые автомобили имеют централизованную систему подкачки шин. Нормальное давление в шинах КАМАЗа 0,7 – 3,5 кг/см2, ЗИЛа – 0,5 – 3,0 кг/см2. Давление воздуха в шинах проверяется ежедневно. Во всех шинах оно должно быть одинаковым.

Для продления срока службы шины необходимо равномерно размещать груз в кузове, а также периодически переставлять колеса между собой.

 

 

Неисправность Причина
Неравномерный износ шин. Нарушение балансировки.
Износ шины по краям. Пониженное давление в шине.
Износ средней части шины. Повышенное давление в шине.
Автомобиль уводит вправо. Пониженное давление в правой шине.

 

 

Тормозная система.

 

Большинство современных грузовиков оборудуются рабочей, запасной и стояночной тормозными системами. На КАМАЗе кроме этих есть еще вспомогательная тормозная система.

Тормозная система – для остановки автомобиля и снижения его скорости в обычных условиях.

1. Рабочая тормозная система.

Состоит: из 6 тормозных механизмов и пневматического тормозного привода (установлена на 6 колесах).

В основе рабочего тормоза лежит трение между тормозными накладками колес и их тормозными барабанами. Зазор между тормозными колодками и барабаном регулируется поворотом червяка разжимного кулака.

Пневматический тормозной привод состоит:

1) тройной защитный клапан – для разделения воздушных магистралей на автономные контура;

2) одинарный защитный клапан – для сохранения давления в системе автомобиля тягача при аварийном уменьшении давления в питающей магистрали прицепа;

3) разобщительный кран – перекрывает при необходимости магистраль, соединяющую автомобиль тягач с прицепом;

4) тормозной кран – на раме – для управления пневмоприводом тормозов тягача и прицепа;

5) тормозная камера (пневмокамера) – для преобразования сжатого воздуха в силу, прижимающую тормозные колодки к вращающемуся барабану. Она диафрагменного типа. Штоки тормозных камер должны иметь одинаковый ход – для обеспечения равномерного торможения. Выход штока тормозной камеры на КАМАЗе и ЗИЛе – 20-30 мм. Пневмокамеры КАМАЗа и ЗИЛа имеют регулировочные устройства. На ЗИЛе все пневмокамеры одинаковые, а на КАМАЗе – разные: задние камеры имеют пружинные энергоаккумуляторы;

6) регулятор давления – для перевода разгрузочного устройства компрессора на холостой ход;

7) регулятор тормозных сил – для изменения тормозного момента в зависимости от степени загрузки двигателя;

8) воздушные баллоны (ресиверы) – для хранения запаса сжатого воздуха (каждый по 20 л) на раме. При ЕТО из воздушных баллонов выпускают конденсат. На КАМАЗе есть:

- предохранитель от замерзания конденсата,

- клапан управления тормозами прицепа с 2-х проводным приводом.

Для нормальной работы тормозной системы необходим свободный ход педали. На КАМАЗе – 20-30 мм, ЗИЛе – 40-60 мм – регулируется изменением длины тяги, соединяющей промежуточный рычаг с рычагом тормозного крана.

2. Стояночная тормозная система.

1) Ей оборудуются все автомобили.

2) Для удержания автомобиля во время стоянки и аварийной остановки в случае необходимости.

3) Стояночный тормоз использовать как рабочий допускается только для предотвращения ДТП.

4) Стояночный тормоз на ЗИЛе барабанного типа с механическим приводом, приводится в движение рычагом в кабине водителя.

5) На КАМАЗе – пневмопривод.

6) На КАМАЗе стояночная тормозная система приводится в действие ручным краном за счет подачи сжатого воздуха.

7) Ручной тормозной кран служит для управления энергоаккумуляторами стояночной и запасной тормозными системами.

3. Запасная система.

Запасная система есть на КАМАЗе, на ЗИЛе – нет.

В основе действия запасного тормоза лежит разделение контуров в тормозном приводе.

4. Вспомогательная тормозная система.

Служит для приторможения автомобиля на затяжных спусках. Имеется только на КАМАЗе. Она не связана с колесными тормозными механизмами. В основе действия вспомогательного тормоза лежит противодавление в выпускном трубопроводе.

Без пополнения запаса сжатого воздуха можно сделать 8-10 торможений.

 

Неисправность Причина и устранение
Увеличение свободного хода педали. Колеса не растормаживаются. Сломались стяжные пружины колодок рабочего тормоза.
При торможении автомобиль уводит в сторону, заносит. 1) Износились или загрязнились тормозные накладки – промыть керосином или заменить их. 2) Нарушилась регулировка хода штоков тормозных камер.
Давление воздуха упало, сработал воздухораспределительный клапан прицепа, прицеп затормозился. Разъединилась магистраль от тягача к прицепу во время движения.

 

Компрессор.

 

Компрессор – для сжатия воздуха и нагнетания его в пневмосистему. Установлен на ЗИЛе с правой стороны двигателя спереди и приводится в действие ремнем, на КАМАЗе – в развале блока, привод – шестеренчатый. Манометр пневмосистемы, расположенный в кабине на щитке приборов, показывает давление в воздушных баллонах и в тормозных камерах при торможении. Без пополнения запаса сжатого воздуха можно сделать 8-10 торможений. Нормальное давление воздуха в пневмосистеме ЗИЛ – 6,0-7,7 кг/см2, КАМАЗ – 6,2-7,5 кг/см2.

Компрессор охлаждается охлаждающей жидкостью из системы охлаждения двигателя.

Компрессор смазывается тем же маслом, что и двигатель – масло подается из масляной магистрали двигателя в картер компрессора.

В пневмосистеме ЗИЛа есть предохранительный клапан – для защиты пневмосистемы от повреждения при повышении давления в случае отказа регулятора давления.

В компрессоре есть разгрузочное устройство, которое с помощью регулятора давления переводит его работу на холостой ход при достижении заданного давления в пневмосистеме, а также при загрязнении масляного фильтра, засорения масляных каналов.

 

 

Рулевое управление.

Рулевое управление – для изменения направления автомобиля.

Состоит:

1) рулевой механизм

2) рулевой привод

3) усилитель рулевого привода.

1. Рулевой механизм передает и увеличивает усилие от рулевого колеса на рулевую сошку рулевого привода.

Рулевой механизм с ГУРом предназначен для снижения усилия, прилагаемого к рулевому колесу. То есть рулевой механизм с ГУРом объединен в одном агрегате и закреплен на раме.

Рулевой механизм состоит: картер, винт с гайкой на циркулирующих шариках, поршень-рейка, зубчатый сектор с валом сошки (никакого червяка нет). На КАМАЗе, кроме того, есть угловой редуктор. Поршень рулевого механизма смазывается маслом марки «Р», которое заливается в бачок ГУРа. Винтовые канавки в рулевом механизме заполнены шариками.

В рулевом управлении применяется карданная передача, которая передает усилие от рулевого колеса к рулевому механизму под углом и поглощает вибрации рулевой колонки относительно рамы и кабины водителя.

2. Гидроусилитель руля (ГУР) – для уменьшения усилия, необходимого для поворота автомобиля, смягчения тычков и ударов от неровности дороги. ГУР уменьшает усилия водителя, необходимые для поворота автомобиля. ГУР – гидравлический. В бачок заливается масло марки «Р» (КАМАЗ – 4,2 л, ЗИЛ – 3,2 л). Бачок стоит на насосе ГУРа. Насос находится в развале блока цилиндров. Привод насоса на ЗИЛе – ременной, КАМАЗе – шестеренчатый. Насос ГУРа лопастного типа. Он служит для создания необходимого давления в усилителе руля. Если в насосе слышен шум – значит в систему попал воздух. В ГУРе 2 клапана:

1) шланг низкого давления, по которому масло от усилителя сливается в бачок насоса;

2) шланг высокого давления – для передачи масла от насоса (под давлением) к усилителю.

Примерная величина максимального давления, развиваемого насосом ГУРа – 65 кг/см2. Если ГУР выйдет из строя – управление возможно, но водитель затрачивает на поворот во много раз больше усилий.

3. Рулевой привод передает усилие от рулевого механизма на управляемые передние колеса.

Состоит: рулевая сошка, продольная и поперечная тяги, рычаги поворотных кулаков. Рулевые тяги и рычаги поворотных кулаков соединяются между собой шарнирно-шаровыми пальцами с гайкой. Эти шарнирные соединения смазываются через пресс маслом ЛИТОЛ-24. Рулевые тяги образуют рулевую трапецию, которая служит для правильного качения колес на поворотах, обеспечивает одновременный поворот передних колес на различные углы.

Люфт в рулевом управлении определяется люфтомером.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: