Газораспределительный механизм (ГРМ).




Предназначен для своевременного впуска в цилиндры двигателя воздуха (дизель) или горюче-смазочной смеси (карбюраторный двигатель) и выпуска отработанных газов.

Состоит: распределительный вал, толкатели, штанги, коромысла, впускные и выпускные клапана и их пружины.

На распредвале сделаны кулачки, с помощью которых происходит своевременное открытие клапанов в определенной последовательности. Распредвал приводится в действие от к/вала через блок промежуточных шестерен.

Толкатель представляет собой стаканчик, в который вставляется штанга.

Коромысло выполнено в форме двуплечевого рычага, оно служит для передачи усилия от штанги к клапану.

Пружины клапанов обеспечивают плотное прижатие клапана к седлу. Клапана отличаются между собой размерами головки, у впускного клапана головка больше, чем у выпускного. Клапана установлены в головке блока цилиндров. Их 16 штук (8 впускных и 8 выпускных).

Для нормальной работы двигателя необходим нормальный зазор между коромыслом и клапаном. Величина теплового зазора клапанов при их регулировке контролируется пластинчатым щупом.

Тепловой зазор в ГРМ на двигателе КАМАЗ это -

на впускных клапанах: 0,25 – 0,30 мм,

на выпускных клапанах: 0,35 – 0,40 мм;

на двигателе ЗИЛ-131 тепловой зазор на всех клапанах – 0,25 – 0,30 мм.

Клапана ГРМ выполнены вращающимися вокруг своей оси – для лучшего охлаждения и равномерного их износа. Стук клапанов говорит о повышенном тепловом зазоре в клапанах.

 

 

Система охлаждения.

 

Предназначена для принудительного отвода тепла от нагретых деталей двигателя и поддержания его оптимального теплового режима. Оптимальная температура двигателя должна составлять 80-950 С.

Состоит: рубашка охлаждения, водяной насос (помпа), радиатор, термостат, вентилятор, сливные краники, расширительный бачок, а на КАМАЗе есть еще гидромуфта привода вентилятора.

Водяной насос обеспечивает принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости. Он центробежного типа. Из навесных приборов системы охлаждения он всех ближе к блоку, т.к. он на нем и укреплен.

Радиатор служит для охлаждения жидкости потоком воздуха. Он состоит: сердцевина, нижний и верхний бачок с пробкой. Радиатор имеет шторки-жалюзи для регулирования теплового режима двигателя.

Термостат служит для ускорения прогрева холодного двигателя и защиты его от переохлаждения. На КАМАЗе 2 термостата (в коробке термостатов), на ЗИЛе – 1.

Вентилятор служит для создания потока воздуха, проходящего через радиатор; на ЗИЛе 6-ти лопастной, на КАМАЗе – 5-ти лопастной. На ЗИЛе приводится во вращение клиновым ремнем, на КАМАЗе – от гидромуфты.

Гидромуфта – только на КАМАЗе – управляет приводом вентилятора. Имеет переключатель с 3 положениями:

А – включена на автомат,

О – отключена (при преодолении брода, в лютый мороз),

П – включена на принудительное быстрое вращение вентилятора (в пустыне).

Для заправки системы охлаждения применяются низкозамерзающие жидкости: тосол А-40, антифриз А-65, где цифры обозначают зимнюю температуру загустения тосола. В качестве охлаждающей жидкости можно применять также воду, но зимой – сливать.

Емкость системы охлаждения КАМАЗ-4320 – 35 л. Заливать в расширительный бачок.

Емкость системы охлаждения ЗИЛ-131 – 31 л. Заливать в радиатор.

 

Система смазки.

 

Предназначена для уменьшения трения, предотвращения износа деталей, частичного охлаждения, удаления продуктов износа.

Трение вызывает повышенный износ деталей, поэтому, чтобы уменьшить трение, двигатель необходимо смазывать. Масла подразделяются на моторные (заливают в двигатель), трансмиссионные (в КПП, РК, мосты) и специальные.

1) Моторные масла применяются для смазки и частичного охлаждения деталей двигателя. В двигатель КАМАЗ-740 заливают 24,5 л моторного масла М10Г2К, где М – масло моторное, 10 – кинематическая вязкость, Г – группа эксплуатационных свойств (высокофорсированные двигатели), индекс 1 – масло для карбюраторного двигателя, индекс 2 – масло для дизельного двигателя, К – масло для КАМАЗа. В двигатель ЗИЛ-131 заливают 9,5 л моторного масла М8Б1. Импортные масла могут иметь маркировку: 5W40SF/CD, где 5 и 40 – температурные свойства, W – зимнее масло, без W – летнее масло, S – масло для карбюраторного двигателя, С – масло для дизельного двигателя, S/С – масло для карбюраторного и для дизельного двигателя, F и D – группа эксплуатационных свойств. Масла в двигателе имеют в соответствии с инструкцией по эксплуатации обычно при ТО-2. Нормальное давление в системе смазки К-740 – 4-5,5 кг/см2, ЗИЛ-131 – 2-4 кг/см2 (200-400 кПа).

2) Трансмиссионные масла более густые и вязкие. Они заливаются в КПП, РК, мосты. Например, МТ-16п – масло трансмиссионное, с вязкостью 16, с присадками; или импортное 75W90GL – (GL) означает, что масло относится к группе трансмиссионных.

3) Смазки – это густые (консистентные) смазочные материалы, например, ЛИТОЛ-24 – самая тугоплавкая из смазок, применяемых на автомобиле, поэтому и самая популярная. Ей смазывают подшипники ступиц колес, шарнирные соединения карданной передачи и др.

Система смазки изучаемых двигателей комбинированная:

- под давлением (с помощью насоса смазываются корен. и шатун. подшипн. к/вала);

- разбрызгиванием;

- самотеком;

- масляным туманом.

Система смазки состоит: поддон-резервуар с перегородкой для хранения масла, маслоприемник, масляный насос, полнопоточный фильтр, центробежный фильтр (центрифуга), масляный радиатор, заливной патрубок, щуп.

На ЗИЛ-131 всего 1 полнопоточный масляный фильтр центробежной очистки – через него проходит все масло.

Масляный насос служит для создания давления в системе смазки и подачи масла к труднодоступным трущимся деталям – подшипникам к/вала, р/вала, вала привода масляного насоса. Насос шестеренчатого типа, 2-х секционный. На КАМАЗе стоит в поддоне двигателя, на ЗИЛе – снаружи блока, с правой стороны двигателя внизу.

Масляные фильтры служат для очистки масла от загрязнений и примесей, мелких частиц, от износа деталей, от нагара.

На КАМАЗе 2 типа фильтров:

1) через один фильтр проходит все масло, идущее из нагнетательной секции насоса, поэтому фильтр называется полнопоточным – в нем происходит основная тонкая очистка масла. Он имеет 2 бумажных фильтроэлемента, установлен на правой стороне блока внизу;

2) через второй фильтр центробежного типа проходит только масло, нагнетаемое радиаторной секцией насоса. Это центрифуга. На КАМАЗе установлена в передней части двигателя справа.

На двигателях УМЗ-4178 (ЗМЗ-4021) автомобиля УАЗ-3151 применяют и разборный масляный фильтр со сменным бумажным фильтроэлементом и неразборный масляный фильтр.

На ЗИЛе 1 масляный фильтр центробежной очистки, одновременно является полнопоточным, т.к. через него идет все масло. Он установлен сверху двигателя в задней части.

Работоспособность центрифуги проверяют на слух. Правильно работающая центрифуга продолжает вращаться после остановки двигателя 2-3 минуты, при этом слышен своеобразный гул.

Уровень масла в двигателе проверяют ежедневно с помощью щупа.

 

 

Вентиляция картера.

 

При работе двигателя в картер прорываются отработавшие газы и пары топлива, что ухудшает качество масла, находящегося в поддоне. Газы также повышают давление в картере, что вызывает подтекание масла через уплотнения к/вала. Чтобы избежать всего этого на двигателях предусмотрена вентиляция картера. На двигателе КАМАЗа она открытая, лабиринтового типа – через сапун – уст-ен в на картере маховика. На двигателе ЗИЛа вентиляция картера закрытая – с отсосом газов через маслоулавливатель, клапан и трубку во впускной трубопровод. Свежий воздух поступает в картер через фильтр, установленный на маслозаливном патрубке.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: