РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.В.ОД.1 Введение в профессиональную деятельность | ||||||
(индекс и наименование дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом подготовки бакалавров) | ||||||
Направление подготовки | 18.03.01 Химическая технология | |||||
(код и наименование) | ||||||
Профиль | Все профили | |||||
(код и наименование) | ||||||
Институт | Институт тонких химических технологий имени М.В. Ломоносова (ИТХТ имени М.В. Ломоносова) | |||||
(краткое и полное наименование) | ||||||
Форма обучения | очная | |||||
Программа подготовки | бакалавриат | |||||
Кафедра | Образовательных технологий и систем (ОТиС) | |||||
(краткое и полное наименование кафедры, разработавшей РП дисциплины (модуля) и реализующей ее (его)) | ||||||
Рабочая программа дисциплины разработана | ст. преподаватель Головачева В.А., к.т.н., ст. преподаватель Кузнецов А.С., ст. преподаватель Сус О.Ю., к.х.н., доцент Брагина Н.А., к.х.н., доцент Соломонов В.А. | |
(подпись) | (степень, звание, Фамилия И.О. разработчиков) |
Рабочая программа дисциплины рассмотрена и принята | |
на заседании кафедры | Образовательных технологий и систем (ОТиС) |
(название кафедры) |
Протокол заседания кафедры от «29» июня 2018 г. № 13
Заведующий кафедрой | В.А. Соломонов | |
(подпись) | (И.О. Фамилия) |
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания Учебно-методического совета института | ИТХТ им. М.В. Ломоносова |
(наименование института по принадлежности направления) |
от «29» июня 2018 г. № 6
Председатель Учебно-методического совета института | Н.А. Брагина |
Цели освоения дисциплины
Дисциплина «Введение в профессиональную деятельность» имеет своей целью формирование у обучающихся элементов общекультурных и профессиональных компетенций ОК-5, ОК-6, ОК-7 и ПК-12 в соответствии с требованиями ФГОС ВО 18.03.01 «Химическая технология».
Место дисциплины в структуре ОПОП бакалавриата
Дисциплина «Введение в профессиональную деятельность» относится к блоку обязательных дисциплин вариативной части учебного плана направления подготовки бакалавров 18.03.01 «Химическая технология» с профилем подготовки «Химическая технология синтетических биологически активных веществ, химико-фармацевтических препаратов и косметических средств».
Общая трудоемкость дисциплины «Введение в профессиональную деятельность» составляет 3 зачетных единицы (108 акад. час.), формой промежуточной аттестации является зачет. Дисциплина изучается по потокам в осеннем или в весеннем семестрах первого курса бакалавриата. Дисциплина включает написание реферата.
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Планируемые результаты обучения освоению элементов компетенций приведены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты обучения
Формируемые компетенции (код и название компетенции) | Планируемые результаты обучения |
ОК-5: Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия | Знать: - виды деятельности во время лекций, практических занятий и самостоятельной работы; - виды и формы проведения учебных контрольных мероприятий Уметь: - вести конспекты лекций; - работать с учебной литературой; - готовиться к контрольным учебным мероприятиям |
ОК-6. Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. | Знать: - формы индивидуальной и групповой учебной работы; - распределение ролей в малой группе |
Уметь: -осуществлять совместную работу над учебными проектами | |
ОК-7. Способность к самоорганизации и самообразованию. | Знать: - характеристики изучаемой образовательной программы. |
Уметь: - планировать индивидуальную учебную работу в семестре. | |
ПК-20. Готовность изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования. | |
Уметь: -осуществлять поиск научно-технической информации по заданной тематике |
Содержание дисциплины
4.1. Распределение объема дисциплины по разделам (темам), семестрам, видам учебной работы и формам контроля.
Дисциплина «Введение в профессиональную деятельность» изучается в объеме 3 зачетных единиц (108 академических часов) и включает 14 часов лекций, 32 часа практических занятий, 35 часов самостоятельной работы и 27 часов на прохождение промежуточной аттестации в виде зачета.
Таблица 2.
Виды и структура учебной работы обучающихся
№ раздела | Семестр | Неделя семестра | Объем (в акад. час.) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Формы промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||||
Всего | Контактная работа (по видам учебных занятий) | СР | Контроль | |||||||
Всего | ЛК | ЛБ | ПР | |||||||
1-5 | Устное собеседование | |||||||||
6-11 | Контрольная работа | |||||||||
12-14 | Защита домашних заданий | |||||||||
15-16 | Защита реферата | |||||||||
По материалам 1 семестра | Зачет | |||||||||
Всего: |
4.2. Наименование и содержание разделов дисциплины
Лекции
№ п/п | Тема лекции | Содержание лекции |
Система высшего образования Российской Федерации | Виды образовательных программ и их особенности. Присваиваемая квалификация. Количество обучающихся. Типы высших учебных заведений. Особенности ИТХТ им. М.В. Ломоносова. Особенности обучения в вузе. | |
Высшее образование и развитие общества | Обучение, как обязательный элемент развития человека. Роль высшего образования в обществе. Мотивация получения высшего образования. Планирование и организация учебного процесса в вузе | |
Оценка качества учебной работы студентов | Проблемы оценивания качества учебной работы. Отсутствие физических величин. Оценивание деятельности. Шкалы оценивания. Оценивание в ходе педагогического общения преподавателя со студентами. Обеспечение объективности оценки учебной работы студентов. | |
Индивидуальные траектории обучения | Понятие индивидуальной траектории обучения. Типовые решения, принимаемые студентами при обучении по программам бакалавриата. Сроки принятия решений. Информация, необходимая для принятия решений студентами. Варианты решений. Подготовка к обучению в магистратуре. | |
Индивидуализация обучения в вузе | Посещение учебных занятий. Уровень усвоения учебного материала. Изучение дополнительных учебных дисциплин. Дополнительная практика. Дополнительная квалификация. | |
Построение карьеры | Признаки успешной карьеры. Типовые варианты карьеры для лиц с высшим образованием: научная карьера, научно-образовательная карьера, производственная карьера. Построение карьеры. | |
Самообразование и самоорганизация | Что дает высшее образование личности? В каких областях развития личности недостаточно учебных занятий по типовым учебным планам. Формы повышения квалификации. Роль самообразования и самоорганизации. Самообразование и доходы. |
4.3. Лабораторные работы (ЛБ)
Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены
4.4. Практические занятия (ПР)
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятия |
Раздел 1. Мотивация учебной работы студентов | ||
Вводное занятие | Знакомство с учебной дисциплиной. Особенности образовательной программы. Командная учебная деятельность. Сведения о студентах (место получения среднего образования, сданные ЕГЭ, виды деятельности и роли, успешно выполняемые до поступления в вуз) | |
Формирование учебных команд | Формирование учебных команд (по 5-7 человек в группе). Эффективные формы совместной учебной деятельности в малых группах. Совместная работа по теме «Факторы для выбора вуза». Сравнение общего набора факторов с индивидуальным. | |
Описание профессиональной деятельности в нормативных документах | Описание профессиональной деятельности в федеральных государственных образовательных стандартах: виды деятельности; общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Цели обучения в университете. | |
Мотивация учебной работы | Роль мотивации в учебном процессе. Потребность познания и объяснения неизвестного. Мотивация путем постановки долгосрочных и краткосрочных целей. Варианты внутренней и внешней мотивации. | |
Управление учебным временем | Элементы тайм-менеджмента в учебном процессе. Управление временем учебной работы. Объем времени, выделяемого на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Семестровый и недельный график учебного процесса. Учебно-методические комплексы учебных дисциплин и практик. | |
Раздел 2. Технологии обучения в вузе | ||
Учебная работа на лекциях | Значение лекций в учебном процессе. Оптимальные способы работы на лекции. Работа с конспектом лекции: сокращенные способы записи, закрепление учебного материала. | |
Учебная работа на практических занятиях и лабораторных работах | Особенности учебной работы на практических занятиях и лабораторных работах. Индивидуальная и коллективная работа во время учебных занятий | |
Самостоятельная работа студентов | Планирование самостоятельной работы, эффективные приемы интеллектуальной деятельности. Ликвидация пробелов, возникающих из-за пропуска учебных занятий | |
Подготовка к контрольным мероприятиям | Виды контрольных мероприятий, приемы запоминания учебной информации, процедуры проведения контрольных мероприятий, требования нормативной документации | |
Контрольная работа | Тема «Подготовка к контрольным мероприятиям» | |
Результаты контрольной работы | Обсуждение результатов контрольной работы. Подведение промежуточных итогов работы над рефератом | |
Раздел 3. Индивидуальные траектории профессионального обучения | ||
Индивидуальные траектории обучения | Построение индивидуальной траектории обучения в бакалавриате: смена направления бакалавриата, выбор профессионального профиля, выбор выпускающей кафедры, определение направленности обучения (академической или прикладной), подготовка к обучению в магистратуре. | |
Индивидуализация обучения | Индивидуализация обучения в университете: уровень усвоения учебного материала, изучение элективных и факультативных учебных дисциплин, получение дополнительной квалификации, развитие личных качеств за счет самообразования. | |
Выпускающие кафедры | Основные сведения о выпускающих кафедрах, работающих по направлению бакалавриата. Дополнительные вопросы к выпускающим кафедрам. | |
Раздел 4. Подготовка и сдача реферата | ||
Завершение оформления реферата | Подведение итогов написания рефератов. Определение графика сдачи рефератов. | |
Сдача реферата | Прием рефератов в малых группах. |
Активные и интерактивные формы проведения занятий.
Работа на семинарах по отдельным разделам дисциплины организуется в интерактивной форме в форме «мини-конференции». Студенты выступают с подготовленными презентациями по темам рефератов, соответствующих тематике семинара. Выступления готовятся индивидуально или в малых группах. Проводится учебная дискуссия по результатам сообщений под руководством преподавателя. Дискуссия может быть организована и проводиться по результатам литературного поиска и сообщений по подготовленным рефератам. При реализации дисциплины предусмотрено мультимедийное сопровождение лекций и практических занятий, использование Интернет-ресурсов.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
Виды самостоятельной работы обучающегося, порядок и сроки ее выполнения:
· изучение теоретического материала, изложенного во время лекций;
· изучение дополнительной литературы по заданиям преподавателя;
· ознакомление и изучение учебно-методической документации по указанию преподавателя;
· выполнение по указанию преподавателя домашних заданий;
· написание реферата.
Последовательность и сроки выполнения самостоятельной работы определяются обучающимся с учетом заданий, сделанных преподавателем.