Исторические теории и практика революционной борьбы В ходе Французской буржуазной революции ожесточенная борьба классов и партий, разрушения старых и создание новых политических и социальных институтов сопровождались острейшей идейной борьбой. Обрушиваясь на политических противников, обосновывая ту или иную политическую линию, конституционный текст, законодательный акт, деятели революции черпали аргументы не только в доводах естественноправовой теории, но и обращались к истории.
Особенно часто они прибегали к античной истории, отыскивая в ней, подобно передовым мыслителям предреволюционной эпохи, исторические параллели и поучительные примеры. Влияние античных образцов было чрезвычайно сильно и в политической аргументации, и в искусстве, и даже во внешней символике революционного времени. «В классически строгих традициях Римской республики, — отмечал К. Маркс, объясняя эту своеобразную особенность Французской революции, — гладиаторы буржуазного общества нашли идеалы и художественные формы, иллюзии, необходимые им для того, чтобы скрыть от самих себя буржуазно-ограниченное содержание своей борьбы, чтобы удержать свое воодушевление на высоте великой исторической трагедии».
Отражение в практической революционной борьбе нашел и спор о происхождении феодальных институтов во Франции (см. раздел о Буленвилье и Дюбо). Сокрушая привилегии феодальной аристократии, буржуазные революционеры атаковали и историческое обоснование их. Еще в обстановке революционной ситуации начала 1789 г. аббат Сийес в своей необычайно тогда популярной брошюре «Что такое третье сословие?» счел нужным вернуться к теории Буленвилье и повернул ее острием против дворянства. Допустим, писал Сийес, что дворянские привилегии действительно происходят из франкского завоевания,— что ж, третье сословие не остановится перед тем, чтобы, в свою очередь, стать завоевателем и «препроводить обратно во Франконские леса все те семьи, которые сохраняют безумные притязания на права первоначальных завоевателей Франции».
|
Эта же проблема вновь встала в годы революции в связи с борьбой вокруг решения главного ее вопроса —аграрного. Учредительное собрание, исходя, в сущности, из тезиса Буленвилье, обязывало крестьян законами 1789—1790 гг. выкупать большую часть феодальных повинностей в качестве «законной» компенсации сеньорам, некогда «уступившим» свои земли крестьянству на условии ценза и других феодальных обязательств.
Защищая требования крестьян, противники феодальных прав напали на эту теорию, «изобретенную писателями, вышедшими из привилегированной касты», и утверждали в перекличке с идеями Дюбо, что все феодальные права являются результатом совершенной дворянами узурпации. Именно эту мысль отстаивал, например, Бабеф, бывший несколько лет февдистом и принявший активное участие в крестьянском движении первых лет революции. «В пыли сеньориальных архивов,— писал он впоследствии, — я открыл ужасную тайну узурпации, совершенной дворянской кастой». Эта идея узурпации и послужила историко-теоретическим обоснованием последующей безвозмездной ликвидации всех феодальных повинностей. Так использовались сложившиеся еще до революции исторические теории в практике революционной борьбы.
|
Однако развитие революции ставило перед ее деятелями и теоретиками, соединявшимися, как правило, в одном лице, новые вопросы, ответы на них далеко не всегда можно было найти у великих мыслителей прошлого. В ходе революции, под ее воздействием не только использовались достижения общественной мысли прошлых лет, но рождались и новые теории, связанные, разумеется, идейными корнями с эпохой Просвещения. Пытаясь осмыслить сущность, цели и значение революции, ее деятели, отстаивая интересы различных классов и групп, искали ответа в историческом опыте прошлого и настоящего.
Антуан Барнав (1761-1793) Выходец из кальвинистской семьи гренобльского адвоката и сам адвокат, Антуан Барнав был видным деятелем первого этапа революции. Сторонник и теоретик буржуазной конституционной монархии по английскому образцу, он выступал на правом фланге либеральной буржуазии. В 1792 г. он создал свое основное историко-философское произведение «Введение во Французскую революцию» (своеобразная попытка исследования причин и значения революции); тогда же были написаны и другие его работы.
Решающее влияние на формирование исторических взглядов Барнава оказали Монтескье и физиократы.
Барнав исходил в своих построениях из твердого убеждения в закономерности и прогрессивности исторического развития человечества. Среди множества причин, определяющих политическое развитие, утверждал он, имеются такие, «постоянное и правильное действие которых настолько преобладает над влиянием причин случайных», что через определенный отрезок времени они необходимо производят свое действие. Барнав гораздо более последовательно, чем Монтескье, проводит эту точку зрения. Ему не свойственна и характерная для просветителей вера во всемогущество мудрого законодателя. «Желание человека,— подчеркивает Барнав, — не творит законов: оно не может никак, или почти никак повлиять на форму правительства».
|
В своих попытках определить действующие объективные силы исторического процесса Барнав выступает как плюралист. Он указывает на целый ряд взаимодействующих в истории факторов — «социальный период», которого достиг народ (т. е. определенный уровень общественных отношений), географические условия, его богатства, потребности, привычки; нравы. При этом Барнав отводит первенствующую роль материальным, экономическим факторам, таким, как рост населения и связанный с ним рост материальных потребностей, изменение способов добывания жизненных средств и в особенности изменение форм собственности. Последней Барнав придает особое значение, когда пытается объяснить причины смены различных политических форм общества. Под этим углом зрения он пересматривает традиционную схему физиократов. Если, занимаясь охотой, человек «едва знаком с собственностью» и земля является достоянием всех, то уже в пастушеском состоянии человечества «собственность начинает влиять на учреждения». С переходом же к земледелию, когда в частном владении оказывается и земля, право собственности, распространяясь и пронизывая все отношения, «все более могущественно влияет на распределение власти». Именно господство земельной собственности и неизбежно возникающее при этом неравенство в ее распределении и являются, согласно Барнаву, основой аристократического или феодального правления.
Дальнейший «естественный ход обществ», увеличивая население и развивая средства удовлетворения материальных потребностей, ведет, наконец, к основанию мануфактур и торговли и, стало быть, к возникновению промышленной собственности. И тогда «подготовляется революция в политических законах: новое распределение богатств производит новое распределение власти. Так же, как обладание землями возвысило аристократию, промышленная собственность возвышает власть народа...» (т. е. буржуазии. — Ред.).
Эти социологические принципы Барнав стремился применить в своем общем очерке истории основных стран Западной Европы от античности до Французской революции. В соответствии с главной своей задачей— понять тот «ход развития, общий всем европейским образам правления», который «подготовил во Франции демократическую революцию и привел к тому, что она вспыхнула в конце XVIII века», — он интересуется главным образом историей последних столетий. Главной чертой «великой революции», которую совершило в европейских институтах развитие промышленности и движимой собственности, Барнав считает постепенное возрастание силы народа (т. е. буржуазии) и падение мощи и влияния аристократии.
Важный шаг в ходе этого процесса он видит в Английской революции, которая, по Барнаву, означала «демократический взрыв», покончивший с политическим преобладанием феодально-аристократических группировок в стране. Растянувшийся на ряд столетий подъем промышленной, движимой собственности подготовил и Французскую революцию. Ее запоздание по сравнению с Английской Барнав объяснял прежде всего географическими особенностями — если приморское расположение Франции у скрещения важнейших торговых путей способствовало развитию промышленности и движимого богатства, то значительность ее земельного пространства обусловила силу и устойчивость господства земельной аристократии.
Таким образом, как социологическим идеям Барнава, так и его конкретно-историческим построениям свойственны ясно выраженные материалистические тенденции, а также необычные для общественной мысли его времени черты историзма. Следует, однако, отвергнуть утверждение немарксистской историографии о том, что Барнав чуть ли не предвосхитил Маркса. Настаивая как плюралист на взаимодействии различных «факторов» в развитии истории, он, как отмечалось, особо подчеркивал роль собственности. Но «собственность» у Барнава — прежде всего распределение в обществе того или иного вещественного вида богатства (земельного или «движимого») и правовое закрепление этого распределения. Столкновение земельной и движимой, или промышленной, собственности для него — в первую очередь столкновение различных в их вещественном выражении видов материальной деятельности, а не различных типов производственных отношений, обусловленных определенной степенью развития производительных сил.
Барнав сумел увидеть в истории борьбу классов, стоящую за столкновением форм собственности, — аристократии и «народа», «третьего сословия». Но для него как идеолога крупной буржуазии характерно отрицание неизбежности борьбы внутри буржуазного общества, его идеализация. Он доказывал, будто бы природа промышленного богатства такова, что ведет к смягчению социальных крайностей.
Не удивительно, что как политический деятель Барнав был враждебен развернувшемуся во время революции демократическому движению народных масс и, в частности, борьбе против монархии — он боялся, что уничтожение ее приведет лишь «к идее раздела собственности». Поэтому во время вареннского кризиса летом 1791 г. он требовал «остановить революцию» и выступил одним из главных защитников изменника короля. Отброшенный от политической деятельности развитием революции, он был гильотинирован во время якобинской диктатуры.
Константэн Франсуа Вольней (1757-1820) Для буржуазной исторической мысли в годы революции очень характерны и труды Вольнея, видного мыслителя и ученого-ориенталиста, примыкавшего к жирондистам. В 1791 г. он создал работу «Руины, или Размышления о революциях империй», в которой попытался раскрыть общие причины возвышения и падения государств на протяжении веков человеческой истории. Написанная в разгаре борьбы вокруг церковной реформы, она является и ярким антирелигиозным памфлетом. В 1795 г. Вольней прочитал «Лекции по истории» в созданной Конвентом Нормальной школе, в них он выдвинул ряд интересных идей о сущности и значении исторической науки.
По своему общему мировоззрению Вольней близок энциклопедистам, во взглядах на задачи исторического исследования он продолжал традицию Вольтера и Тюрго. Как и Гельвеции, Вольней хотел создать науку об обществе, чуждую всякого религиозного начала, являющуюся частью других наук о природе.
Вслед за Вольтером и Тюрго, вместе с Кондорсе Вольней решительно настаивал на идее прогресса в историческом развитии человечества. «Человек — творец!—писал он в«Руинах»,— воздаю тебе хвалу и дань уважения! Ты измерил пространство небес, вычислил массу звезд, обуздал бороздящую тучи молнию, укротил моря и грозы, подчинил себе стихии».
Продолжая боевую антиклерикальную традицию просветителей, Вольней сделал интересную для своего времени попытку исторически объяснить происхождение и развитие религиозных верований. Наряду с обычными для XVIII в. идеалистическими представлениями об обмане и невежестве как источнике религиозных заблуждений он выдвинул и более глубокие суждения, связывая возникновение и развитие религиозных верований с фантастическим отражением в сознании человека окружающей его социальной среды, материальных условий жизни и производственной деятельности. Представления о боге, «как и все другие представления, имеют своим источником физические предметы и возникают в сознании человека в результате испытанных им ощущений. Эти представления обусловлены его потребностями, обстоятельствами его жизни, зависят от степени развития человеческого познания».
Необходимо также отметить взгляды Вольнея на место истории среди других наук, изложенные им в «Лекциях по истории». История, по мнению Вольнея, резко отличается от наук физических и математических. Первые имеют дело с фактами, реально существующими, непосредственно наблюдаемыми, доступными ощущению. В истории факты не осязаемы, они как бы мертвы, их нельзя воспроизвести перед исследователями; поэтому исторический факт никогда не обладает той степенью достоверности, как факт физический. Отнюдь не впадая в крайний скептицизм, Вольней отстаивал необходимость строгой проверки исторических фактов с точки зрения их достоверности и доброкачественности сообщающих их источников. С этих позиций Вольней подверг критическому рассмотрению различные типы источников — устное предание, рукописные и печатные материалы. Поставив, подобно Вольтеру, проблему исторической достоверности, Вольней значительно углубил ее, связав с общим вопросом о познавательных возможностях истории как науки об особенностях и пределах исторического познания.
Решая вопрос о «методе написания истории», Вольней с особой настойчивостью подчеркивал принцип универсализма, отражавший сдвиги в сознании буржуазии, связанные с быстрым расширением мировых экономических связей в условиях развивавшегося капитализма. История должна быть всемирной, «сравнительной историей народов», она должна рассматривать прошлое народов в сравнении, сопоставлении.
Историческим взглядам Вольнея свойственна известная материалистическая тенденция; она раскрывается в том, как он определяет круг и порядок явлений, подлежащих историческому изучению. Прежде всего необходимо, утверждает он, проследить «развитие и прогресс» «ремесел» — земледелия, торговли, навигации, различных наук — астрономии, географии, физики, затем частной и публичной морали и, наконец, законодательства. На первый план выдвигается, таким образом, материальная производственная деятельность и на последнем месте оказывается законодательная, значение которой чрезмерно преувеличивалось мыслителями XVIII в., в том числе энциклопедистами, страдавшими юридическими иллюзиями.
Жан Антуан Кондорсе (1743-1794) Жан Антуан Кондорсе – представитель младшего поколения энциклопедистов, многое воспринял от физиократов и уже до революции был широко известен как разносторонний ученый и философ. С началом революции он активно включился в политическую борьбу, сблизившись в конце концов с жирондистами. После падения Жиронды Кондорсе был осужден и покончил с собой.
Хотя уже Вольтер и тем более Тюрго выступили в середине столетия теоретиками буржуазной теории прогресса, тем не менее «первая разработанная теория единого последовательного процесса изменений в истории человечества как целого и притом изменений к лучшему, с точки зрения этого целого, принадлежит Кондорсе». Эта теория изложена в его главном социологическом произведении «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (1794). Вся история человеческого рода, по Кондорсе, — непрерывный и закономерный прогресс, постепенное поступательное движение к совершенному и разумному, соответствующему велениям природы, порядку вещей. Кондорсе ставит своей основной задачей доказательство той истины, что нет «никакого предела в развитии человеческих: способностей, что способность человека к совершенствованию действительно безгранична, что успехи в этом совершенствовании... имеют своей границей только длительность существования нашей планеты...».
Обращаясь к вопросу о движущих силах прогресса человечества, Кондорсе, в отличие от Барнава, не выходит за рамки рационализма и идеализма большинства общественных теорий своего времени. Прогресс человеческого разума, развитие знаний, наук выступают у него как первопричина и двигательная сила прогресса человеческого рода. Действие этой силы осуществляется либо в форме изобретений и открытий отдельных выдающихся умов, либо в виде коллективных достижений человеческого духа. Так, «в образовании языка участвовало все общество»20. Этот принцип положен Кондорсе в основу периодизации истории: основные «эпохи» ее соответствуют важнейшим этапам в развитии разума и определяются либо появлением великих мыслителей, либо выдающимися научными открытиями.
Но чем же определяются успехи разума? Стоя на почве представлений энциклопедистов, Кондорсе объясняет их естественными свойствами человеческой природы: «Потребность в новых идеях или новых ощущениях — первичный двигатель прогресса человеческого разума...». Таким образом, признаваемая Кондорсе закономерность общественной эволюции сводится в конечном счете не к объективным законам развития общественного организма, а к закономерности развития отдельных индивидов, причем само общество оказывается механической суммой их. Отсюда логически вытекает и представление Кондорсе о задачах исторической науки — история важна прежде всего тем, что дает возможность предвидеть будущее, - ускорить и направить прогресс; ценность ее — в раскрытии вековой борьбы с предрассудками, что позволяет более успешно, с учетом прошлых ошибок и заблуждений, идти вперед по пути познания вечных и непреходящих моральных истин — ключа к «совершенному» миропорядку. Кондорсе отнюдь не сомневается в том,
что и без изучения истории одно размышление «при удачных комбинациях может нас привести к познанию общих истин гуманитарных наук». Здесь ярко выступает механистический и метафизический характер эволюционной теории прогресса Кондорсе, чуждой всяких элементов диалектики.
Глубокое убеждение Кондорсе в бесконечности прогрессивного развития человечества, одушевлявшая его вера в постоянное совершенствование человеческого рода отражали в конечном счете социальный оптимизм молодого класса буржуазии, только утверждавшего свое господство в процессе ожесточенной борьбы с феодализмом. Не удивительно, что этой теории свойственна была всемерная идеализация буржуазного общества, будущее которого Кондорсе видит как эру осуществления фактического равенства, когда все могут, благодаря развитию своих способностей, располагать верными средствами для удовлетворения своих потребностей...». Здесь гуманизм Кондорсе вступает в явное противоречие с узкими 'буржуазными рамками его мировоззрения.
Жан Поль Марат (1743-1793) Среди выдающихся вождей демократического крыла революции, сочетавших революционную страстность и мужество в политической борьбе с умением глубоко (по тому времени) проникнуть в сущность развертывавшихся исторических событий, видное место принадлежит Марату.
Как и другие деятели революции, Марат испытал серьезное влияние классиков просветительской мысли, прежде всего Руссо и, в известной мере, Монтескье. Не будучи мыслителем такого масштаба, как его идейные учители, Марат тем не менее выдвинул ряд плодотворных социально-политических идей.
Большой интерес с этой точки зрения представляют издававшаяся Маратом газета «Друг народа», а также две созданные им еще до революции работы «Цепи рабства» (1774) и «План уголовного законодательства» (1780), переработанные и переизданные в 1790 и 1793 гг.
Его общее представление об истории идеалистично: как многим другим мыслителям XVIII в., ему свойственно стремление искать причины исторических событий в сознательном творчестве выдающихся людей, власть имущих личностей, в их страстях и побуждениях, источник которых он видит в человеческой природе. Возникновение деспотизма он связывает, например, с «любовью к всевластию, естественно присущей людскому сердцу»: Вместе с тем, выступая страстным защитником интересов широких слоев неимущих масс, бедноты, Марат пришел к определенному пониманию неоднородности интересов различных классов в эксплуататорском обществе, значения классовой борьбы в нем. Марат видел, что и в прошлом и в настоящем человеческие общества состояли и состоят из различных групп людей, интересы которых глубоко противоположны.
«Во Франции, как и во всех других монархиях, — писал, например, Марат, — граждане разделяются на несколько классов с различными интересами... Я говорю о дворянстве, духовенстве, чиновничестве, финансистах, состоятельных гражданах и о -бедноте, т. е. о господствующих слоях, с одной стороны; и угнетаемой массе — с другой, эти различные классы, которые все одинаково подчиняются одному государю, постоянно относились друг к другу враждебно. Привилегированные сословия смотрели на народ так, как будто он существует только для того, чтобы сдирать с него шкуру, порабощать и принуждать его к повинностям. А народ помышлял только о разделе богатств состоятельных слоев».
Именно этому общему противоречию — бедности и богатства — Марат и уделял основное внимание, выступая неизменно на стороне слабых и упнетенных против богатых и сильных.
С обостренным вниманием Марата к социальным противоречиям в обществу связаны его идеи об исторической плодотворности народных восстаний. Идея Руссо о праве народа на сопротивление угнетению наполнялась у Марата глубоко конкретным содержанием, перерастая в твердое убеждение, что насильственные действия народа являются необходимым актом в борьбе за свободу против деспотизма — «свобода всегда возникает из огня возмущения». Марат пытается подвести некоторый итог исторического опыта народных восстаний; он, в частности, подчеркивает, что решающую роль в них всегда играют неимущие, плебеи: «Во всех почти восстаниях плебеи берут на себя почин, граждане же зажиточные и богатые присоединяются лишь в крайнем случае, их увлекает общий поток».
Марат, единственный среди якобинцев, по существу, близко подошел и «пониманию Великой французской революции как борьбы различных классов. Рассматривая тот или иной этап революции, Марат стремился выявить позиции и роль различных общественных групп. Так, в 1791 г., подводя итоги двух лет революции, он доказывал необходимость принять во внимание «дух, воодушевляющий разные классы народа, противоположные интересы различных сословий граждан», «противоречивость интересов, разделяющую различные классы граждан». Необходимо, однако, отметить, что понимание Маратом существа общественных классов менее глубоко, чем физиократами или Барнавом; происхождение их он усматривал в коварных ухищрениях деспотизма, либо в хищениях, разбоях, алчности одних и мотовстве других.
В конкретном анализе событий революции две главные мысли пронизывали произведения Марата: революцию совершили народные массы, но она пошла на пользу только богачам. Поэтому вся революционная пропаганда Марата была пронизана мыслью о незавершенности революции, о необходимости продолжить ее, сделать революцию непрерывной.
Общая идея противоположности интересов богатых и бедных конкретизируется у него, таким- образом, в исторической оценке событий революции. Соотношение сил в ходе революции представляется ему следующим образом: сначала против деспота и привилегированных выступили «все классы третьего сословия», в том числе и «образованные и имущие люди»; последние, однако, только затем, «чтобы повернуть против народа, когда им удалось заручиться его доверием и использовать его силы, чтобы занять место привилегированных сословий». В дальнейшем эти имущие постепенно вновь сплотились вокруг двора и его приспешников: к дворянам, духовенству, офицерам, легистам, финансистам, спекулянтам присоединяются дельцы, ростовщики, производители изделий роскоши, купцы, капиталисты, т. е. «имущие граждане, для которых свобода является только привилегией беспрепятственно приобретать, спокойно владеть и мирно пользоваться». С этого времени «партия свободы» состоит уже только из плебса, который с самого начала является главной силой революции. Говоря о народе как о главной силе революции, Марат стремится раскрыть само это понятие: революция, пишет он, была совершена «низшими классами общества, рабочими, ремесленниками, мелкими торговцами, земледельцами, плебсом, неимущими, которых богачи называют канальями, а римские наглецы называли пролетариями».
И хотя Марат понимает антагонизм различных классов прежде всего как противоположность интересов «богатых и бедных», а борьба между ними не связывается у него с объективными факторами исторического развития, его проникнутые революционным демократизмом исторические идеи были ценны и в чем-то необычны для своего времени.
Франсуа (Гракх) Бабеф и бабувисты Особое место в развитии общественной мысли XVIII в. принадлежит идеям руководителей знаменитого «Заговора равных» - Франсуа Бабефа (1760-1797) и его соратников (бабувистов). В лице этих замечательных представителей французского предпролетариата на арену общественно-политической борьбы выступила коммунистическая тенденция, в которой отразился развивавшийся в годы революции процесс выделения тогдашнего предпролетариата из общей массы плебейства. Опыт.классовой борьбы во время революции, торжество буржуазной контрреволюции и тот факт, что проблема коммунизма для бабувистов стала вопросом практической революционной борьбы текущего дня,—все это обусловило появление в воззрениях бабувистов при незыблемости старых общетеоретических основ ряда новых идей в области понимания исторического процесса.
Потребность в теоретическом обосновании неизбежности новой, коммунистической революции, которая, по их мнению, должна была продолжить и завершить дело революции во Франции утверждением строя подлинного равенства, побудила бабувистов по-новому осмыслить весь ход предыдущей истории с точки зрения роли в нем борьбы классов.
В воззрениях Бабёфа занимал центральное место вопрос о связи имущественного неравенства с существованием и развитием института частной собственности. Оставаясь в целом на почве теории «естественного права», Бабеф еще до революции пришел к выводу о том, что собственность не входит в число «естественных прав». Признавая действие «естественных законов» в судьбах человечества, Бабеф вместе с тем обнаружил проблески материалистического понимания этапов общественного развития. Знакомый с трудами не только французских просветителей и физиократов, но и английских философов и экономистов, в частности А. Смита, Бабеф проявлял особый интерес к развитию во Франции капиталистической мануфактуры, к формированию класса наемных работников в промышленности и сельском хозяйстве. Но все классовые различия Бабеф сводил к делению на собственников и несобственников, богатых и бедных, или, заимствуя понятия античной истории, — «патрициев и плебеев». В объяснении причин бедственного положения трудящихся-бедняков он отвел решающую роль насилию как важнейшему фактору общественного развития. Из этого он сделал логичный вывод о желательности и неизбежности насильственных революционных действий масс против своих поработителей.
В ходе революции, в которой Бабеф принял самое активное участие, его идеи развивались от смутного и весьма неопределенного коммунистического идеала предреволюционных лет, сменившегося в первые годы революции верой в благотворность уравнительного «аграрного закона», к твердым коммунистическим убеждениям, укрепившимся под влиянием опыта якобинской диктатуры и в термидорианский период. В самом общем плане история представлялась Бабефу движением от противоестественного порядка вещей, связанного прежде всего с насилием и невежеством, к установлению коммунистического строя, соответствующего нормам «естественного права». Он рассматривал историю общества как революционер, сознательно готовящий новую революцию и выступающий от имени неимущих масс. Это дало возможность Бабефу увидеть в истории человечества непрерывную борьбу угнетателей и угнетенных, классовую борьбу. Бедствия, порождённые частной собственностью, писал он, доводят, наконец, массу неимущих до нестерпимого состояния — и тогда вспыхивают «восстания угнетенных против угнетателей». Соответственно такому пониманию истории человечества Бабеф рассматривал Французскую революцию как звено в этой непрерывной исторической цепи и с этой точки зрения подходил к ее оценке.
Французская революция шла вперед только до 9-го термидора, она осталась незавершенной, так как не привела к установлению социального равенства: «Революция... не завершена, так как одни богачи захватывают все блага и одни пользуются властью, в то время как бедняки трудятся, как настоящие рабы, изнемогают в нищете и не пользуются в государстве никаким значением». Между тем ib настоящее время «пагубные последствия права собственности достигли крайних пределов... Корни его по большей части уже подгнили, все дерево готово рухнуть от первого серьезного толчка». Поэтому предстоит новая революция - более великая, более торжественная, «которая будет последней».
Бабувисты были не в состоянии вскрыть действительную основу исторического процесса, в их представлениях о нем отсутствуют даже те материалистические моменты, которые уже имелись в идеях ряда мыслителей XVIII в. Но сама попытка представителей предпролетариата конца XVIII в. осмыслить исторические причины своей борьбы, попытка рассматривать историю как борьбу классов — пусть и примитивно понятую — была плодотворнейшим озарением исторического ума формирующегося рабочего класса.