Система ограничений и запретов в административно-правовом статусе государственных служащих




 

Государственный служащий, поступая на государственную должность, добровольно принимает ряд установленных законодательством ограничений и запретов. Они имеют своей целью обеспечить достаточно высокий моральный облик государственного служащего и направлены на воспрепятствование возможным злоупотреблениям и проявлениям коррупции.

Характеризуя специфику административно-правового запрета, необходимо сказать, что за его нарушение применяются меры юридической ответственности. Так, ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" закрепляет положение, что за несоблюдение запретов, связанных с государственной службой, устанавливается ответственность (п. 4 ст. 17). Однако четко материальные и процессуальные аспекты привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности Законом не определены.

Д.А. Кривоносов отмечает, что административные запреты в системе государственной службы - это закрепленные нормами административного законодательства положения, которые не дают возможности государственному служащему отклоняться от установленного служебного поведения, предупреждающие и пресекающие конфликт интересов в системе государственной службы под угрозой применения мер уголовного, административного, дисциплинарного и материального принуждения.

Таким образом, запреты - это закрепленные нормами административного права предписания, не позволяющие субъекту соответствующих отношений совершать закрепленные законом действия под угрозой применения мер государственного принуждения.

По общему правилу, на военнослужащего распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные ФЗ "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ", за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению военнослужащим обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности или обеспечению безопасности РФ (ст. 27.1. ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Как представляется, установленные законодательством ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной службы, необходимо рассматривать в четырех основных аспектах:

несовместимость государственно-служебной деятельности с другими видами оплачиваемой деятельности, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. С этим аспектом связана обязанность государственных служащих предоставлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (ст. 20 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», ст. 8 ФЗ «О противодействии коррупции»);

недопустимость получения вознаграждения от третьих лиц за исполнение должностных обязанностей. С этим аспектом связана обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (ст. 9. ФЗ «О противодействии коррупции»);

строгое соблюдение государственно-служебной дисциплины;

политическая нейтральность;

приоритет государственных интересов на личными.

Некоторые ограничения и запреты предусмотрены не только во время замещения должности служащего, но и после увольнения со службы: гражданин не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, а также замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе «понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц».

С принятием ФЗ "О противодействии коррупции" в ст. 12 его предусмотрены дополнительные ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной службы, при заключении им трудового договора:

«в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы. Несоблюдение этого требования влечет прекращение трудового договора, заключенного с указанным гражданином.

На работодателя возлагается обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ».

Сравнительный анализ норм ФЗ «О противодействии коррупции» и нормами ФЗ «О государственной гражданской службе» позволил выявить коллизии между следующими их положениями.

. Закон о противодействии коррупции обязывает государственного служащего уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов (ч. 2 ст. 11). Тогда как положения ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» предписывают служащим уведомлять о возникновении или угрозе конфликта интересов представителя нанимателя (соответственно ч. 3 ст. 19, п. 11 ч.1 ст.12). На практике непосредственный начальник далеко не всегда является представителем нанимателя для конкретного служащего.

. ФЗ «О противодействии коррупции» и ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» по-разному определяют понятие конфликта интересов и процедур предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной службе. Предусмотренный в Законе о противодействии коррупции такой способ предотвращения и урегулирования конфликта интересов как отвод и самоотвод (часть 5 статьи 11) не нашел своей регламентации в законодательстве о государственной гражданской службе.

Для создания этических стандартов в системе государственной службы целесообразно принять федеральный закон "Кодекс поведения государственных служащих РФ".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: