Темы практических и семинарских занятий




1. Методы диагностики детей дошкольного и младшего школьного возраста.

2. Наблюдение как метод психолого-педагогического исследования (назначение, специфика, функции, ограничения).

3. Особенности опросных методов (назначение, специфика, функции, ограничения) как основа мониторингового исследования.

4. Организация совместной работы психолога с родителями и детьми в усвоении образовательных программ.

5. Круглый стол «Компетентностный подход в начальной школе».

6. Ролевая игра «Я, родитель, выбираю…».

7. Коллоквиум «Преимущества и недостатки традиционного и развивающего обучения».

8. Брейнсторминг «Технологии психолого-педагогического сопровождения образовательных программ начальной школы».

6.3. Задания к контрольной работе

 

Контрольная работа является обязательным и необходимым этапом для овладения содержанием дисциплины «Образовательные программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста», а также одной из форм текущего контроля по этой дисциплине.

Основные структурные элементы контрольной работы:

· титульный лист оформляется в соответствии с общими требованиями, предъявляемыми к оформлению контрольной работе в вузе (приложение 1);

· содержание включает перечень основных пунктов контрольной работы с указанием страниц;

· введение: определяется актуальность психолого-педагогических проблем в современных психолого-педагогических условиях; аргументируется востребованность психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве;

· в основной части контрольной работы студент выполняет три задания в соответствии со своим вариантом;

· заключение включает в себя выводы, обобщающие результаты каждого выполненного в основной части задания;

· библиографический список.

Контрольная работа выполняется студентами по вариантам. Вариант контрольной работы выбирается в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки студента следующим образом.

 

Последняя цифра номера зачетной книжки студента Вариант контрольной работы
1 или 6  
2 или 7  
3 или 8  
4 или 9  
5 или 0  

Задание 1. Предполагает проведение анализа существующих образовательных программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста по следующей схеме:

 

Таблица 1. Анализ образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений. Анализ образовательных программ для младшего школьного возраста.

Название программы Авторы Направленность программы Содержание программы
Образовательные программы для детей дошкольного возраста
       
Образовательные программы для детей младшего школьного возраста
       

 

Далее студенту предлагается проанализировать одну из предложенных программ, согласно варианту, по следующей схеме:

· теоретические основы (концептуальные положения) изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста;

· принципы построения программы;

· структура программы, характеристика ее основных компонентов;

· методическое обеспечение программы, его характеристика;

· отличительные особенности изучаемой программы;

· субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы;

· вид учреждения, которому может быть рекомендована данная программа;

· прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации программы;

· содержание профессиональной подготовки педагогов к работе по изучаемой программе.

Задание 2. Предполагает проведение анализа существующих зарубежных образовательных программ для детей дошкольного возраста, которые внедрены в воспитательный и образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений

 

Таблица 2. Анализ зарубежных образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений

Название программы Авторы Направленность программы Содержание программы
       

 

Далее студенту предлагается проанализировать одну из предложенных программ, согласно варианту, по следующей схеме:

· теоретические основы (концептуальные положения) изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

· принципы построения программы;

· структура программы, характеристика ее основных компонентов;

· методическое обеспечение программы, его характеристика;

· отличительные особенности изучаемой программы;

· субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы;

· вид учреждения, которому может быть рекомендована данная программа;

· прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации программы;

· содержание профессиональной подготовки педагогов к работе по изучаемой программе.

Задание 3. Студентам предлагается проанализировать основные теории обучения и воспитания в дошкольном возрасте.

 

В заключении подводятся выводы по проделанной работе.

Библиографический список включает в себя перечень источников, которые использовались для выполнения контрольной работы. Допускаются существенные отличия списка используемой литературы от рекомендованного перечня источников, предложенного в конце настоящих методических рекомендаций к выполнению контрольной работы.

Помимо традиционных бумажных носителей, среди которых рекомендуется использование словарей, учебных пособий, журналов, сборников научных статей и т.п. возможна работа с электронными ресурсами информационной сети Internet, ссылка на которые также оформляется в библиографическом списке.

Вариант 1

Задание 1. Провести анализ существующих образовательных программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занести в таблицу.

Далее студенту предлагается проанализировать программу «Радуга» (дошкольный возраст) и программу «Начальная школа XXI века» по следующей схеме:

· теоретические основы (концептуальные положения) изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

· принципы построения программы;

· структура программы, характеристика ее основных компонентов;

· методическое обеспечение программы, его характеристика;

· отличительные особенности изучаемой программы;

· субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы;

· вид учреждения, которому может быть рекомендована данная программа;

· прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации программы;

· содержание профессиональной подготовки педагогов к работе по изучаемой программе.

Задание 2. Провести анализ существующих зарубежных образовательных программ для детей дошкольного возраста. Занести в таблицу. Далее студенту предлагается проанализировать программу «Вальдорфский детский сад» по следующей схеме:

· теоретические основы (концептуальные положения) изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

· принципы построения программы;

· структура программы, характеристика ее основных компонентов;

· методическое обеспечение программы, его характеристика;

· отличительные особенности изучаемой программы;

· субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы;

· вид учреждения, которому может быть рекомендована данная программа;

· прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации программы;

· содержание профессиональной подготовки педагогов к работе по изучаемой программе.

 

Задание 3. Студентам предлагается проанализировать теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной.

Вариант 2

Задание 1. Провести анализ существующих образовательных программ для детей дошкольного возраста. Занести в таблицу. Далее студенту предлагается проанализировать программу «Развитие» (дошкольный возраст) и программу «Классическая начальная школа» (младший школьный возраст) по следующей схеме:

· теоретические основы (концептуальные положения) изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста;

· принципы построения программы;

· структура программы, характеристика ее основных компонентов;

· методическое обеспечение программы, его характеристика;

· отличительные особенности изучаемой программы;

· субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы;

· вид учреждения, которому может быть рекомендована данная программа;

· прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации программы;

· содержание профессиональной подготовки педагогов к работе по изучаемой программе.

Задание 2. Провести анализ существующих зарубежных образовательных программ для детей дошкольного возраста. Занести в таблицу. Далее студенту предлагается проанализировать программу на основе педагогики Марии Монтессори по следующей схеме:

· теоретические основы (концептуальные положения) изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

· принципы построения программы;

· структура программы, характеристика ее основных компонентов;

· методическое обеспечение программы, его характеристика;

· отличительные особенности изучаемой программы;

· субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы;

· вид учреждения, которому может быть рекомендована данная программа;

· прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации программы;

· содержание профессиональной подготовки педагогов к работе по изучаемой программе.

 

Задание 3. Студентам предлагается проанализировать теорию развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

 

Вариант 3

Задание 1. Провести анализ существующих образовательных программ для детей дошкольного возраста. Занести в таблицу. Далее студенту предлагается проанализировать программу «Детский сад – дом радости» (дошкольный возраст) и программу «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление (РИТМ)» (младший школьный возраст) по следующей схеме:

· теоретические основы (концептуальные положения) изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста;

· принципы построения программы;

· структура программы, характеристика ее основных компонентов;

· методическое обеспечение программы, его характеристика;

· отличительные особенности изучаемой программы;

· субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы;

· вид учреждения, которому может быть рекомендована данная программа;

· прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации программы;

· содержание профессиональной подготовки педагогов к работе по изучаемой программе.

Задание 2. Провести анализ существующих зарубежных образовательных программ для детей дошкольного возраста. Занести в таблицу. Далее студенту предлагается проанализировать программу «Пилотная школа», согласно варианту, по следующей схеме:

· теоретические основы (концептуальные положения) изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

· принципы построения программы;

· структура программы, характеристика ее основных компонентов;

· методическое обеспечение программы, его характеристика;

· отличительные особенности изучаемой программы;

· субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы;

· вид учреждения, которому может быть рекомендована данная программа;

· прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации программы;

· содержание профессиональной подготовки педагогов к работе по изучаемой программе.

 

Задание 3. Студентам предлагается проанализировать концепция культурно-исторического развития Л.С. Выготского.

Вариант 4

Задание 1. Провести анализ существующих образовательных программ для детей дошкольного возраста. Занести в таблицу. Далее студенту предлагается проанализировать программу «Одаренный ребенок» (дошкольный возраст) и программу «Планета знаний» (младший школьный возраст) по следующей схеме:

· теоретические основы (концептуальные положения) изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

· принципы построения программы;

· структура программы, характеристика ее основных компонентов;

· методическое обеспечение программы, его характеристика;

· отличительные особенности изучаемой программы;

· субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы;

· вид учреждения, которому может быть рекомендована данная программа;

· прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации программы;

· содержание профессиональной подготовки педагогов к работе по изучаемой программе.

Задание 2. Занести в таблицу. Далее студенту предлагается проанализировать программу «Шаг за шагом», согласно варианту по следующей схеме:

· теоретические основы (концептуальные положения) изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

· принципы построения программы;

· структура программы, характеристика ее основных компонентов;

· методическое обеспечение программы, его характеристика;

· отличительные особенности изучаемой программы;

· субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы;

· вид учреждения, которому может быть рекомендована данная программа;

· прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации программы;

· содержание профессиональной подготовки педагогов к работе по изучаемой программе.

Задание 3. Студентам предлагается проанализировать теорию когнитивного развития Ж. Пиаже.

 

Вариант 5

Задание 1. Провести анализ существующих образовательных программ для детей дошкольного возраста. Занести в таблицу. Далее студенту предлагается проанализировать программу «Наследие» (дошкольный возраст) и программу «Перспективная начальная школа» (младший школьный возраст) по следующей схеме:

· теоретические основы (концептуальные положения) изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

· принципы построения программы;

· структура программы, характеристика ее основных компонентов;

· методическое обеспечение программы, его характеристика;

· отличительные особенности изучаемой программы;

· субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы;

· вид учреждения, которому может быть рекомендована данная программа;

· прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации программы;

· содержание профессиональной подготовки педагогов к работе по изучаемой программе.

Задание 2. Провести анализ существующих зарубежных образовательных программ для детей дошкольного возраста. Занести в таблицу. Далее студенту предлагается проанализировать программу ранней социализации детей «Зеленая дверца» по следующей схеме:

· теоретические основы (концептуальные положения) изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

· принципы построения программы;

· структура программы, характеристика ее основных компонентов;

· методическое обеспечение программы, его характеристика;

· отличительные особенности изучаемой программы;

· субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы;

· вид учреждения, которому может быть рекомендована данная программа;

· прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации программы;

· содержание профессиональной подготовки педагогов к работе по изучаемой программе.

 

Задание 3. Студентам предлагается проанализировать теорию проблемного обучения А.М. Матюшкина.

 

Вопросы к экзамену

 

1. Место дошкольного возраста в онтогенетическом развитии человека.

2. Классификация образовательных программ для детей дошкольного возраста.

3. Общие требования к программам.

4. Требования к пользователям программ.

5. Психофизиологическое развитие ребенка дошкольного возраста.

6. Социальная ситуации развития ребенка дошкольного возраста.

7. Программный подход к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.

8. Игра как условие психического развития и обучения дошкольника.

9. Основные возрастные задачи периода дошкольного детства.

10.Общая характеристика когнитивного развития дошкольника.

11.Общая характеристика эмоционально-волевой сферы дошкольника.

12.Особенности эмоций, чувств и их проявление в период дошкольного детства.

13.Волевые процессы ребенка в дошкольном возрасте. Особенности формирования и развития воли.

14.Эмоционально-волевая готовность ребенка к обучению в школе.

15.Общая характеристика потребностно-мотивационной сферы ребенка дошкольного возраста.

16.Формирование мотивов в период дошкольного детства.

17.Мотивационная готовность к обучению в школе.

18.Формирование и становление системы ценностей дошкольника.

19.Особенности самосознания ребенка дошкольного возраста.

20.Основные личностные характеристики дошкольника.

21.Развитие морально-нравственной сферы ребенка дошкольного возраста.

22.Коммуникативная готовность ребенка к обучению в школе.

23.Место ребенка в системе семейных отношений.

24.Характеристика общения дошкольника со сверстниками.

25.Общая характеристика кризиса 3-х летнего возраста.

26.Позиция родителей в период переживания кризиса ребенком.

27.Общая характеристика кризиса 6-7 летнего возраста.

28.Позиция родителей в период переживания кризиса ребенком.

29.Общая готовность ребенка к обучению в школе.

30.Развитие системы начального общего образования в России и других странах.

31.Образование, развитие и социализации личности. Сущность социализации, ее стадии и механизмы социального развития в младшем школьном возрасте.

32.Развитие личности как педагогическая проблема.

33.Воспитание и формирование личности. Роль обучения в развитии личности.

34.Роль обучения и воспитания в развитии и социализации детей младшего школьного возраста.

35.Средства, условия, факторы социального развития ребенка в младшем дошкольном возрасте.

36.Воспитание как целостная система и педагогическое явление. Закономерности и принципы воспитательного процесса в системе начального образования.

37.Содержание воспитательного процесса с младшими школьниками.

38.Основы семейного воспитания. Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности.

39.Взаимодействие школы с семьей в организации воспитания младших школьников.

40.Учение как познавательная деятельность младшего школьника. Формирование самостоятельности в учащихся в процессе обучения.

41.Принципы обучения в системе начального общего образования.

42.Формы организации учебного процесса в начальной школе.

43.Методы и средства обучения в начальной школе.

44.Управление уроком как фактор совершенствования образовательной системы.

45.Система управления качеством обучения.

46.Критерии качества и эффективности современного начального общего образования.

47.Образовательная среда начальной школы. Формы и методы организации жизнедеятельности детей.

48.Стандартизация начального общего образования: федеральный, региональный и школьный компоненты.

49.Современные подходы в построении системы школьного образования.

50.Традиционная система и система развивающего обучения: общая и сравнительная характеристика.

51.Содержание образовательных программ для начальной школы: общая и сравнительная характеристика.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: