1. Методы диагностики детей дошкольного и младшего школьного возраста.
2. Наблюдение как метод психолого-педагогического исследования (назначение, специфика, функции, ограничения).
3. Особенности опросных методов (назначение, специфика, функции, ограничения) как основа мониторингового исследования.
4. Организация совместной работы психолога с родителями и детьми в усвоении образовательных программ.
5. Круглый стол «Компетентностный подход в начальной школе».
6. Ролевая игра «Я, родитель, выбираю…».
7. Коллоквиум «Преимущества и недостатки традиционного и развивающего обучения».
8. Брейнсторминг «Технологии психолого-педагогического сопровождения образовательных программ начальной школы».
6.3. Задания к контрольной работе
Контрольная работа является обязательным и необходимым этапом для овладения содержанием дисциплины «Образовательные программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста», а также одной из форм текущего контроля по этой дисциплине.
Основные структурные элементы контрольной работы:
· титульный лист оформляется в соответствии с общими требованиями, предъявляемыми к оформлению контрольной работе в вузе (приложение 1);
· содержание включает перечень основных пунктов контрольной работы с указанием страниц;
· введение: определяется актуальность психолого-педагогических проблем в современных психолого-педагогических условиях; аргументируется востребованность психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве;
· в основной части контрольной работы студент выполняет три задания в соответствии со своим вариантом;
· заключение включает в себя выводы, обобщающие результаты каждого выполненного в основной части задания;
· библиографический список.
Контрольная работа выполняется студентами по вариантам. Вариант контрольной работы выбирается в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки студента следующим образом.
Последняя цифра номера зачетной книжки студента | Вариант контрольной работы |
1 или 6 | |
2 или 7 | |
3 или 8 | |
4 или 9 | |
5 или 0 |
Задание 1. Предполагает проведение анализа существующих образовательных программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста по следующей схеме:
Таблица 1. Анализ образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений. Анализ образовательных программ для младшего школьного возраста.
Название программы | Авторы | Направленность программы | Содержание программы |
Образовательные программы для детей дошкольного возраста | |||
Образовательные программы для детей младшего школьного возраста | |||
Далее студенту предлагается проанализировать одну из предложенных программ, согласно варианту, по следующей схеме:
· теоретические основы (концептуальные положения) изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста;
· принципы построения программы;
· структура программы, характеристика ее основных компонентов;
· методическое обеспечение программы, его характеристика;
· отличительные особенности изучаемой программы;
· субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы;
· вид учреждения, которому может быть рекомендована данная программа;
· прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации программы;
· содержание профессиональной подготовки педагогов к работе по изучаемой программе.
Задание 2. Предполагает проведение анализа существующих зарубежных образовательных программ для детей дошкольного возраста, которые внедрены в воспитательный и образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений
Таблица 2. Анализ зарубежных образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений
Название программы | Авторы | Направленность программы | Содержание программы |
Далее студенту предлагается проанализировать одну из предложенных программ, согласно варианту, по следующей схеме:
· теоретические основы (концептуальные положения) изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
· принципы построения программы;
· структура программы, характеристика ее основных компонентов;
· методическое обеспечение программы, его характеристика;
· отличительные особенности изучаемой программы;
· субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы;
· вид учреждения, которому может быть рекомендована данная программа;
· прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации программы;
· содержание профессиональной подготовки педагогов к работе по изучаемой программе.
Задание 3. Студентам предлагается проанализировать основные теории обучения и воспитания в дошкольном возрасте.
В заключении подводятся выводы по проделанной работе.
Библиографический список включает в себя перечень источников, которые использовались для выполнения контрольной работы. Допускаются существенные отличия списка используемой литературы от рекомендованного перечня источников, предложенного в конце настоящих методических рекомендаций к выполнению контрольной работы.
Помимо традиционных бумажных носителей, среди которых рекомендуется использование словарей, учебных пособий, журналов, сборников научных статей и т.п. возможна работа с электронными ресурсами информационной сети Internet, ссылка на которые также оформляется в библиографическом списке.
Вариант 1
Задание 1. Провести анализ существующих образовательных программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занести в таблицу.
Далее студенту предлагается проанализировать программу «Радуга» (дошкольный возраст) и программу «Начальная школа XXI века» по следующей схеме:
· теоретические основы (концептуальные положения) изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
· принципы построения программы;
· структура программы, характеристика ее основных компонентов;
· методическое обеспечение программы, его характеристика;
· отличительные особенности изучаемой программы;
· субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы;
· вид учреждения, которому может быть рекомендована данная программа;
· прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации программы;
· содержание профессиональной подготовки педагогов к работе по изучаемой программе.
Задание 2. Провести анализ существующих зарубежных образовательных программ для детей дошкольного возраста. Занести в таблицу. Далее студенту предлагается проанализировать программу «Вальдорфский детский сад» по следующей схеме:
· теоретические основы (концептуальные положения) изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
· принципы построения программы;
· структура программы, характеристика ее основных компонентов;
· методическое обеспечение программы, его характеристика;
· отличительные особенности изучаемой программы;
· субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы;
· вид учреждения, которому может быть рекомендована данная программа;
· прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации программы;
· содержание профессиональной подготовки педагогов к работе по изучаемой программе.
Задание 3. Студентам предлагается проанализировать теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной.
Вариант 2
Задание 1. Провести анализ существующих образовательных программ для детей дошкольного возраста. Занести в таблицу. Далее студенту предлагается проанализировать программу «Развитие» (дошкольный возраст) и программу «Классическая начальная школа» (младший школьный возраст) по следующей схеме:
· теоретические основы (концептуальные положения) изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста;
· принципы построения программы;
· структура программы, характеристика ее основных компонентов;
· методическое обеспечение программы, его характеристика;
· отличительные особенности изучаемой программы;
· субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы;
· вид учреждения, которому может быть рекомендована данная программа;
· прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации программы;
· содержание профессиональной подготовки педагогов к работе по изучаемой программе.
Задание 2. Провести анализ существующих зарубежных образовательных программ для детей дошкольного возраста. Занести в таблицу. Далее студенту предлагается проанализировать программу на основе педагогики Марии Монтессори по следующей схеме:
· теоретические основы (концептуальные положения) изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
· принципы построения программы;
· структура программы, характеристика ее основных компонентов;
· методическое обеспечение программы, его характеристика;
· отличительные особенности изучаемой программы;
· субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы;
· вид учреждения, которому может быть рекомендована данная программа;
· прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации программы;
· содержание профессиональной подготовки педагогов к работе по изучаемой программе.
Задание 3. Студентам предлагается проанализировать теорию развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
Вариант 3
Задание 1. Провести анализ существующих образовательных программ для детей дошкольного возраста. Занести в таблицу. Далее студенту предлагается проанализировать программу «Детский сад – дом радости» (дошкольный возраст) и программу «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление (РИТМ)» (младший школьный возраст) по следующей схеме:
· теоретические основы (концептуальные положения) изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста;
· принципы построения программы;
· структура программы, характеристика ее основных компонентов;
· методическое обеспечение программы, его характеристика;
· отличительные особенности изучаемой программы;
· субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы;
· вид учреждения, которому может быть рекомендована данная программа;
· прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации программы;
· содержание профессиональной подготовки педагогов к работе по изучаемой программе.
Задание 2. Провести анализ существующих зарубежных образовательных программ для детей дошкольного возраста. Занести в таблицу. Далее студенту предлагается проанализировать программу «Пилотная школа», согласно варианту, по следующей схеме:
· теоретические основы (концептуальные положения) изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
· принципы построения программы;
· структура программы, характеристика ее основных компонентов;
· методическое обеспечение программы, его характеристика;
· отличительные особенности изучаемой программы;
· субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы;
· вид учреждения, которому может быть рекомендована данная программа;
· прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации программы;
· содержание профессиональной подготовки педагогов к работе по изучаемой программе.
Задание 3. Студентам предлагается проанализировать концепция культурно-исторического развития Л.С. Выготского.
Вариант 4
Задание 1. Провести анализ существующих образовательных программ для детей дошкольного возраста. Занести в таблицу. Далее студенту предлагается проанализировать программу «Одаренный ребенок» (дошкольный возраст) и программу «Планета знаний» (младший школьный возраст) по следующей схеме:
· теоретические основы (концептуальные положения) изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
· принципы построения программы;
· структура программы, характеристика ее основных компонентов;
· методическое обеспечение программы, его характеристика;
· отличительные особенности изучаемой программы;
· субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы;
· вид учреждения, которому может быть рекомендована данная программа;
· прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации программы;
· содержание профессиональной подготовки педагогов к работе по изучаемой программе.
Задание 2. Занести в таблицу. Далее студенту предлагается проанализировать программу «Шаг за шагом», согласно варианту по следующей схеме:
· теоретические основы (концептуальные положения) изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
· принципы построения программы;
· структура программы, характеристика ее основных компонентов;
· методическое обеспечение программы, его характеристика;
· отличительные особенности изучаемой программы;
· субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы;
· вид учреждения, которому может быть рекомендована данная программа;
· прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации программы;
· содержание профессиональной подготовки педагогов к работе по изучаемой программе.
Задание 3. Студентам предлагается проанализировать теорию когнитивного развития Ж. Пиаже.
Вариант 5
Задание 1. Провести анализ существующих образовательных программ для детей дошкольного возраста. Занести в таблицу. Далее студенту предлагается проанализировать программу «Наследие» (дошкольный возраст) и программу «Перспективная начальная школа» (младший школьный возраст) по следующей схеме:
· теоретические основы (концептуальные положения) изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
· принципы построения программы;
· структура программы, характеристика ее основных компонентов;
· методическое обеспечение программы, его характеристика;
· отличительные особенности изучаемой программы;
· субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы;
· вид учреждения, которому может быть рекомендована данная программа;
· прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации программы;
· содержание профессиональной подготовки педагогов к работе по изучаемой программе.
Задание 2. Провести анализ существующих зарубежных образовательных программ для детей дошкольного возраста. Занести в таблицу. Далее студенту предлагается проанализировать программу ранней социализации детей «Зеленая дверца» по следующей схеме:
· теоретические основы (концептуальные положения) изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
· принципы построения программы;
· структура программы, характеристика ее основных компонентов;
· методическое обеспечение программы, его характеристика;
· отличительные особенности изучаемой программы;
· субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы;
· вид учреждения, которому может быть рекомендована данная программа;
· прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации программы;
· содержание профессиональной подготовки педагогов к работе по изучаемой программе.
Задание 3. Студентам предлагается проанализировать теорию проблемного обучения А.М. Матюшкина.
Вопросы к экзамену
1. Место дошкольного возраста в онтогенетическом развитии человека.
2. Классификация образовательных программ для детей дошкольного возраста.
3. Общие требования к программам.
4. Требования к пользователям программ.
5. Психофизиологическое развитие ребенка дошкольного возраста.
6. Социальная ситуации развития ребенка дошкольного возраста.
7. Программный подход к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.
8. Игра как условие психического развития и обучения дошкольника.
9. Основные возрастные задачи периода дошкольного детства.
10.Общая характеристика когнитивного развития дошкольника.
11.Общая характеристика эмоционально-волевой сферы дошкольника.
12.Особенности эмоций, чувств и их проявление в период дошкольного детства.
13.Волевые процессы ребенка в дошкольном возрасте. Особенности формирования и развития воли.
14.Эмоционально-волевая готовность ребенка к обучению в школе.
15.Общая характеристика потребностно-мотивационной сферы ребенка дошкольного возраста.
16.Формирование мотивов в период дошкольного детства.
17.Мотивационная готовность к обучению в школе.
18.Формирование и становление системы ценностей дошкольника.
19.Особенности самосознания ребенка дошкольного возраста.
20.Основные личностные характеристики дошкольника.
21.Развитие морально-нравственной сферы ребенка дошкольного возраста.
22.Коммуникативная готовность ребенка к обучению в школе.
23.Место ребенка в системе семейных отношений.
24.Характеристика общения дошкольника со сверстниками.
25.Общая характеристика кризиса 3-х летнего возраста.
26.Позиция родителей в период переживания кризиса ребенком.
27.Общая характеристика кризиса 6-7 летнего возраста.
28.Позиция родителей в период переживания кризиса ребенком.
29.Общая готовность ребенка к обучению в школе.
30.Развитие системы начального общего образования в России и других странах.
31.Образование, развитие и социализации личности. Сущность социализации, ее стадии и механизмы социального развития в младшем школьном возрасте.
32.Развитие личности как педагогическая проблема.
33.Воспитание и формирование личности. Роль обучения в развитии личности.
34.Роль обучения и воспитания в развитии и социализации детей младшего школьного возраста.
35.Средства, условия, факторы социального развития ребенка в младшем дошкольном возрасте.
36.Воспитание как целостная система и педагогическое явление. Закономерности и принципы воспитательного процесса в системе начального образования.
37.Содержание воспитательного процесса с младшими школьниками.
38.Основы семейного воспитания. Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности.
39.Взаимодействие школы с семьей в организации воспитания младших школьников.
40.Учение как познавательная деятельность младшего школьника. Формирование самостоятельности в учащихся в процессе обучения.
41.Принципы обучения в системе начального общего образования.
42.Формы организации учебного процесса в начальной школе.
43.Методы и средства обучения в начальной школе.
44.Управление уроком как фактор совершенствования образовательной системы.
45.Система управления качеством обучения.
46.Критерии качества и эффективности современного начального общего образования.
47.Образовательная среда начальной школы. Формы и методы организации жизнедеятельности детей.
48.Стандартизация начального общего образования: федеральный, региональный и школьный компоненты.
49.Современные подходы в построении системы школьного образования.
50.Традиционная система и система развивающего обучения: общая и сравнительная характеристика.
51.Содержание образовательных программ для начальной школы: общая и сравнительная характеристика.