Успех проекта, как правило, означает получение всеми заинтересованными сторонами результатов, оправдывающих их ожидания, сформулированные в виде целей и требований.
Критерии успешности проекта – совокупность качественных и/или количественных показателей, которые дают возможность судить о степени успешности выполнения проекта.
Основные типы критериев успешности проекта.
· Традиционные — «в срок, в рамках бюджета, в соответствии со спецификацией».
· Соответствие требованиям (ожиданиям) заказчика и пользователей.
· Соответствие ожиданиям других участников проекта.
Не следует смешивать понятия «успешность проекта» и «успешность управления проектом». Успешное управление проектом определяется показателями эффективности управления проектом (качество и своевременность принятия управленческих решений, эффективность управления рисками, оптимальность планов и загрузки исполнителей и др.). Эффективное управление проектом является важным условием успеха проекта, но не единственным. Даже проект, управление которым построено превосходно, может оказаться неудачным.
Факторы успеха проекта – внешние и внутренние условия, от которых зависит успешная реализация проекта.
Если обобщить и упорядочить результаты исследований, то можно сделать вывод, что факторы успеха проекта относятся к трем основным элементам проекта:
1) правильное и четкое определение целей и результатов проекта;
2) эффективное управление проектом;
3) адекватное обеспечение проекта ресурсами и соответствующими технологиями.
Цели проекта. Стратегия проекта.
Цель описывает желаемую будущую ситуацию.
Цели проекта/программы — желаемые результаты (эффекты, выгоды), достигаемые при успешном осуществлении проекта/программы при заданных требованиях и условиях их осуществления.
|
Цели проекта в первую очередь отвечают на вопрос «для чего?». Для чего мы реализуем данный проект? Что в первую очередь заказчик (владелец проекта) хочет получить в результате реализации данного проекта? Однако цели могут отражать ожидания и других ключевых заинтересованных сторон и участников проекта.
Цели проекта должны быть сформулированы заказчиком. Учитывая сложность и многогранность процесса формулирования целей, менеджер проекта должен уточнить и при необходимости доработать цели проекта.
Стратегия проекта – общее видение пути достижения цели проекта; определяет направления и основные принципы осуществления проекта; характеризуется системой (набором) качественных и количественных показателей.
Различные цели проекта могут достигаться в разные сроки. Понимание последовательности достижения целей проекта позволит разработать стратегию реализации проекта, сделает обозримыми достаточно длительные и сложные процессы достижения стратегических, долгосрочных целей.
Продукт проекта. Задачи и работы проекта.
Продукт проекта — материальная или иная сущность, производимая в ходе проекта, создание и использование которой обеспечит в итоге достижение целей проекта.
Продуктом проекта могут быть создаваемые материальные и нематериальные активы, например новые продукты и услуги, новые технологии, здания и сооружения, производственные мощности, обученный персонал, организационные изменения, проведенные в организации, и др.
|
Начальные требования к продукту определяются в проектном задании (спецификации, техническом задании). В дальнейшем требования к продукту могут уточняться и детализироваться при разработке проектной документации. Таким образом, определение целей проекта и требований к продукту проекта – это взаимосвязанный процесс.
Требования к проекту/программе — четко сформулированные пожелания заказчиков, спонсоров и других участников проекта к характеристикам, которым должны соответствовать цели и другим условиям реализации проекта/программы.
Задачи и работы проекта — действия, выполняемые для создания продукта проекта.
По существу задачи и работы проекта определяют его содержание.
Содержание проекта определяет работы, которые должны быть выполнены, чтобы создать и передать заказчику продукт проекта с необходимыми свойствами и функциональностью.
Жизненный цикл проекта.
Жизненный цикл проекта – полный набор (чаще всего последовательных) фаз проекта от его начала до момента завершения, название и число которых определяется исходя из технологии производства работ и потребностей контроля со стороны организации или организаций, вовлеченных в проект.
Фаза проекта – набор логически взаимосвязанных работ проекта, в процессе завершения которых достигается один из значимых промежуточных или окончательных результатов проекта.
Завершение каждой фазы проекта связано с получением значимых промежуточных или итоговых результатов проекта, поэтому момент завершения фазы ЖЦ является вехой (значимым событием) в проекте.
|
Укрупненный ЖЦ проекта может включать следующие фазы:
♦ Концепция. В ходе фазы концепции исследуются предпосылки реализации идеи проекта, оцениваются условия и окружение проекта, готовятся прогнозы, оцениваются цели и варианты, делается первоначальная оценка технической реализации, оцениваются временные и стоимостные аспекты реализации идеи.
♦ Разработка. На фазе разработки ведут детальную проработку всех технических аспектов реализации проекта, разработку проектной документации, детальных планов и бюджета реализации проекта. По результатам выполнения рассмотренной фазы может быть принято решение о внесении изменений в проект и стратегию его реализации.
♦ Реализация. Основная фаза проекта, в ходе которой создается конечный продукт проекта. В крупных проектах эту фазу разделяют на более мелкие в соответствии с технологией создания продукта, определяют моменты получения промежуточных результатов и процедуры принятия решений о переходе к последующим шагам реализации.
♦ Закрытие. Основными задачами фазы завершения проекта являются выполнение финального тестирования для определения соответствия результатов проекта запланированным, разработка технических руководств и эксплуатационной документации, формальная передача окончательных результатов проекта в эксплуатацию, подведение итогов проекта.
На рис. показана наиболее типичная диаграмма распределения затрат по фазам ЖЦ проекта. Максимальные затраты связаны с фазами реализации проекта. Именно на этих фазах выполняются поставка оборудования и работы по созданию конечного продукта. Соответственно ключевые решения по реализации проекта и внесению изменений в проект рекомендуется принять до перехода к фазам реализации. На многих проектах существует взаимосвязь между затратами начальных фаз проекта и фазы реализации. Более тщательная разработка проектной документации и планов позволяет снизить стоимость реализации, и наоборот.