Тест для оперативной оценки состояния




Адаптации студентов группы

(методика оценки тревожности Ч.Б. Спилбергера

В адаптации Ю.Л. Ханина)

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как оно во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности. Это так называемая полезная тревожность.

Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.

Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности протекания во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности.

Если психологический тест показывает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

 

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент, выберите один из ответов: никогда, почти никогда, часто, всегда. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

 

1. Я спокоен.

2. Мне ничего не угрожает.

3. Я нахожусь в напряжении.

4. Я внутренне скован.

5. Я чувствую себя свободно.

6. Я расстроен.

7. Меня волнуют возможные неудачи.

8. Я ощущаю душевный покой.

9. Я встревожен.

10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения.

11. Я уверен в себе.

12. Я нервничаю.

13. Я не нахожу себе места.

14. Я взвинчен.

15. Я не чувствую скованности, напряжения.

16. Я доволен.

17. Я озабочен.

18. Я слишком возбуждён и мне не по себе.

19. Мне радостно.

20. Мне приятно.

 

Шкала личной тревожности (ЛТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент, выберите один из ответов: никогда, почти никогда, часто, всегда. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

 

1. У меня бывает приподнятое настроение.

2. Я бываю раздражительным.

3. Я легко расстраиваюсь.

4. Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие.

5. Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть.

6. Я чувствую прилив сил и желание работать.

7. Я спокоен, хладнокровен и собран.

8. Меня тревожат возможные трудности.

9. Я слишком переживаю из-за пустяков.

10. Я бываю вполне счастлив.

11. Я всё принимаю близко к сердцу.

12. Мне не хватает уверенности в себе.

13. Я чувствую себя беззащитным.

14. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей.

15. У меня бывает хандра.

16. Я бываю доволен.

17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня.

18. Бывает, что я чувствую себя неудачником.

19. Я уравновешенный человек.

20. Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и проблемах.

 

Обработка результатов

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая, 31–44 – умеренная, 45 и

более – высокая.

Ключ к опросникам:

 

4 балла необходимо поставить за ответ «никогда» на утверждения 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20 по шкале СТ и на утверждения 1, 6, 7, 10, 16, 19 по шкале ЛТ; за ответ «всегда» на утверждения 3, 4, 6, 7, 9, 12-14, 17, 18 по шкале СТ; за ответ «часто» на утверждения 2-5, 8-9, 11-15, 17, 18, 20 по шкале ЛТ;

3 балла необходимо поставить за ответ «почти никогда» на утверждения 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20 по шкале СТ и на утверждения 2-5, 8, 9, 11-15, 17, 18, 20 по шкале ЛТ; за ответ «часто» на утверждения 3, 4, 6, 7, 9, 12-14, 17, 18 по шкале СТ; за ответ «всегда» на утверждения 1, 6, 7, 10, 16, 19 по шкале ЛТ;

2 балла необходимо поставить за ответ «почти никогда» на утверждения 3, 4, 6, 7, 9, 12-14, 17, 18 по шкале СТ и на утверждения 1, 6, 7, 10, 16, 19 по шкале ЛТ; за ответ «часто» на утверждения 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20 по шкале СТ; за ответ «всегда» на утверждения 2-5, 8, 9, 11-15, 17, 18, 20 по шкале ЛТ;

1 балл необходимо поставить за ответ «никогда» на утверждения 3, 4, 6, 7, 9, 12-14, 17, 18 по шкале СТ и на утверждения 2-5, 8, 9, 11-15, 17, 18, 20 по шкале ЛТ; за ответ «всегда» на утверждения 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20 по шкале СТ; за ответ «часто» на утверждения 1, 6, 7, 10, 16, 19 по шкале ЛТ.

 

По каждому испытуемому следует написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности и при необходимости рекомендации по его коррекции.

Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

По результатам обследования также пишется заключение, оценивающее группу в целом по уровню ситуативной и личностной тревожности. Кроме того, выделяются лица, высоко- и низкотревожные.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: