УТВЕРЖДАЮ
Проректор по образовательной политике
____________В.Я. Шевченко
«___»______________2011 г.
Рабочая программа дисциплины
«МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»
направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)
профиля подготовки «Экономика и управление»
профилизации «Предпринимательская деятельность (с углубленным изучением английского языка)»
Екатеринбург
РГППУ
Рабочая программа дисциплины «Методика профессионального обучения ». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 47 с.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).
Авторы: | доктор педагогических наук, доцент | Л.Д.Старикова |
Рецензент: | . |
Одобрена на заседании кафедры экономики предпринимательства. Протокол от №
Заведующий кафедрой экономики предпринимательства | Л.П.Пачикова |
Рекомендована к печати методической комиссией Института экономики и управления РГППУ. Протокол от №
Председатель методической комиссии ИнЭУ | Ф.Д.Босько | |
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ | С. В. Пеннер | |
Директор ИнЭУ | А.Г.Мокроносов |
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011
© Старикова Л.Д., 2011 |
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Среди психолого-педагогических дисциплин «Методика профессионального обучения (МПО)» занимает одно из ведущих мест в подготовке педагогов профессионального обучения по отраслям. Целью изучения дисциплины «Методика профессионального обучения», соотнесенной с общими целями ООП ВПО, является формирование представления о современной модели методического знания и умения проектирования, конструирования и разработки содержательного и процессуального компонентов учебного процесса по предметам профессионального цикла в образовательных учреждениях, занимающихся подготовкой квалифицированных рабочих.
|
В процессе изучения курса студенты знакомятся с основными терминами, понятиями, методами и подходами к проектированию и организации педагогического процесса в учебных заведениях системы начального и среднего профессионального образования.
В соответствии с поставленной целью задачами изучения дисциплины являются:
· сформировать у студентов знания общих вопросов технологии обучения и применения дидактических закономерностей и нормативов при подготовке квалифицированных рабочих;
· сформировать у студентов систему знаний о дидактических основах процесса теоретического и производственного (практического) обучения в образовательных учреждениях системы НПО;
· сформировать комплекс знаний и умений проектирования, организации и осуществления учебно-воспитательной деятельности в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях НПО и СПО;
|
· обеспечить освоение технологии проектирования уроков теоретического и практического обучения;
· сформировать у студентов способности комплексно и адекватно применять технические, педагогические, психологические и другие знания, умения и навыки при решении методических задач;
· формировать навыки использования педагогических технологий в обучении, воспитании и развитии профессионально важных качеств личности современного рабочего (специалиста) экономического профиля; взаимосвязи и взаимообусловленности методик и технологий профессионального обучения в учебном процессе;
· освоить методику научного исследования для решения реальных методических задач.
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕООП ВПО
Изучение дисциплины«Методика профессионального обучения » является необходимым звеном в системе подготовки бакалавров по направлению 051000 – Профессиональное обучение (по отраслям) по профилю «Экономика и управление». Дисциплина «Методика профессионального обучения» относится к профессиональному циклу дисциплин базовой (общепрофессиональной) части ООП.
Учебная дисциплина логически и содержательно методически взаимосвязана с дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла, а так же профессионального цикла.
Дисциплина «Методика профессионального обучения» опирается на основные положения дисциплин «Психология профессионального образования», «Общая психология», «Возрастная физиология и психофизиология», «Введение в профессионально-педагогическую специальность», «Общая и профессиональная педагогика», «Педагогические технологии», «Информационные технологии в образовании».
|
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами.
2.1. Из курса «Введение в профессионально-педагогическую деятельность»:
Знания: понятие педагогической деятельности, основные компоненты педагогической деятельности; понятия компетентности и компетенций.
2.2.Из курса «Общая и профессиональная педагогика»:
Знания: основные понятия теории воспитания и дидактики; понятие и структуру педагогического процесса, взаимосвязь и характеристику компонентов педагогического процесса;
Умения: проектировочной деятельности педагога профессионального обучения: методов, форм педагогического процесса;
Владения: осуществлять выбор методов обучения и воспитания в соответствии с критериями.
2.3. Из курса «Психология профессионального образования»:
Знания: понятие личности и ее структуры; познавательные процессы личности; вопросы возрастной и педагогической психологии;
Умения: применять основные методы психологического исследования.
2.4. Из курса «Возрастная физиология и психофизиология»:
Знания: особенности подросткового возраста, гигиену умственного труда, рефлекторную теорию психических процессов и поведения.
2.5. Из курса «Педагогические технологии»:
Знания: понятие, классификацию педагогических технологий, критерии выбора педагогических технологий;
Умения: проектирования основных технологий обучения, критерии выбора педагогических технологий.
Владения: осуществлять выбор педагогических технологий в соответствии с критериями.
2.6. Из курса «Информационные технологии в образовании»:
Знания: понятие информационных и коммуникационных технологий, их классификацию, возможности применения в образовательном процессе;
Умения: разрабатывать презентации; применять информационные технологии в процессе планирования, поиска, отбора, систематизации информации по темам учебной дисциплины;
Владения: осуществлять выбор методик использования информационных и коммуникационных технологий в зависимости от специфики учебной дисциплины.
Дисциплина «Методика профессионального обучения» систематизирует и объединяет знания, полученные студентами при изучении вышеперечисленных курсов, и позволяет использовать их в процессе изучения дисциплин: «Методика воспитательной работы», «Практическое (производственное) обучение», «Психология профессии», «НИРС».
Содержание дисциплины включается как составляющая в Государственный экзамен по психолого-педагогической подготовке.
Сформированные (развитые) компетенции при изучении данной дисциплины востребованы при прохождении педагогической практики, подготовке ВКР.