В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО:
а) общекультурные (ОК):
- осознавать ключевые ценности профессионально-педагогической деятельности (демонстрировать глубокое знание всех ключевых ценностей профессии (КЦП), понимать их смыслы и значения, свободно интерпретировать все КЦП, высказывать свое отношение к каждой КЦП, демонстрировать системность, целостность представлений о ценностных отношениях к человеку (обучающемуся) (ОК-2);
- проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности (ОК-5);
- владеть системой эвристических методов и приемов (ОК-29).
б ) общепрофессиональные (ПК). Элементы компетенций:
учебно-профессиональная деятельность:
- организовывать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность в соответствии с требованиями профессиональных и Федеральных государственных образовательных стандартов в ОУ НПО и СПО (ПК-3);
- анализировать профессионально-педагогические ситуации (ПК-5);
научно-исследовательская деятельность:
- организовывать учебно-исследовательскую работу обучающихся (ПК-11);
образовательно-проектировочная деятельность:
- проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих (специалистов) (ПК-25);
- проектировать и применять индивидуализированные, деятельностно и личностно ориентированные технологии и методики обучения рабочих (специалистов) (ПК-26);
- проектировать комплекс учебно-профессиональных целей, задач (ПК-28);
- конструировать содержание учебного материала по общепрофессиональной и специальной подготовке рабочих (специалистов) (ПК-29);
|
- разрабатывать, анализировать и корректировать учебно-программную документацию подготовки рабочих, специалистов (ПК-30);
- проектировать, применять комплекс дидактических средств при подготовке рабочих (ПК-31);
- проектировать формы, методы и средства контроля результатов подготовки рабочих (специалистов) в образовательном процессе (ПК-32);
организационно-технологическая деятельность:
- организовывать учебно-производственный (профессиональный) процесс через производительный труд (ПК-58);
- организовать образовательный процесс с применением интерактивных, эффективных технологий подготовки рабочих (специалистов) (ПК-61).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
· знать:
- предмет и значение дисциплины «Методика профессионального обучения» для подготовки педагога профессионального обучения;
- историю развития системы профессионального обучения в России и за рубежом;
- содержание Государственного стандарта начального профессионального образования (ГОС НПО);
- основные подходы к отбору содержания учебного материала на уровне дисциплины, темы, занятия;
- принципы разработки и анализа учебного плана, учебной программы предмета и другой учебно-программной документации для системы НПО;
- задачи, содержание и процесс теоретического и производственного (практического) обучения в образовательных учреждениях системы НПО;
- содержание и технологии дидактического проектирования процесса обучения и его компонентов, диагностического инструментария;
|
- содержание, структуру, функции и организацию методической работы в учебном заведении системы НПО;
- вопросы совершенствования педагогического процесса и основные направления повышения его эффективности.
· уметь:
- осуществлять поиск и анализировать научные, учебные и нормативные и методические источники;
- разрабатывать методические материалы по дисциплине;
- осуществлять отбор дидактического материала и конструировать предметное содержание обучения по общепрофессиональным и профессиональным (специальным) циклам дисциплин и практическому обучению;
- осуществлять дидактическое проектирование учебного процесса;
- производить отбор методов и приемов обучения в соответствии с дидактической целью уроков теоретического и производственного обучения;
- конструировать средства обучения;
- создавать вариативную методику обучения в зависимости от целей и реальных условий обучения;
- осуществлять отбор педагогических технологий для обучения, воспитания и развития профессионально важных качеств личности современного рабочего (специалиста) экономического профиля;
- планировать деятельность педагога профессионального обучения и конструировать деятельность учащихся при формировании профессиональных знаний и умений;
- управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и оценивать уровень сформированности знаний, умений учащихся.
· владеть:
- навыками самостоятельной работы с научной, методической и учебной литературой, а также развить критические способности и творческое начало при работе с литературой;
|
- навыками отбора содержания на уровне дисциплины, темы и типа и вида учебного занятия;
- навыками конструирования и применения диагностического инструментария процесса обучения;
- навыками конструирования и применения в образовательном процессе средств обучения;
- навыками анализа уроков теоретического и производственного обучения;
- навыками применения методов и приемов обучения в профессиональном обучении специалистов (рабочих) экономического профиля;
- навыками отбора педагогических технологий для их использования в обучении, воспитании и развитии профессионально важных качеств личности современного рабочего (специалиста) экономического профиля;
- навыками проведения рефлексии собственной деятельности.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов.