1) Меня как человека, пишущего о войне, главным образом интересовали два нравственных момента, которые упрощённо можно определить так: что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств и на что он готов пойти, когда возможности с честью отстоять свою жизнь исчерпаны до конца и предотвратить смерть невозможно?
2) Ведь никому не хотелось лишаться своей единственной и такой дорогой ему жизни, и только необходимость до конца оставаться честным человеком заставляла идти на смерть. 3) В то же время находились люди, которые пытались совместить несовместимое. 4) Они надеялись сохранить жизнь и не погрешить против совести, что в определённых трагических обстоятельствах оказывалось невероятно трудным, если не совсем безнадёжным.
5) Много лет в моей памяти жил один случай, настойчиво будораживший моё сознание. 6) Это произошло в августе сорок четвёртого года, когда наши войска успешно прорвали оборону противника, окружили кишинёвскую группировку гитлеровцев, взяли большое количество пленных.
7) В большом дворе стояли, сидели и лежали на истоптанной траве сотни румын и немцев. 8) Проезжая мимо, замечаю вдруг небритое лицо одного из тех, кто безучастно сидит у самой изгороди. 9) В следующее мгновение я узнал прежнего моего сослуживца, который с осени сорок третьего считался погибшим. 10) Более того, за стойкость, проявленную в тяжёлом бою на Днепровском плацдарме, за умелое командование окружённым батальоном этот человек «посмертно» был удостоен высокой награды. 11) О нём рассказывали новому пополнению, о его подвиге проводились беседы, а он вот сидел теперь передо мной в пропотевшем немецком кителе, оборванный и понурый.
|
12) Я смотрел на него, а он, видно, поняв, что молчанием не обойтись, сказал после тяжелого вздоха:
13) - Вот так оно получается!
14) - Как же это случилось?
15) В его тусклых печальных глазах не было ни злобы, ни отчаяния, была только тихая покорность судьбе, на которую он не замедлил сослаться.
16) - Что делать! 17) Такова судьба.
18) Этот человек рассказал мне, что в том памятном бою на плацдарме он не был убит, а был только ранен и попал в плен. 19) В лагере, где он потом оказался, сотнями умирали от голода, а он хотел жить и, вознамерившись обвести немцев вокруг пальца, записался во власовскую армию с надеждой перебежать к своим. 20) Но, как назло, удобного момента всё не было, так как фронт находился в обороне, а за власовцами зорко следили гитлеровцы. 21) Ему пришлось принять участие в боях против своих, хотя, разумеется, он стрелял вверх. 22) В конце концов оказался в плену, конечно же, сдался сам...
23) Я верил ему: он говорил правду. 24) безусловно, он не был из числа тех, которые жаждали служить врагу. 25) Просто, оказавшись в плену, он превыше чести поставил собственную жизнь и решил обхитрить фашистов. 26) И вот плачевный результат этой хитрости...
(По В.Быкову)
Быков Василь (Василий) Владимирович (1924-2003) – Советский белорусский писатель, публицист и общественный деятель, участник Великой Отечественной войны, один из наиболее ярких представителей военной прозы второй половины 20 века.
Сочинение к тексту.
В.В. Быков, советский белорусский писатель, публицист и общественный деятель поднимает в своём тексте проблему выбора в условиях войны. Автор ищет ответ на вопрос: на что готов пойти человек, «когда возможности с честью отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно»?
|
Во время войны многие люди сталкивались с подобной проблемой, и перед ними действительно стоял сложный выбор. Одну из таких историй рассказывает и В. Быков, повествуя о советском солдате, пытавшемся остаться в живых любой ценой, а на деле оказавшимся предателем.
Таким образом, автор подводит нас к следующему выводу: у каждого из нас всегда есть возможность принять именно то решение, которое необходимо в данный момент, только не всякий готов остаться честным до конца, если за это приходится расплачиваться собственной жизнью и благополучием.
Несомненно, я согласен с автором. В экстремальных ситуациях очень сложно сделать правильный выбор, а потом люди зачастую жалеют, что поступили неправильно, но изменить уже ничего нельзя.
Подтвердить позицию автора можно романом Ю.Бондарева «Выбор». Оказавшись в плену и оставшись после за границей, главный герой Илья Рамзин делает выбор в пользу жизни, но в конечном итоге та жизнь, на которую он себя обрекает, оказывается несчастной для него. Выбор, который он сделал когда-то, сохранив себе жизнь, не сделал счастливым ни его, ни самых близких ему людей.
По-другому решает проблему выбора герой повести В.Быкова «Обелиск». Сельский учитель Алесь Иванович Мороз в тяжелейшие минуты поддерживает своих учеников, личным примером показывая подросткам, что мужество и самоотверженность – главные качества на войне. Он остаётся со своими учениками до конца.
Таким образом, можно сказать, что на войне человек поставлен жизнью перед выбором, и кем быть - выжившим подлецом или погибшим героем – зависит только от человека.