ПРОФИЛАКТИКА КАРИЕСА ЗУБОВ




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России)

 

 

Кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой Булгакова А.И.

«31» августа 2017г

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к практическому занятию на тему: «Болезни зубов: кариес, некариозные поражения и его осложнения. Пульпит, периодонтит. Болезни пародонта. Заболевания слизистой оболочки полости рта. Алгоритм лечебно-профилактических мероприятий. Связь стоматологических и соматических заболеваний. Проявления симптомов в полости рта. Современные средства гигиены и уход за стоматологическим больным различного стоматологического профиля»

 

 

Дисциплина – «Стоматология»

Специальность – 31.05.01- Лечебное дело

Курс – V

Семестр – IX

Количество часов – 4

 

Уфа – 2017г.

 

Тема: « «Болезни зубов: кариес, некариозные поражения и его осложнения. Пульпит, периодонтит. Болезни пародонта. Заболевания слизистой оболочки полости рта. Алгоритм лечебно-профилактических мероприятий. Связь стоматологических и соматических заболеваний. Проявления симптомов в полости рта. Современные средства гигиены и уход за стоматологическим больным различного стоматологического профиля»

 

На основании рабочей программы «Стоматология», утвержденной

 

Рецензенты:

1. доцент кафедры терапевтической стоматологии с курсом ИДПО ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России Усманова И.Н.

2. доцент кафедры терапевтической стоматологии с курсом ИДПО ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России Чемикосова Т.С.

 

 

Авторы: зав. кафедрой, проф. Булгакова А.И., Ахмадеева Ф.Р., Валеев И.В., Солдатова Ю.О., Демченко И.С.

 

 

Утверждение на заседании №4 кафедры пропедевтики стоматологических заболеваний, от «14» сентября 2017 г.

Тема и ее актуальность.

Здоровье человека неразрывно связано с условиями быта, труда и отдыха. Режим жизни, выполнение гигиенических требований, соблюдение определенных полезных советов является профилактикой различных заболеваний. Необходимо правильно подбирать и использовать средства. Врач-стоматолог должен правильно мотивировать пациента к соблюдению правил по уходу за полостью рта, необходимость регулярного посещения стоматологического кабинета.

2. Учебные цели:

- ознакомить студентов с классификацией кариеса зубов и некариозных поражений

- освоить общие принципы препарирование

- ознакомить студентов с заболеваниями пульпит, периодонтит, заболевания пародонта

- ознакомить студентов с заболеваниями слизистой оболочки полости рта

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать и владеть:

1. Классификацию кариеса зубов по ВОЗ.

2. Анатомо-физиологические особенности органов полости рта

3. Связь стоматологических и соматических заболеваний

4.Современные средства гигиены

Овладеть теоритическими знаниями для правильной профилактики патологических процессов в полости рта, изучить этиологию, развитие

стоматологических заболеваний, основы ухода за стоматологическим больным

и овладеть следующими компетенциями ОК-1, ПК-1, ОПК-1,6, ПК-2,3, 13

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

- классифицировать кариозные/некариозные поражения;

- диагностировать и дифференцировать пульпит и периодонтит

- знать алгоритм лечебно- профилактических мероприятий.

- собрать анамнез, обследовать пациента по органам и системам

-ознакомить пациента о видах, средствах и методик индивидуальной гигиены полости рта

3. Материалы для самоподготовки к освоению темы:

1. Анатомия зубов.

2. Гистология и биология тканей зуба.

3.Классификация стоматологического инструментария.

4.Средства для индивидуальной гигиены полости рта

5. Материалы для проведения гигиенических индексов

4. Вид занятия - практическое занятие.

5. Продолжительность – 4 часов.

6. Оснащение:

6.1. Стоматологические инструменты, дезинфицирующие агенты, муляжи, фантомы, таблицы, стенды.

7. Содержание занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

Тесты для исходного уровня знаний

Выберите один правильный ответ:

1. ТОЛЩИНА ЭМАЛИ В ОБЛАСТИ ФИССУР МОЛЯРОВ СОСТАВЛЯЕТ:

1) 0,5-1,0 мм;

2) 1,0-1,5 мм;

3) 1,5-2,0 мм.

 

2.ОПРЕДЕЛИТЕ ФОРМУ КОРОНКИ У ЦЕНТРАЛЬНОГО РЕЗЦА ВЕРХНЕЙ ЧЕЛЮСТИ:

1) лопатообразная;

2) конусовидная, с режущим бугорком;

3) долотообразная;

4) прямоугольная с двумя буграми.

 

3. ПОСТОЯННЫЕ ЗУБЫПРИНЯТО ОБОЗНАЧАТЬ:

1) арабскими цифрами;

2) римскими цифрами;

3) буквенными символами.

 

4. КЛИНИЧЕСКАЯ КОРОНКА ЗУБА ЭТО:

1) часть зуба, покрытая эмалью и расположенная выше или ниже эмалево- цементного соединения (анатомической шейки);

2) часть зуба, расположенная над десневым краем.

5. ЧТО ОТНОСИТСЯ К ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ КАРИЕСА?

1)рациональное питание

2)герметизация фиссур

3) стоматологическое просвещение

 

6.КРИТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ PH, ПРИ КОТОРОМ НАЧИНАЕТСЯ ДЕМИНЕРАЛИЗАЦИЯ ЭМАЛИ ЗУБА?

1)12,5-14,0

2)4,5-5,0

3)2,3-3,5

4)7,0-8,0

5)8,5-9,5

 

7. В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ДЛЯ ПЕРВИЧНОГО ОСМОТРА ИСПОЛЬЗУЮТСЯ

инструменты:

1) зеркало, гладилка;

2) зеркало, зонд;

3) зеркало, пинцет;

4) пинцет, зонд;

5)зонд, штопфер.

7.2.Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия

Болезни зубов – это наиболее распространенные среди всех заболеваний. Выявляются они более чем у 95 % населения земного шара. К таким заболеваниям относятся кариес и его осложнения: пульпит и периодонтит. Остановимся подробнее на этих нозологиях.

Термин «кариес» с латинского языка переводится как «гниение». Изначально этим термином обозначалось заболевание вещества костного мозга, в основе которого чаще всего лежал воспалительный процесс. Позднее Д. А. Энтин предложил рассматривать данное поражение зубов как кариозную болезнь, что впоследствие получило широкое распространение и поддержку.

 

В настоящее время существует огромное количество теорий возникновения кариеса. Одна из них сводится к тому, что при несоблюдении гигиены полости рта появляется налет, который локализуется на боковых поверхностях зубов, фиссурах, другими словами на тех местах, где при жевании он не удаляется и прочно связывается с поверхностью зубов. В состав налета входят в основном полисахариды, минеральные соли, которые способствуют его уплотнению. В практической стоматологии такое образование называется «зубная бляшка», в состав которой наряду с вышеуказанными компонентами входят микроорганизмы, представленные в основном стрептококками. Бактерии, в свою очередь, продуцируют молочную кислоту, которая деминерализует эмаль и становится началом кариозного процесса. Необходимо отметить, что действие кариесогенных бактерий, находящихся в зубной бляшке, у разных людей проявляется поразному. У одних резистентность к кариесу высокая, у других – слабая. К сожалению, людей с высокой резистентностью мало, что и объясняет такое повсеместное распространение данного заболевания. Не подлежит сомнению тот факт, что устойчивость зубов к кариесу связана с естественной защитой организма. Замечено, что у лиц с ослабленной сопротивляемостью активнее образуется мягкий зубной налет. По другой теории полагают, что частота встречаемости кариозного поражения определяется не только состоянием организма, но и свойствами и качественным составом слюны. У лиц, которые подвержены кариесу, слюна более вязкая, содержание минеральных солей в ней изменено. В соответствии с последними данными кариес зубов возникает под влиянием местных и общих воздействий. На сегодняшний момент доказано, что в возникновении кариеса, кроме зубных бляшек, определенную роль играют присутствие углеводов в слюне и проницаемость зубной эмали.

В зависимости от проявлений кариозного процесса выделяют четыре формы кариеса.

Кариозное пятно (macula cariosa) – пятно белесоватого цвета, которое представлено участком помутнения эмали и более слабым светопреломлением. Признаков разрушения эмали не наблюдается. При зондировании данного участка дефекта эмали не обнаруживается. Поверхность данного пятна гладкая. В некоторых случаях при невыясненных обстоятельствах пятно может исчезать, что, в свою очередь, свидетельствует о существенной роли эндогенного фактора в патогенезе зубов. Однако вероятным исходом этой стадии является переход в следующую стадию поверхностного кариеса (caries superficialis). Эта стадия характеризуется появлением шероховатости и пигментации на месте мелового пятна. Помимо этого, можно выявить участки размягчения эмали. Эта стадия заканчивается, когда процесс распространяется на всю толщину эмали

Средний кариес (caries media) характеризуется наличием кариозной полости, которая располагается в слое дентина на небольшой глубине. Состояние, при котором образуется кариозная полость значительных размеров (дном ее служит тонкий слой дентина, отделяющий эту полость от зубной камеры), называется глубоким кариесом (caries profunda).

Клиническая картина весьма четкая: отсутствие спонтанных болевых ощущений, эпизодические болевые приступы, что обусловливается термическими и химическими факторами. После устранения данных раздражителей болезненность исчезает. Появление боли при механическом давлении говорит о глубоком кариесе.

Разделение кариеса на несколько видов весьма условно и существенного значения для клиники не имеет.

При лечении кариеса в первую очередь необходимо удалить пораженные участки дентина и эмали путем механической обработки при помощи бора и бормашины. После этого образовавшуюся полость, которая больше изначальной кариозной полости заполняют пломбировочным материалом. Лечение поверхностного и среднего кариеса производится в один сеанс, глубокого – в 2–3 сеанса, чтобы избежать возможности развития пульпита. Больному с глубоким кариесом на первом посещении устанавливают временную пломбу, которую заменяют на постоянную по истечении контрольного срока в 7—10 дней.

ПРОФИЛАКТИКА КАРИЕСА ЗУБОВ

Основой первичной профилактики кариеса зубов является использование методов и средств, направленных на устранение факторов риска и причин возникновения заболевания. В результате профилактических мероприятий начальные стадии кариозного поражения могут стабилизироваться или подвергнуться обратному развитию.

Методы первичной профилактики

• Стоматологическое просвещение населения.

Индивидуальная гигиена полости рта.

• Рациональное питание.

• Эндогенное использование фторидов.

• Местное применение реминерализующих средств.

• Герметизация фиссур зубов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: