Уход за стоматологическими больными специфичен, так как операционным полем обычно является полость рта. Больные с обширными дефектами тканей лица и полости рта (травмы, операций по поводу опухолей) обычно психически подавлены. С такими больными медперсонал должен проводить беседы, показывая им больных с подобными дефектами уже на разных стадиях восстановительных операций. Важен гигиенический уход за кожей лица и шеи волосами. Усы и бороду у мужчин сбривают; волосы у женщин коротко стригут или заплетают в косы и укладывают на темени под марлевую повязку.
При соблюдении постельного режима больной должен лежать на боку с приподнятой головой для предупреждения аспирации и асфиксии, периодически меняя положение тела для профилактики застойных явлений в легких.
При ранах, проникающих в полость рта, и при обширных дефектах тканей подбородочной области повязка, наложенная на рану, быстро промокает вытекающей слюной, загрязняется пищей — возникает раздражение кожи. Таким больным изготавливают слюноприемник из клеенки, резинового пузыря, полиэтиленового мешка и т. п.; грудь больного и подушку покрывают клеенкой.
Уход за полостью рта имеет большое значение для профилактики многих осложнений в послеоперационном периоде. Для удаления пищевых остатков, раневого экссудата и пр. следует промывать рот не менее 3 раз в день. Промывают рот раствором перманганата калия 1: 3000, 1% раствором гидрокарбоната натрия. Раствор наливают в кружку Эсмарха, на резиновую трубку надевают наконечник, который меняют для каждого больного, больной должен наклонить голову вперед, шпателем или стоматологическим зеркалом осторожно оттягивают угол рта, вводят наконечник и тщательно промывают все отделы полости рта. Тяжелобольным промывание рта делают в лежачем положении. При этом самого больного или его голову поворачивают набок, под угол рта подставляют лоток. Вместо кружки Эсмарха может быть использован большой резиновый баллон. Ходячие больные должны промывать рот самостоятельно в специально оборудованной комнате после каждого приема пищи. При наличии шин на зубах (переломы челюстей) после промывания удаляют остатки пищи пинцетом, зубы тщательно протирают ватным тампоном с раствором фурацилина 1: 5000 или другого антисептика и снова промывают рот струей. Кожу вокруг рта во избежание мацерации смазывают цинковой мазью или цинково-салициловой пастой.
|
После операций на лице, в полости рта или при повреждениях этой области обычно прием пищи затруднен, иногда на многие месяцы, поэтому пища для таких больных должна быть жидкой или полужидкой, нормы питания повышены. Все овощи в супе должны быть протерты, в суп добавляют яйца, молотые сухари и т. д. Тяжелобольных, которые не могут принимать жидкую или полужидкую пищу обычным путем, кормят через поильник. Этот же поильник необходим больным при переломах челюстей, когда челюсти скреплены шинами. На поильник надевают резиновую трубку длиной 20— 25 см. Конец трубки вводят за последний большой коренной зуб или в дефект зубного ряда. Дозу глотка регулируют, приподнимая поильник и сдавливая трубку пальцами. Первые дни больного кормит медперсонал, а затем сам пострадавший привыкает к такому способу приема пищи. При нарушении глотания в послеоперационном периоде питание проводят через зонд (см. Искусственное питание).
|
На лице, как правило, применяют открытый способ ведения раны: повязки накладывают только в первые сутки после операции. При обширных повреждениях, после вскрытия абсцесса или флегмоны лица, подбородочной и подчелюстной областей иногда необходимо длительно носить повязки.
Уход в случаях осложнений при амбулаторных хирургических вмешательствах на челюстях (кровотечение из лунки удаленного зуба и др.) — см. Экстракция зубов.
7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.
7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя проводится в фантомном классе, где они изучают стоматологический инструментарий; осваивают на фантомах методики применения стоматологических инструментов для обследования полости рта, зубные щетки, зубные пасты, флоссы, зубочистки, ирригаторы, методы чистки зубов. Изучение особенностей ухода за стоматологическим больным
7.5 Контроль конечного уровня усвоения темы:
Выберите один правильный ответ
1.КАК ДОЛЖЕН ЛЕЖАТЬ БОЛЬНОЙ ПРИ СОБЛЮДЕНИИ ПОСТЕЛЬНОГО РЕЖИМА:
1)на боку с приподнятой головой
2)на боку с опущенной головой
3на спине с приподнятой головой
4)значение не имеет
2.КАК КОРМЯТ БОЛЬНЫХ В ТЯЖЕЛОМ СОСТОЯНИИ?
1) при помощи поильника
2)при помощи носо-желудочного зонда
3) при помощи ложки
4)верно 1 и 2
3. КОЛИЧЕСТВО БАКТЕРИЙ В ЕДИНИЦЕ ОБЪЕМА ЗАВИСИТ ОТ:
1) возраста человека;
2) его отношения к гигиене полости рта;
3) характер питания;
4) факторы риска.
|
4. ЖЕВАТЕЛЬНАЯ РЕЗИНКА СПОСОБСТВУЕТ?
1)увеличения скорости слюноотделения
2) нейтрализации налета
3)удаление остатков пищи
5. ДЛЯ КАРИЕСА В СТАДИИ ПЯТНА ХАРАКТЕРНО:
1) участки размягчения дентина;
2) твердое дно дефекта;
3) окрашивание красителем;
4) отсутствие окраски.
6 В ОСНОВУ КЛАССИФИКАЦИИ КАРИОЗНЫХ ПОЛОСТЕЙ ПО БЛЭКУ ПОЛОЖЕНЫПРИЗНАКИ:
1) гистологические;
2) клинические;
3) анатомо-топографические;
4) топографические;
5) клинико- топографические.
7.. К III КЛАССУ ПО КЛАССИФИКАЦИИ БЛЭКА ОТНОСИТСЯ КАРИОЗНАЯ ПОЛОСТЬ
НА ПОВЕРХНОСТИ:
1) контактной премоляров;
2) вестибулярной резцов;
3) контактной резцов;
4) жевательной моляров;
5) жевательной премоляров.
8. КАРИОЗНАЯ ПОЛОСТЬ НА ЗАДНЕЙ КОНТАКТНОЙ ПОВЕРХНОСТИ 36 ЗУБА
ОТНОСИТСЯ ПО КЛАССИФИКАЦИИ БЛЭКА К КЛАССУ:
1) I;
2) II;
3) III;
4) IV;
5) V.
Место проведения самоподготовки:
учебная комната для самостоятельной работы студентов, фантомный класс №1,2.
Литература
Основная:
1. Покровская И. Я. Стоматологическое материаловедение: учебное пособие для студ. мед. вузов рек. УМО по мед. и фармац. образованию вузов России: курс лекций/ И. Я. Поюровская. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2008. -185 с.: ил., табл.
2. Стоматологический кабинет: оборудование, материалы, инструменты: учебное пособие для мед. вузов/ В. Н. Трезубов [и др.]; под ред. В. Н. Трезубова. -2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: СпецЛит, 2006. -144 с.
3. Терапевтическая стоматология: учебник для студ. стомат. фак. мед. вузов/ под ред. Е. В. Боровского, Ю. М. Максимовского; [Е. В. Боровский, В. С. Иванов, Ю. М. Максимовский, Л. Н. Максимовская]. - М.: Медицина, 2001. -736 с.
4. Терапевтическая стоматология: учебник для студ., обучающихся по спец. "Стоматология" рек. УМО по мед. и фармац. образованию вузов России/ Е. В. Боровский, В. С. Иванов, Г. В. Банченко [и др.]; под ред. Е. В. Боровского. - М.: МИА, 2009. -798 с.: ил., фот. цв., табл.
Дополнительная:
1. Обследование стоматологического больного. Основные и дополнительные методы: учебное пособие, рек. в печать КНМС Башгосмедуниверситета/ А. И. Булгакова [и др.]; ГБОУ ВПО "Башкирский государственный медицинский университет МЗ и социального развития РФ". - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздравсоцразвития России, 2012. -86 с.
2. Стоматологический инструментарий. Стерилизация стоматологического инструментария: учебное пособие/ А. И. Булгакова [и др.]; ГБОУ ВПО "Башкирский государственный медицинский университет МЗ и социального развития РФ". - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздравсоцразвития России, 2012. -85 с.
3. Фантомный курс по терапевтической стоматологии: метод. указания для студентов/ сост.: Т. С. Чемикосова, Х. М. Шайдуллина, М. И. Астахова, С. С. Белозерова, Л. И. Мустафина [и др.]. - Уфа: БГМУ, 2002 - Ч. 2. -2002. -50 с.