Электронные счетчики (ТВ-метр)




Введение

 

На данный момент в России производство разного рода сериалов растёт с каждым годом. Продюсеры почти не рискуют, занимаясь теле контентом, ведь чаще проект реализуется на деньги по заказу уже определённого канала.

Бюджет сериала зачастую зависит от заказчика, так самыми малобюджетными являются проекты «НТВ», то есть, много, но дёшево. Наиболее дорогими считаются продукты «Первого» канала.

На практике автору удалось поработать для «НТВ», «Перец», «Россия», «Домашний», «ТНТ», «Первый». Одним из последних проектов стал сериал «Харбинец» для телеканала «Россия», именно он является объектом рассмотрения на перспективу продвижения, так как проект еще не реализован на канале и есть шанс, что он станет чем-то большим, чем очередная скучная мелодрама.

Целью работы является анализ рынка телесериалов, изучение понятия «рейтинг», выявление аудитории самых популярных проектов на каналах.

Задача курсовой работы заключается в выявлении основных проблем современного сериального рынка и в составлении наиболее перспективного медиа- плана для продвижения на телеканале нового историческо- документального сериала.

 


Глава 1. Обзор национальных ТВ-каналов

Эфирные и тематические каналы

Анализ аудитории

Последние несколько лет на российском телевидении происходит настоящая битва за зрителя, с каждым годом только набирающая обороты. И хотя для стороннего наблюдателя она остается невидимой, специалисты отмечают: рейтинги тематических каналов растут, а от эфирных, которые пока ещё остаются в лидерах, - медленно, но верно уходит аудитория.

В нашей стране до сих пор есть места, где телевизор транслирует всего один канал - «Первый». Но даже при таком положении дел аудитория двадцати национальных эфирных каналов, среди которых «Первый», «Россия», «НТВ», «СТС», «ТНТ», переходит в нишевые, неэфирные, или тематические, то есть ориентированные на один жанр и на относительно узкою аудиторию, например «TV1000», «Кухня», РБК-ТВ.

. С каждым годом количество неэфирных телеканалов в России растёт: если в 2007 году их насчитывалось 180 и они захватывали 33% телеаудитории, то в 2011- м - уже около 300 и их охват достиг 69%. По этому показателю Россию опережает только США (89%), но по итогам 2012 года в связи с экономической нестабильностью и они могут остаться позади. [1]

. Сегодня хотя бы один тематический канал принимает 91% населения крупных городов России (больше 100 000 жителей). При этом на долю нишевого телевидения приходится около 10% от среднесуточной аудитории всего российского телевидения (национальных, региональных и тематических каналов в совокупности). [2]

Эти цифры подтверждают, что поиски ниши и ориентация на определённую аудиторию - залог успеха. Вот почему центральные каналы всё больше тяготеют к тому, чтобы чётко позиционироваться если не в целом, то хотя бы во временных промежутках.

Так телеканал «Россия» предпочитает отдавать вечерний прайм рубрике «Русская серия в 21:00» (табл. 1), над которой «рыдает» большая часть женского населения страны. А по выходным ставит в сетку специально снятые «фирменные» художественные телефильмы, которые, как правило, либо рассказывают истории любви героинь с трудными судьбами, скроенные по одному лекалу, либо повествуют о семейных драмах со счастливым концом. Еще одной темой канала можно назвать исторические сериалы - «Белая гвардия», «Ликвидация», «Жизнь и судьба». Они собирают у экранов широкую аудиторию, к тому же потом их можно выгодно продать зарубежным коллегам.

 

Таблица 1

Рейтинг сериалов канала «Россия».Регион: Россия / Период 04.02.2013-10.02.2013 / аудитория от 4-х лет и старше

Программа Дата День недели Канал Доля, % Рейтинг, %
  Тайны следствия - 12 04.02.2013 Понедельник 23.5 8.5
  Мое любимое чудовище 09.02.2013 Суббота   6.6
  Последняя жертва 10.02.2013 Воскресенье 14.6 5.2
  Тайны следствия - 11 04.02.2013 Понедельник 17.1 4.9

 

Эфирные каналы поменьше, вроде СТС, Рен ТВ, «Домашнего» и ТНТ, разрабатывают свою тему не менее тщательно, понимая, что только так им удастся добиться конкурентных цифр. Так, СТС несколько лет назад позиционировался как «первый развлекательный», чему способствовали, как появившиеся ситкомы («Не родись красивой», «Моя прекрасная няня», «бедная Настя»), так и юмористические программы («Слава богу, ты пришёл!», «хорошие шутки»). Позже канал перепозиционировался в «семейно-развлекательный», добавив в сетку сериалы «Воронины» и «Кухня», тем самым значительно увеличил свою аудиторию (таб. 2).


 

Таблица 2

Рейтинг программ и сериалов канала СТС. Регион: Россия / Период 04.02.2013 - 10.02.2013 / аудитория от 4-х лет и старше

Программа Дата День недели Канал Доля, % Рейтинг, %
  Восьмидесятые 07.02.2013 Четверг 10.1 3.8
  Скала 10.02.2013 Воскресенье   3.7
  Восьмидесятые (повтор) 07.02.2013 Четверг 9.2 3.4
  Кухня 07.02.2013 Четверг 9.3 3.2
  Уральские пельмени 10.02.2013 Воскресенье 8.2 3.1
  Светофор 06.02.2013 Среда 7.2 2.9

 

Канал ТНТ можно продолжать ругать за «Дом 2», но его формат уже успешно продан за рубеж, в определенном временном слоте, рассчитанном на молодёжную аудиторию (таб.3). По данным канала и словам его гендиректора (Романа Петренко), ТНТ в прошлом году вышел на первое место в стране в аудитории 14-44.

Таблица 3

Рейтинг программ канала ТНТ. Регион: Россия / Период 04.02.2013 - 10.02.2013 / аудитория от 4-х лет и старше

Программа Дата День недели Канал Доля, % Рейтинг, %
  Интерны 08.02.2013 Пятница 10.6  
  Наша Russia 08.02.2013 Пятница 9.6 3.7
  Наша Russia (повтор) 08.02.2013 Пятница 9.8 3.5
  Универ. Новая общага 06.02.2013 Среда 8.2 3.3
  Интерны (повтор) 08.02.2013 Пятница 8.7 3.1
  Моими глазами 10.02.2013 Воскресенье 7.4 2.9
  Деффчонки 04.02.2013 Понедельник 7.6 2.9

 

Канал ТНТ действительно перешёл на новый уровень. По сравнению даже с предыдущим годом, возьмём данные приблизительно того же периода (таб.4), видно заметное развитие в сериальном секторе.


Таблица 4

Рейтинг программ канала ТНТ. Регион: Россия / Период 27.02.2012 - 04.03.2012 / аудитория от 4-х лет и старше

Программа Дата День недели Канал Доля, % Рейтинг, %
  Дом - 2. Город Любви 04.03.2012 Воскресенье   4.2
  Дом - 2. Город Любви. После заката 01.03.2012 Четверг 24.4  
  Комеди Клаб. Лучшее 04.03.2012 Воскресенье 11.7 3.8
  Наша Russia (повтор) 02.03.2012 Пятница 10.7 3.8
  Наша Russia 02.03.2012 Пятница 9.8 3.8
  Экстрасенсы ведут расследование 02.03.2012 Пятница 9.4 3.6
  Комеди Клаб 02.03.2012 Пятница 8.4 3.3

 

Обратившись к этим данным можно сказать, что смотреть было нечего. Сейчас, можно наблюдать, как канал всего лишь за год определил свою аудиторию, начав заказывать и показывать молодёжные, комедийные сериалы. И сразу же рейтинги программы «Дом 2» исчезли из первой программной десятки канала. Что лично автора порадовало.

«На телевидении мы наблюдаем продолжающуюся фрагментацию контента и рост более мелких каналов, - замечает заместитель генерального директора по стратегии и развитию бизнеса «СТС Медиа» Вечаслав Синадский. - При этом в ближайшие годы ожидается рост телесмотрения, но прежде всего за счёт возрастной аудитории, в то время как молодежь предпочитает использовать Интернет. В 2011 году Россия вышла на первое место в Европе по количеству интернет-пользователей - 54,6 млн человек, из которых 27 млн являются зрителями онлайн -видеопорталов». [1]

[4] Вещатели сами боятся идти на эксперименты, чтобы не потерять зрителя. В борьбе за рекламный рынок телеканалы наработали идеологические клише (по крайней мере, для прайм-тайма), которые позволяют им получать максимальные рейтинги и доход (при затратах на производство сериалов менее чем 1 млрд. долларов выручка вещателей от их показа составляет 3,5 млрд. долларов). Так, «Россия» специализируется на патриотических сериалах, НТВ - на «убойных», СТС - на комедийных, семейных, Первый канал - на премьерах. Каналы опасаются выходить за рамки своей идеологии, чтобы не потерять рекламодателей. Они утверждают, что попытки предложить иной продукт приводят к падению рейтингов. Например, в прошлом году на Первом канале провалился показ эстетского американского сериала «Безумцы»: по словам кинокритика Даниила Дондурея, он собрал всего около 50 тыс. человек. Для сравнения: показ на НТВ отечественного сериала «Глухарь» про следователя-дознавателя собрал 15 млн. человек. Ни один самый успешный кинопоказ не получал такую аудиторию! [4]

Телевидение меняется, ищет свои ниши и темы, даже новые площадки для вещания, объединяется с интернет - проектами, сетевыми телеканалами. Сегодня каждый зритель и пользователь может создать дома свое телеменю и смотреть то, что интересно именно ему. ТВ ничуть не отстаёт от динамики жизни современного человека, и согласно подсчётам аналитиков до заката эры голубого экрана ещё очень далеко - в 2017 году с окончательным переходом на цифровое вещание специалисты прогнозируют резкий рост числа тематических каналов, так что выбрать лучшее будет ещё сложнее.

Как считаются рейтинги [3]

 

Существует несколько видов подсчета рейтингов:

* электронные счетчики;

* «дневники телезрителя»;

* телефонные опросы;

* анкетирование. Для получения наиболее точных данных все эти методы используют в комплексе. Современные средства измерения с использованием компьютеров позволяют измерять рейтинг по любой целевой аудитории, в любом из исследуемых городов, по любому телеканалу с интервалом в 5 минут. Это позволяет не только понять, сколько людей начало смотреть программу, но и как менялась аудитория программы в течении всего времени. В общем случае информация о телесмотрении собирается с так называемой панельной выборки домохозяйств, в которых есть хотя бы один действующий телевизор. Процедура отбора домохозяйств для участия в панели телеизмерений состоит из нескольких шагов или ступеней. На первом шаге отбираются города (группы городов), на втором - избирательные участки внутри отобранных городов, на третьем - происходит отбор непосредственно домохозяйств. Подобная процедура делает правомерным использование всего аппарата математической статистики для анализа результатов телеизмерений. Чтобы гарантировать присутствие в выборке всего разнообразия исследуемых объектов (различных по социальному статусу, по роду занятий и прочее типов семей) применяется стратификация. Она состоит в том, что исследуемые объекты разбиваются на группы (страты). В каждую группу попадают объекты, близкие между собой по одному или нескольким признакам. Затем проводится случайный отбор отдельно внутри каждой такой группы. При чем соответствие конкретных домохозяйств, тем или иным группам постоянно контролируется и в случае его нарушения домохозяйство заменяется на другое. Сбор информации о теле смотрении производится двумя принципиальными способами: с помощью так называемых «дневников» или специальных приборов «ТВ-метров».

Дневник телезрителя

Дневник, строго говоря, представляет собой таблицу, в которой по вертикали представлены телевизионные каналы, а по горизонтали - суточное время разбитое на 15-минутные промежутки. Такой дневник выдается каждому члену домохозяйства с тем, чтобы он отмечал какой канал и в какое время он смотрит.

Электронные счетчики (ТВ-метр)

ТВ-метр - это специальный прибор, автоматически идентифицирующий и регистрирующий каналы, на которые настроен телевизор во время работы, и время, в течение которого осуществляется просмотр. Использование ТВ-метров позволяет регистрировать просмотр телеканалов с точностью до секунды. Все члены домохозяйства и гости отмечают свое присутствие в комнате при включенном телевизоре, нажимая на специальном пульте кнопку, закрепленную за каждым членом домохозяйства (для регистрации гостевого смотрения отведены специальные кнопки). После того, как респонденты зарегистрировались, ТВ-метр автоматически записывает на их счета все переключения, произведенные на данном телевизоре. На протяжении дня ТВ-метр собирает всю информацию о телесмотрении и хранит ее в памяти. Каждую ночь компьютер локального пункта сбора информации связывается с каждым домохозяйством по телефонной линии. Затем все данные о телесмотрении домохозяйства передаются в московский центр обработки.

Кроме того, для составления общей картины национальных и локальных каналов в каждом городе выборки производится запись эфира, что позволяет точно определить соответствие полученных от респондентов данных выходу конкретных эфирных событий. То есть, убедиться в том, что респондент в некое конкретное время смотрел именно эту программу, а не ту, которая просто «задержалась» или «поторопилась» по эфиру. Независимые эксперты замечают общий недостаток обоих способов, проявляющийся в том, что респонденты с момента начала участия в телеизмерениях начинают больше, чем обычно смотреть телевизор из-за чего рейтинги в абсолютных значениях оказываются несколько завышенными. Кроме того, дневниковые измерения грешат неточностями, связанными с любой ручной работой, но несоизмеримо более дешевы, чем электронные, поэтому и распространены гораздо шире. В любом случае, телеизмерения имеют погрешность, и погрешность значительную, но это единственная возможность для телеканалов и их рекламодателей сделать хотя бы какой-то вывод о том, что и как смотрит аудитория. Тем более, зачастую важными бывают тенденции изменения рейтингов (например, при долгосрочном планировании рекламной кампании, что позволяет получить оптовые скидки и избежать будущего повышения цен на эфирное время), на которых погрешность при условии соблюдения ее постоянной величины не сказывается.[3]

Цифры, недавно озвученные группой TSN, наделали немало шума в телевизионном мире. За всю историю телеизмерений в России «Первый» канал впервые уступил лидерство в главной тройке каналов, пропустив НТВ и «Россию» вперёд (Рис. 1).

 

Рис. 1. Регион: Россия / Период 04.02.2013 - 10.02.2013 / аудитория от 4-х лет и старше

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: