В России основу программной сетки телеканалов составляют отечественные сериалы. [4]Четыре из пяти часов прайм-тайма отводится на сериалы, остальное - новости и ток-шоу. Этот показатель в два с половиной раза больше, чем в США и европейских странах, в полтора раза больше, чем в Латинской Америке и Китае.
Каждый год российские студии производят более 4000 часов сериалов, на каналах появляется около 200 новых наименований фильмов. Если в начале 2000-х отечественные сериалы занимали не более 10% эфирного времени, то сегодня - почти 95%. Они, по сути, вытеснили с ТВ другие жанры кинематографа: западные фильмы и сериалы, современные российские и советские картины. Во многом за счет сериалов теле смотрение стало основной формой досуга россиян: сегодня оно достигло беспрецедентных четырех часов в сутки. [4]
Несмотря на огромные «погонные метры» сериалов, в денежном выражении сериальная индустрия в России пока невелика - около 800 млн долларов в год. Дальнейший ее рост во многом будет зависеть от повышения качества сериального контента, который оставляет желать лучшего: возможности индустрии не поспевают за стремительным спросом.
Сериалы необходимы вещателям и зрителям. Для первых они основной источник дохода: благодаря высоким зрительским рейтингам стоимость рекламы в сериалах одна из самых высоких (30-секундный ролик в популярном сериале может стоить несколько миллионов рублей). Реклама в сериалах приносит не менее трети дохода телеканалу. [4] «Рейтинги сериала порой выше рейтингов канала в целом, сериал становится частью бренда канала», - рассказывает Дмитрий Троицкий, генеральный директор телеканала «Перец». [4]
Изначально это был конъюнктурный продукт для привлечения рекламодателей. Целевой группой первых сериалов были домохозяйки, которые смотрели их в перерыве между глажкой и стиркой. Есть версия, что один из первых американских сериалов спонсировал производитель мыла, за что жанр и окрестили «мыльной оперой». В скорее были заданы новые стандарты: проработанный сюжет, качественная игра актеров, точная операторская работа. Впоследствии стали появляться и новые сериальные жанры: комедии, драмы, исследования, мистика, фантастика.
В 1990-е, с началом коммерциализации отечественного ТВ, появились первые российские теле истории о новой российской реальности - про ментов и бандитов. Например, «Улица разбитых фонарей»: несмотря на скудный бюджет (несколько десятков тысяч долларов), сериал был неплохо сделан и получился достоверным. Но в целом отечественные сериалы того времени не могли конкурировать с «Санта-Барбарой», «Вавилоном», «Дикой розой», «Ее звали Никита» и прочими западными историями, которые заполняли эфир.
[4]Кризис 1998 года заставил отечественные каналы обратиться к местным сериалам. На этом спросе в 2000-е выросли крупные игроки: «Амедиа», Star Media, «Централ Партнершип», «НТВ-Кино», RWS и др., однако большей частью рынок заполнили мелкие, наспех созданные студии. В отличие от Запада в России телеканалы стали основными спонсорами контента, они покупали у студий не только права показа, но и право собственности на сериал. Рост рынка телерекламы стимулировал развитие сериального производства: ежегодно оно увеличивалось на 25-30%. [4] Качество многих работ оставляло желать лучшего, хотя были и удачи - «Мастер и Маргарита», «Апостол», «Ликвидация», «Жизнь и приключения Мишки Япончика» и другие. [4]
Бурное развитие индустрии приостановилось с замедлением в 2009 году рекламного рынка, и объем производства пока не превысил докризисный уровень. [4] «Наш оборот в кризис сократился на треть. В период роста телерынка студии производили продукт с запасом. С наступлением кризиса у каналов оказалось много сериалов - и повторных, и премьерных», - вспоминает Александр Акопов. [4]
С уменьшением рынка телерекламы усилилась конкуренция между каналами, им понадобился более качественный контент. [4] «Телезрители отворачиваются от традиционного “мыла”, становятся более искушенными, требовательными, подготовленными. Они хотят получать не только качественную историю, интересный сюжет, но и динамичную режиссуру, хорошую актерскую и операторскую работу. Отчасти поэтому каналы перестали покупать сериалы целиком, а начали заказывать пробные, пилотные, серии, проводить фокус-группы и только после этого принимать решение о запуске сериала», - говорит Владислав Ряшин, продюсер, основатель группы компаний Star Media. [4]
Сегодня отечественным каналам требуется не только более технологичный, но и более адресный и содержательный контент. Особенно это касается национальных каналов, доля аудитории которых сокращается с каждым годом в пользу нишевых каналов. [4] «Мы стараемся привлечь каналы новыми жанрами. Например, в последнее время начали снимать молодежные приключенческие сериалы-ужастики («Закрытая школа»), в разработке - пилоты дорогостоящих современных исторических проектов. Это продукт нового уровня сложности - в нем сложнее сценарий, режиссура, актерская игра», - отмечает Александр Акопов. [4] В последние годы на национальных каналах впервые появились действительно оригинальные работы. Например, сериалы Валерии Гай Германики «Школа», «Краткий курс счастливой жизни» предлагают новый уровень операторской работы, новый реализм сценариев. Есть прорыв и на других каналах. Так, ТНТ запустил несколько нестандартных проектов - возможно, иногда спорных стилистически, но достоверных, например «Реальные пацаны», «Интерны». В героях этих сериалов можно угадать современного россиянина без надоевшего лубочно-криминального глянца. Если канал хочет хороших рейтингов ему нужны премьеры.
Несмотря на то что на рынке появились удачные проекты, у большинства отечественных работ по-прежнему слабовата операторская работа, поверхностна драматургия, да и игра актеров оставляет желать лучшего. Нет и жанрового разнообразия - например, исторических и фантастических сериалов, которые переживают во всем мире настоящий бум. Мало детских и молодежных сериалов, каналы предлагают в основном адаптированные западные форматы (типа «Папиных дочек») (таб.6). Впрочем, низкое качество и жанровая неразвитость не главная претензия к отечественным сериалам. Больше всего утомляет их однообразная тематика. [4] По данным исследования Internews, более половины героев отечественных сериалов связаны с миром криминала. Остальные - из сентиментально-патриархальных мелодрам, чьи названия говорят сами за себя: «Голубка», «Любовь и разлука», «Ефросинья», «Кровинушка». Эти истории появились, чтобы уменьшить на телевидении «убойный» контент. Однако они оказались еще менее убедительны, чем истории про ментов. [4]
Таблица 5
Топ 10 - российских сериалов. Регион: Россия / Период 04.02.2013 - 10.02.2013 / аудитория от 4-х лет и старше
№ | Программа | Дата | День недели | Канал | Доля,% | Рейтинг, % |
Тайны следствия - 12 | 04.02.2013 | Понедельник | ![]() | 23.5 | 8.5 | |
Морские дьяволы. Смерч | 07.02.2013 | Четверг | ![]() | 20.7 | 7.9 | |
Морские дьяволы. Смерч. Судьбы | 08.02.2013 | Пятница | ![]() | 17.7 | 6.5 | |
Одиссея сыщика Гурова | 09.02.2013 | Суббота | ![]() | 17.4 | 6.5 | |
Грач | 04.02.2013 | Понедельник | ![]() | 15.3 | 5.8 | |
Одинокий волк | 08.02.2013 | Пятница | ![]() | 5.1 | ||
Тайны следствия - 11 | 04.02.2013 | Понедельник | ![]() | 17.1 | 4.9 | |
Интерны | 08.02.2013 | Пятница | ![]() | 10.6 | ||
Бригада | 08.02.2013 | Пятница | ![]() | 16.4 | 3.9 | |
Восьмидесятые | 07.02.2013 | Четверг | ![]() | 10.1 | 3.8 |
Ценности, которые несут представленные в рейтинге сериалы, едва ли способствуют становлению умного и креативного общества. Скорее они удерживают страну в 1990-х. Поэтому многие россияне отказываются смотреть ТВ, предпочитая скачивать западные сериалы в интернете.
[5] «Надо заниматься изучением сериального контента. Формировать спрос не на насилие и предательство, а на что-то другое: на благородство и освобождение от страхов, например. Спрос на нового героя, который может организовать жителей против злоупотреблений ЖЭКа или благотворительную деятельность. В США после премьерного показа сериалов в жанре научной фантастики молодые люди ринулись поступать в технологические вузы. А после показа «Доктора Хауса» - осаждать медицинские академии. Надо научиться формировать массовый спрос на значимые социальные темы. - Cчитает кинокритик и главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей. [5]
Не случайно иностранные кабельные вещатели сегодня начали экспансию на российский рынок. [4] «Мы знаем, что в России существует аудитория телезрителей, увлеченных всемирно известными сериалами. Наши каналы предлагают лучшие премьеры от крупнейших мировых киностудий, нацеленные на разную аудиторию, основу которой составляют высокообразованные мужчины и женщины 18-49 лет», - говорит Карлос Ортега, вице-президент и региональный директор Fox International Channels в странах Центральной и Восточной Европы. [4]
Почему слабы отечественные сериалы? [4] «Развитие отечественного теле производства в целом, а также креативность студий напрямую зависят от размера рынка телерекламы. В США этот рынок на порядок больше российского, поэтому и качество сериалов там на порядок выше, - считает Владислав Ряшин. - Стоимость одной серии американского сериала - несколько миллионов долларов. В России же стоимость серии самого дорогого сериала не превышает 500 тысяч долларов. Когда наши расценки приблизятся к западным, тогда и контент станет принципиально другим». [4]
Правда, некоторые игроки уверены, что рынок и сегодня позволяет делать более качественный продукт. [4] «Потребление сериалов каналами в России составляет 800 миллионов долларов. Это большая цифра, - убежден г-н Акопов, - у отечественных студий есть возможность производить более сложный контент. Мешает не отсутствие денег, а прежде всего именно творческий кризис, кризис идей». [4]
Автор считает, что творческий кризис связан с законодательством в области права на контент в России. По сложившейся практике студия после заключения сделки с телеканалом не имеет права собственности на сериал - оно остается за вещателем. В развитых странах ситуация иная: телеканал владеет только показом, право собственности на сериал остается у производителя контента. Богатые национальные телеканалы, например ABS, CBS, NBS, Fox, стремятся показывать премьеры. Региональные и нишевые каналы, как правило, довольствуются повторами, покупая права на показ в 10-20 дешевле.
Такая практика дает студиям возможность получать многократную прибыль от продаж национальным и локальным каналам, кабельному ТВ как премьерного показа, так и повторного, а также от продаж DVD. А значит, активно инвестировать в пилоты, экспериментировать с новыми темами. Чем больше у студий возможностей разрабатывать новые проекты, тем выше уровень сериалов на рынке.
В России пока нет возможности для появления крупных независимых студий. Отсутствие прав собственности делает их крайне уязвимыми, не давая возможности самостоятельно инвестировать в процесс производства сериала - крайне дорогой и сложный. [4] В среднем производство одной серии (покупка сценария и декораций, кастинг, съемка пилотных серий и проч.) обходится студии в 200-500 тыс. долларов. Это рисковые инвестиции: только 10% сериалов из тех, что находятся в разработке, доходят до телезрителя. [4]
Предложить сериалы иного уровня телеканалы могут только вне прайм-тайма - после 23.30. Первый канал организовал для этого времени рубрику «Закрытый показ», где демонстрирует новинки артхауса, а также работы режиссеров, которые вряд ли будут интересны широкому зрителю. В итоге, по словам Даниила Дондурея, зрительская аудитория в России разделилась на «дневную» и «ночную». Эти аудитории имеют разные жизненные ценности, разное образование и вкусы. «Дневные» зрители, на которых ориентирован прайм-тайм, - это более пассивная аудитория, где преобладают малообеспеченные россияне с невысоким доходом. «Ночные» зрители по своим характеристикам ближе к пользователям интернета, у них более высокий уровень образования и доход. Чем больше будет различных каналов с сегментированной аудиторией, тем более взыскательный спрос будет на сериалы, тем лучше они станут.
Таблица 6
Топ 20 самых рейтенговых сериалов России
Телесериал | Телеканал | Количество серий | Рейтинг (%)* | Доля телеаудитории (%)** |
«Ментовские войны-6» | НТВ | 7,8 | 21,9 | |
«Ментовские войны-5» | НТВ | 7,5 | 21,1 | |
«Чужой район» | НТВ | 6,8 | 18,4 | |
«Гюльчатай» | «Россия 1» | 6,8 | 24,2 | |
«Личные обстоятельства» | Первый канал | 6,6 | 18,2 | |
«Паутина-5» | НТВ | 6,5 | 17,6 | |
«Братаны-3» | НТВ | 6,4 | 19,5 | |
«Кодекс чести-5» | НТВ | 6,2 | 17,3 | |
«Отрыв» | Первый канал | 6,2 | 17,4 | |
«Самара» | «Россия 1» | 6,2 | 19,5 | |
«Шеф» | НТВ | 6,1 | 21,2 | |
«Лесник» | НТВ | 6,1 | 17,9 | |
«ППС» | НТВ | 15,8 | ||
«Паутина-4» | НТВ | 15,6 | ||
«Ласточкино гнездо» | «Россия 1» | 20,2 | ||
«Участковый» | НТВ | 18,7 | ||
«Кремень» | Первый канал | 5,9 | 17,5 | |
«20 лет без любви» | «Россия 1» | 5,8 | 15,6 | |
«Диверсант. Конец войны» | Первый канал | 5,7 | ||
«Учитель в законе. Продолжение» | НТВ | 5,6 | 16,7 |
*Среднее количество человек, смотревших телепрограмму, от общей численности исследуемой аудитории старше 4 лет.**Среднее количество человек, смотревших телепрограмму, или временной интервал от общей численности телезрителей старше 4 лет в данный момент времени.
Вещатели же утверждают, что спрос на содержательный контент в России падает. В России топ-20 самых рейтинговых сериалов возглавляют незамысловатые «Ментовские войны» (таб 7). Однако телевидение не только отражает реальность, но и формирует ее. Пока каналы ориентируются на рейтинги, качество сериального контента останется прежним.
исторический сериал рейтинг телеканал
Глава 2. Медиа-план продвижения на телеканале историческо-документального сериала