Практические упражнения – Кейсы.




Ситуация №1. О самоконтроле. Учащийся грубо нарушает дисциплину. После бесед с ним уверяет, что больше подобного не повторится. Но выходя за дверь кабинета, всё начинается с начала. Подобное поведение продолжается довольно долго.

Оценка: Имеет место непонимание педагогом причины нарушения дисциплины. Прогнозирование: так будет продолжаться и дальше без усилий со стороны педагога и совместной работы с психологом.

Решение: Пример решения педагогической ситуации.

На 1 этапе определяем «узлы» конфликта. Делая опору на профиль личности ученика, можно предположить, что одной из причин конфликта является плохое развитие волевого самоконтроля учащегося. Во время 2 этапа проводится условная психодиагностика особенностей личности как причин конфликта. Для этого нужно изучить опросник, который позволяет выявить степень волевого самоконтроля. На 3 этапе происходит интерпретация эмпирических данных. Обрабатываются полученные данные и делаются выводы об уровне развития состояния волевого самоконтроля. 4 этап предполагает коррекцию характеристик личности. При недостаточном развитии волевого самоконтроля ученика нужно применить различные приёмы воспитания и самовоспитания воли. Если же такое поведение наблюдается только на конкретном предмете, возможно сопротивление к этому предмету, тогда нужно выяснить причины. Либо есть конфликт с самим педагогом.

Ситуация №2: «Суфлёр». Учащийся имеет очень хорошую память и может легко запоминать любые тексты и информацию. Во время проведения устных опросов он мешает остальным проявить себя и получить адекватные оценки.

Оценка: Гиперактивный ученик и не соответствующий его темпераменту метод обучения.

Прогнозирование: без «настройки» педагога на волну ученика проблема будет только обостряться.

Решение: эта педагогическая ситуация может быть решена следующим образом: учащемуся предлагается роль суфлёра официально. Его задачей станет следить за тем, чтобы остальные учащиеся отвечали верно. Если кто-то не сможет ответить, то необходимо помочь ему подсказкой. Есть возможность заинтересовать учащегося чем-то другим (кружковая работа, волонтёрство и др.).

Ситуация №3. Первая любовь. После уроков к педагогу робко подходит учащийся и, страшно смущаясь, просит: «Наталья Викторовна, дайте мне, пожалуйста, ваш телефон, позвонить Маше Ерёминой» Педагог: «Дима, а зачем тебе?» Опустив глаза, ученик признаётся, что ему очень нравится одногруппница. Если он звонит по своему телефону, она не отвечает. А поговорить с ней на занятиях он не решается. Может, по телефону получится? Как поступить?

Оценка. Ситуация довольно щекотливая. С одной стороны, очень хочется помочь застенчивому ученику, с другой стороны, дать свой телефон - значит, поступить некорректно по отношению к девушке.

Прогнозирование. Отвлекать парня от этой идеи и переключать его внимание на что-то другое бесполезно: если он решился на такой шаг (попросить у преподавателя телефон), то он вряд ли просто так откажется. Не дать телефон без объяснения причин и на этом остановится тоже неправильно: учащийся может потерять к вам доверие раз и навсегда.

 

Решение: самое лучшее, что педагог может сделать, это сказать ученику, что в настоящий момент воспользоваться вашим телефоном невозможно, но вы постараетесь помочь ему делом. Это вызовет у учащегося доверие и позволит ему отвлечься от идеи о телефонном звонке и придумать другие способы завязать дружбу. Со следующего урока можно посадить этого ученика с понравившейся ему девушкой под любым предлогом. Другой вариант - дать им двоим совместное учебное задание, вовлечь в общее дело, что позволит им поближе познакомиться, и возможно, подружиться.

 

 

Итоговое тестирование.

Вариант №1. Акцентуации характера.

Найдите соответствие.

1. Возбудимый тип А) Упорное отстаивание своих нереальных интересов, взглядов и наличие своей точки зрения, резко отличающейся от мнения большинства. Таким людям предпочтительна работа, не требующая большого круга общения. Они склонны к теоретическим наукам, философским размышлениям, коллекционированию, шахматам, фантастике, музыке.  
2. Гипертимный Б) В конфликты вступает редко и играет в них пассивную роль. Обиды не выплескивает наружу, а предпочитает держать их в себе. Окружающим нравится его сострадание, жалость, выражение радости по поводу чужих удач. Он очень исполнителен и имеет высокое чувство долга. Ему противопоказаны несправедливость, хамство, пребывание в окружении грубых людей. Наиболее значительные результаты он достигает в сфере искусства, медицины, воспитания детей, уходе за животными и растениями.  
3. Эмотивный тип В) Чрезмерная впечатлительность, патетичность, паникёрство, подверженность. Неудачи и горестные события воспринимаются трагически, имеют склонность к невротической депрессии. Их среда существования - это сфера искусств, художественные виды спорта, профессии, связанные с близостью природы.  
4. Экзальтированный тип Г) Конфликты возможны при ситуации страха, угрозы, насмешек, несправедливых обвинений. Окружающим нравится их дружелюбие, самокритичность и исполнительность. Но боязливость, мнительность, служат подчас мишенью для шуток. Таким людям нельзя быть руководителями, принимать ответственные решения, так как им свойственно бесконечное переживание, взвешивание.  
5. Интровертированный тип Д) Конфликт с таким человеком происходит при ущемление его интересов, недооценки заслуг, низвержения с ''пьедестала''. Эти ситуации вызывают у него истерические реакции.  
6. Конформный тип. Е) Конфликт возможен при монотонной работе, одиночестве, в условиях жесткой дисциплины, постоянных нравоучений. Это приводит к тому, что у этого человека возникает гнев. Такой человек хорошо себя проявляет в работе, связанной с постоянным общением. Это: организаторская деятельность, служба быта, спорт, театр. Для него характерно часто менять профессии и работы.  
7. Дистимный тип. Ж) Раздражительны, вспыльчивы, неадекватные вспышки ярости и гнева с рукоприкладством, жестокость, ослабленный контроль над влечением. На этих людей хорошо воздействует физический труд, атлетические виды спорта. Им необходимо развивать выдержку, самоконтроль.  
8. Педантичный тип З) Конфликты возможны в ситуации вынужденного одиночества, бесконтрольства. Эти люди обладают легкой приспособляемостью к новой работе и отлично справляются со своими должностными обязанностями, когда четко определены задачи и правила поведения.  
9. Демонстративный тип И) Конфликты наблюдаются в ситуациях, которые требуют бурной деятельности. На этих людей смена привычного образа жизни оказывает отрицательное воздействие. Эти люди хорошо справляются с работой, в которой не требуется широкий круг общения. При неблагоприятных условиях проявляют склонность к невротической депрессии. Эта акцентуация возникает чаще всего у лиц меланхолического темперамента.  
10. Тревожный тип К) Обидчивы, подозрительны, мстительны, самонадеянны, ревнивы, честолюбивы. Конфликт возможен при задетом самолюбии, несправедливой обиде, препятствии к достижению честолюбивых целей.  
11. Застревающий тип Л) Конфликты возможны в ситуации личной ответственности за важное дело, при недооценке их заслуг. Они склонны к навязчивости, психастении. Для этих людей предпочтительны профессии, не связанные с большой ответственностью, ''бумажная работа''. Они не склонны к перемене места работы.  

 

Ключ: 1ж, 2е, 3б, 4в, 5а, 6з, 7и, 8л, 9д, 10г, 11к

Тестирование. Вариант №2.

Перед вами ряд затруднительных педагогических ситуаций. Познакомившись с содержанием каждой из них, необходимо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правилен, по вашему мнению. Вариантов может быть несколько.

Ситуация 1. Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия». Как вы отреагируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант словесной реакции из числа предложенных ниже.

1. «Вот тебе и на!»

2. «Люблю веселых людей».

3. «Ну, и ради бога!»

4. «Ты что, не в себе?»

5. «Не вижу ничего смешного»

6. «Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение».

Ситуация 2. После того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить». Ваша реакция:

1. «Твое дело - учиться, а не учить учителя».

2. «Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».

3. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь».

4. «Тебе просто не хочется учиться».

5. «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя?»

6. «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».

Ситуация 3. Вы даёте учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и открыто об этом заявляет: «Я не хочу это делать!». Ваша реакция?

1. «Не хочешь - заставим!»

2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?»

3. «Давай сядем и обсудим, может быть, ты и прав».

4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?»

5. «Не мог бы ты объяснить, почему?»

6. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем».

 

Ситуация 4. Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит педагогу: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться хорошо и не отставать от остальных в группе?». Ваша реакция?

1. «Если честно сказать - сомневаюсь».

2. «Конечно, в этом ты можешь не сомневаться».

3. «У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды».

4. «Почему ты сомневаешься в себе?»

5. «Давай поговорим и выясним проблемы».

6. «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».

Ситуация 5. Учащийся говорит: «На два ближайших урока я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт одной группы (варианты: погулять с друзьями, побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от учёбы)». Ваша реакция?

1. «Попробуй только!»

2. «Мне интересно знать, почему посещение концерта (прогулка с друзьями, посещение соревнования) для тебя интереснее, чем занятия в институте».

3. «Это твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет)».

4. «Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям».

5. «Может быть, тебе вообще лучше оставить институт?»

6. «Тогда в следующий раз тебе придётся прийти на занятия через деканат».

Ситуация 6. Войдя в класс, вы слышите реплику учащегося: «Вы выглядите очень усталым и утомлённым». Ваша реакция?

1. «Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания».

2. «Да, я действительно неважно себя чувствую».

3. «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри».

4. «Я сегодня плохо спал, у меня немало работы».

5. «Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям».

6. «Ты очень внимательный, спасибо за заботу!»

Ситуация 7. Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из одногруппников, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним». Ваша реакция?

1. «А мне-то что?»

2. «Никуда не денешься, всё равно придётся».

3. «Тебя кто-то об этом спрашивал?».

4. «Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой».

5. «Поделись с нами, почему?»

6. «Давай обсудим это индивидуально после занятия».

Ситуация 8. Учащийся говорит, демонстрируя излишнюю самоуверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и преподаваемый вами предмет». Ваша реакция?

1. «Ты слишком высокого мнения о себе».

2. «С твоими-то способностями? - Сомневаюсь!»

3. «Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так?»

4. «Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захочешь, то у тебя всё получится».

5. «При должном старании и усердии, безусловно, всё получится».

6. «Излишняя самоуверенность вредит делу».

Ситуация 9. Учащийся говорит: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)». Ваша реакция?

1. «Ну вот, опять!»

2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»

3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее».

4. «Я хотел(а) бы знать, почему это стало регулярным?»

5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»

6. «А голову ты дома не забыл?»

Ситуация 10. Ученик говорит учителю: «Мне не нравится то, что вы говорите и защищаете на занятиях». Ваша реакция?

1. «Что ж, мне очень жаль».

2. «Ты, наверное, в этом не разбираешься».

3. «Как ты думаешь, почему я это говорю и защищаю?»

4. «Очень плохо».

5. «А что ты сам любишь и готов защищать?»

6. «На вкус и цвет товарища нет».

Ключ: 1-26, 2-36, 3-35, 4- 456, 5-2, 6-26, 7-6, 8-45, 9-45, 10 -35.

Основные понятия:

- темперамент, акцентуация характера, личностные особенности, адаптация, коммуникация, конфликт, этика.

Список основных литературных источников:

1. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания [Текст] / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - М. - Ростов н/Д, 1999. - С.216.

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986..Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М, 1990. - С.102.

3. Севрюк А.И. Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе: Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2003.- 144 с.

4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования: пер. с англ. / под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. - 783 с

Список дополнительных литературных источников:

1. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. - Томск, "Пеленг", 1997.

2. Севрук А.И. ЮнинаЕ.А.Гуманизация и гуманитаризация как методологическая основа инновационных процессов в образовании // Инновации в российском образовании: Общее образование-2000. М., 2000.С. 12-20.

Список электронных источников:

1. Университетская библиотека онлайн www.bibliochib.ru

2. ЭБС издательства «Лань» www.e.lanbook.com

3. ЭБС «Консультант студента» www.studentlibrary.ru

4. ЭБС ЮРАЙТwww.biblio-online.ru

5. ЭМБ «Консультант врача» www.rosimedlib.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: