Консультирование на различных этапах наркологической помощи




 

Ю.В. Валентик (2001) сообщает о необходимости формирования коррекции и поддержания мотивации наркологических больных на всех этапах лечебно-реабилитационного процесса. Следовательно, содержание консультирования на различных этапах наркологической помощи будет различным. Цели мотивационного консультирования могут представлять собой континуум от вовлечения в программы МСР, формирования установки на долгосрочное лечение, установки на трезвость до коррекции мотивационно-смысловой сферы осуществляемых на более поздних этапах реабилитации с последующими мероприятиями, направленными на профилактику рецидивов. В таблице 2 представлены цели и задачи мотивационного консультирования.

Мотивационное интервьюирование (МИ) - только один из многих подходов к изменению пове­дения. Другие подходы могут использоваться для побужде­ния изменений как дополнение к данному методу или вмес­то него. В зависимости от задач консультирования на различных этапах МСР мы дополнили основные приёмы МИ техниками из других направлений консультирования. Однако соблюдение принципов мотивационного интервьюирования описанных выше является общим для всех этапов. В таблице 2 представлены цели и задачи мотивационного консультирования.

Таблица 2

Целии задачи мотивационного консультирования на различных этапах наркологической помощи

Этап первичной наркологической помощи 1 этап (медикаментозная коррекция) 2 этап (психотерапия) 3 этап (социальная реабилитация) Этап противорецидивной и поддерживающей терапии
Цель Вовлечение в программы медико-социальной реабилитации Формирование установки на долгосрочное лечение Формирование установки на трезвость Формирование устойчивой мотивации на социально ориентированное поведение Профилактика срыва
Задачи - повышение осознания проблем; - инициация процессов изменения. - развитие противоречий относительно употребления ПАВ; - актуализация нормативного личностного статуса; - формирование положительного отношения к лечебной программе, ее правилам и режиму. - формирование самоэффективности в отношении преодоления зависимого поведения; - планирование изменений. - инициация побуждения на социально ориентированное поведение через развитие смысловой регуляции; - актуализация и интернализация просоциальных мотивов. - обучение навыкам контроля стимулов; - обучение навыкам совладания с влечением; обучение навыкам уверенного отказа.

3.1 Консультирование на этапе первичной наркологической помощи

Цель вовлечение в программы медико-социальной реабилитации

Задачи:

- повышение осознания проблем;

- инициация процессов изменения.

Первый этап – установление контакта, отношений сотрудничества, что является предпосылкой для успешной реализации поставленных задач. Подлинность, теплота, принятие и эмпатия облегчают развитие доверительных отношений. Соблюдение данных условий снижает сопротивление клиента. На данном этапе можно поговорить об образе жизни клиента, о стрессах и проблемах, существующих у него на сегодняшний день и затрагивающих темы употребления наркотиков. Поговорив для начала, в общем, о здоровье, о семье или работе, об отдыхе или увлечениях и т. д. (в зависимости оттого, что в конкретной ситуации будет бо­лее уместно, и о чём охотнее всего будет говорить клиент), задайте простой открытый вопрос, например: «Како­ва роль наркотиков в Вашей повседневной жизни?» или «Как употребление наркотиков влияет на Ваше здоровье?», или «Как употребление наркотиков влияет на Ваш отдых (работу, отношения в семье и т. д.)?». Получите разрешение клиента, на сообщение информации, используя такие вопросы как: «Скажите, Вам интересно будет узнать о том, к каким последствиям приводит? «Хотите узнать больше о том, как…?», «Вас интересует..?». Постарайтесь обеспечить готовность клиента воспринимать то, что вы скажите, и только затем переходите к предоставлению информации.

Второй этап – предоставление информации. Информирование влияет главным образом на представления индивида о том, каково наиболее вероятное направление развития ожидаемых событий и каковы последствия избранной им альтернативы поведения (Ильин Е. П., 2002).

Способ подачи информации может оказывать решающее влияние на то, как клиент реагирует на ваши действия. На данном этапе предоставите информацию клиенту о негативных последствиях употребления наркотика, в частности о возможности инфицирования ВИЧ и гепатитом С при инъекционном употреблении наркотиков. Помните, что это должна быть только такая информация, которая необходима только для обдумывания изменений. Не спешите «загружать» клиента советами о том, что делать пока он не решил, что-либо делать.

Предоставляйте клиенту информацию не сразу, а поэтапно и в нейтральном виде как бы безотносительно клиенту и, ссылаясь на то, что обычно случается с людьми в общем, а не с данным конкретным клиентом. После предоставления информации поинтересуйтесь реакцией клиента, например с помощью такого открытого вопроса: «Что Вы думаете по этому поводу?». Узнав, что думает клиент, попытайтесь понять, насколько клиент относит сказанное к себе и своей жизни, насколько воспринимает употребление наркотиков и его последствия как свою проблему. Можно задать такие вопросы: «Мы поговорили о проблемах, связанных с употреблением наркотиков, но насколько это касается Вас?», «Согласны ли Вы с тем, что говорят по поводу проблем связанных с употреблением наркотиков?», «Что Вы думаете, по поводу того, что нечто подобное может произойти с Вами?», «Считаете ли Вы, что это никогда с Вами не произойдет?».

Если клиент всё ещё не признает проблемы, согласитесь с ним, например: «Наверное, это мало к Вам относится...», «Итак, по Вашему мнению, это не про Вас. Скорее всего, Вы правы». После таких высказываний можно прибегнуть к примерам из жизни людей, которых клиент может знать, или рассказать о примерах людей, которых знаете вы. Зародить сомнение по поводу самоуверенности клиента в том, что это меня не касается, можно также с помощью таких, например вопросов (если вы говорите о последствиях употребления): «Возможно, Вы знаете кого-то, с кем случилось что-то подобное?», «Вы можете привести пример из своей жизни, когда одним из Ваших знакомых приключилось нечто подобное?». Затем можно попытаться развить эту тему, но при этом особенно не настаивайте, иначе клиент начнет сопротивляться: «Расскажите тогда, подробнее о своих мыслях и переживаниях по поводу того, что случилось с Вашим знакомым человеком?».

Третий этап – оценка одного дня. Вначале клиенту предлагается выбрать какой-то один ти­пичный день или типичную неделю из его жизни. После этого социальный работник формулирует предложение: «Инте­ресно было бы проанализировать этот день (эту неделю и т. д.). Мы можем потратить следующие 5-10 минут, чтобы описать этот день (неделю) от начала и до конца. Что происходило, что Вы при этом чувствовали, какую роль играло употребле­ние наркотиков? Давайте начнем с самого начала».

Задача при использовании данной стратегии следующая: развить и закрепить доверительные отношения, помочь кли­енту детально рассказать о своем нынешнем поведении без упоминания слов «проблемы» или «ненормально», «так нель­зя» и в ходе беседы оценить более степень его го­товности к изменениям. Поэтому очень важно во время раз­говора собирать подходящую информацию для составления такой оценки. Для этого расспрашивайте его о событиях дня, и в процессе анализа вместе с клиентом, сосредотачивайте вни­мание на поведении и чувствах (с помощью отражения чувств). С вашей стороны основной вклад в разговор на дан­ном этапе заключается в задавании простых и откровенных вопросов, побуждающих клиента рассказывать и анализиро­вать то, что он рассказывает. Следует уделять внимание сло­вам и фразам клиента, намекающим на его отношение к тому, как он сейчас живёт (например, «надоело, каждый день одно и то же», или наоборот «а что - ну день как день, ничего не­обычного, всё как всегда, все нормально»). Очень важно, чтобы социальный работник старался зада­вать наиболее подходящий темп, когда рассматриваются со­бытия обычного дня. Необходимо ускорять темп разговора, например, с помощью новых, уточняющих вопросов, если рассмотрение проходит слишком медленно, и клиент застре­вает на мелких, незначащих деталях, и возвращать клиента назад к предыдущим вопросам и темам, если они рассматри­вались слишком быстро, без должного внимания. Если кли­ент демонстрирует неготовность обсуждать некоторые во­просы на данном этапе, то необходимо это принять как долж­ное и вернуться к обсуждению этих вопросов немного поз­же. Рассмотрение содержания обычного дня позволяет ре­шить важную задачу - повысить понимание клиентом взаи­мосвязи между употреблением наркотиков и тем, что проис­ходит с его жизнью.

Так как в данной стратегии консультант вообще не говорит о проблемах или опасениях по поводу употребления, то эта стра­тегия особенно полезна для тех, кто находится на допроблемной стадии (для тех, кто не готов обдумывать изменение и счастлив, продолжать употребление). Данная стратегия может также использоваться для клиентов с большей степенью го­товности, так как она поможет понять причины и обстоятель­ства поведения клиента, и собрать информацию, необходимую для того, чтобы оценить готовность клиента к изменениям.

Если есть необходимость продолжить разговор, то можно договориться о следующей встрече или сказать, что вы придете опять, чтобы поговорить.

Если клиент признает наличие проблем и риск возможных негативных проблем, о которых вы с ним говорили, то в таком случае очень полезно поддержать клиента и поощрить его способность признавать трудности и справляться с ними. Сообщите о существующих службах помощи.

3.2. Консультирование на первом этапе медико-социальной реабилитации (этап медикаментозной коррекции)

Общей проблемой для программ реабилитации в условиях стационара является досрочное прекращение лечения (Henggeler S.W. et al., 1996; Россинский Ю.А., 2003; Зиганшин И.М и соавт., 2004; Лиманцев В.В., 2006). Скиннер (Skinner, 1953), утверждал, что терапия требует времени, и психотерапевт должен позаботиться о том, чтобы этого времени было достаточно, чтобы пациент не прервал терапию преждевременно.

Цель - формирование мотивации на долгосрочное лечение.

Задачи:

- развитие противоречий относительно употребления ПАВ;

- актуализация нормативного личностного статуса;

- формирование положительного отношения к лечебной программе, ее правилам и режиму.

Первый этап – знакомство, установление контакта.

Второй этап – развитие противоречий относительно нынешнего образа жизни. Мотивация очень редко бывает односторонней, всегда существуют «За» и «Против» нынешнего образа жизни и «За» и «Против» его изменения. На данном этапе заполняется шкала «Баланс принятия решений» (см. таблицу 3).

Шкала требует того, чтобы клиент после тщательного изучения, честно перечислил пользу и издержки или же «За» и «Против», относительно употребления ПАВ в четырех основных категориях:

а) последствия изменения для себя;

б) последствия изменения для других;

в) своя реакция в результате изменения;

г) реакция других в результате изменения.

Таблица 3

Шкала «Баланс принятия решений»

Основные критерии Положительные Отрицательные
Последствия изменения для себя    
Последствия изменения для других    
Своя реакция в результате изменения    
Реакция других в результате изменения    

 

Консультант предлагает клиенту оценить все «За» и «Против» изменения нынешнего образа жизни, ставя следующие вопросы: «Если Вы измените, своё поведение относительно употребления ПАВ, какие положительные последствия для себя Вы испытаете? Что ещё испытаете? и т.д.», «Какие последствия испытает Ваше окружение? Что Вы будете при этом чувствовать? Как на это отреагирует Ваше окружение?». После того, как закончили заполнять колонку «За», следует перейти к колонке «Против». Теперь давайте обсудим противоположную ситуацию: «Если Вы измените, свое поведение относительно употребления ПАВ, какие отрицательные последствия для себя Вы испытаете? Что еще испытаете? и т.д.», «Какие последствия испытает Ваше окружение? Что Вы будете при этом чувствовать? Как на это отреагирует Ваше окружение?».

В таблице 4 представлен вариант заполнения шкалы «Баланс принятия решений» формы, адаптированной Addy & Ritter (2000).

 

Таблица 4

Форма «Баланс принятия решений»

Употребление ПАВ Прекращение употребления ПАВ
Хорошие стороны Плохие стороны Выгоды/польза Вред
       
       
       
       
ИТОГО: ИТОГО: ИТОГО: ИТОГО:

 

Консультант задает примерно следующие вопросы: «Знаете, люди, как правило, употребляют наркотики, по­скольку они в чем-то помогают, а как они помогают Вам? В чем ещё помогают?», «Что Вам нравится в эффекте от употребления наркоти­ков? Что ещё?», «Чтобы Вы потеряли, если бы не употребляли наркоти­ки? Что ещё?». Подытожьте сказанное клиентом, например: «Итак, Вы го­ворите, что употребление наркотиков дает Вам...».

Спросите клиента об отрицательных сторонах упо­требления ПАВ, например: «Что не особенно хорошо для Вас в употреблении нарко­тиков? Что ещё?», «Есть ли какие-то моменты в употреблении, которыми вы не довольны?», «Что Вам не нравится в связи с употреблением Вами наркотиков? Что еще? А ещё что?», «Каких последствий употребления Вы бы предпочли не ощущать на себе?». Подытожьте сказанное клиентом, например: «Таким обра­зом, из-за употребления наркотиков у вас есть некоторые не­приятности…».

Далее обсудите с клиентом противоположную ситуацию: «Что может быть хорошего, если Вы решите менять свое поведение, т.е. прекратите употребление ПАВ?», «Что может быть плохого, если Вы решите менять свое поведение, т.е. прекратите употребление ПАВ?». Далее следует предложить клиенту посмотреть на все положительные стороны прекращения употребления ПАВ и все отрицательные стороны прекращения употребления ПАВ и оценить по степени важности для клиента эти изменения по 10-балльной шкале - от 1 до 10 баллов (1 балл = не очень важно, 10 баллов = очень важно). Полученные баллы необходимо суммировать и подвести общий итог важности.

Увеличение количества, удельного веса «Против»- ключевой фактор в продвижении к изменениям.

Третий этап – актуализация нормативного статуса и формирование положительного отношения к лечебной программе ее правилам и режиму. Реализация данного этапа осуществляется с помощью техник «Перезаключение контракта» и «Перевернутое имя» (Катков А.Л., Пак Т.В., Россинский Ю.А., Титова В.В., 2003), реализуемых в индивидуальном формате.

Консультант актуализирует тему заключения контракта (соглашения, договоренности) на прохождение курса медико-социальной реабилитации:

- какие впечатления остались от процедуры заключения контракта при поступлении (Что там было написано? С какими ощущениями и чувствами клиент знакомился с правилами и подписывал кон­тракт? Какие ощущения и чувства Вы испытываете сейчас, вспоминая эту проце­дуру?);

- для чего вообще нужен контракт, что означает акт подписания контракта;

- почему в обычных лечебных учреждениях (терапевтических, хирургических и др.) контракт на лечение, обычно, не заключается, а в программах медико-социальной реабилитации - это первое условие вхождения в сообще­ство.

В процессе беседы следует подвести клиента к мысли о лечебных функциях контракта, таких, например, как функция лекарства или хирургической операции в других лечебных учреждениях. При этом если клиент отмечает «тяготы» режима интенсивной занятости и контроля на первых этапах медико-социальной реабилитации, то будет уместно вспомнить о том, что лекарство редко бывает «сладким», оно, скорее всего, «горькое» на вкус. Но результат стоит того, чтобы мириться с этой, так называемой «горечью», которую вскоре перестаёшь замечать.

Таким образом, происходит переформирование негативного восприятия режимных атрибутов медико-социальной реабилитации на восприятие позитивное.

Далее консультант задаёт вопрос о том, с кем, собственно, заключается контракт. При этом важно сослаться на предварительно отсортированные высказывания клиента относительно процедуры заключения контракта и привести полярные точки зрения, привязав их к соответствующим личностным доминантам – нормативному и патологическому статусу пациентов.

Консультант подводит клиента к утверждению того, что заключение контракта на прохождение курсов медико-социальной реабилитации имеет смысл лишь тогда, когда «ответственной стороной» является нормативный личностный статус пациента.

С целью активизации процесса растождествления полярных личностных характеристик используются техника «Перевёрнутое имя». Техника проводится следующим образом. Клиенту предлагается прочитать свое имя наоборот (начиная с конца). Консультант повторяет оба варианта (прямой и обратный) имени пациента, модуляциями голоса, и неакцентированной жестикуляцией позитивно подкрепляя прямой и негативно - обратный вариант имени. Затем консультант предлагает клиенту с «собственным» именем найти у себя позитивные признаки нормативного личностного статуса. Далее, клиенту предлагается переменить позицию и, называя себя обратным именем, обозначить признаки патологического личностного статуса. Консультант, работая голосом и невербальными стимулами, также активно включается в процесс позитивно-негативного подкрепления полярных личностных доминант клиента. Данное техническое действие продолжается обсуждением вопроса о том, какое же имя более всего подходит к истинному «лицу» пациента. Тема прорабатывается с клиентом на фоне продолжающегося позитивно-негативного подкрепления полярных личностных статусов. Клиенту предлагается еще раз «примерить» обратное и прямое имя (именно в данной последовательности!), при этом консультант активно комментируют невербальные реакции пациента/клиента, подтверждая, что «истинное» имя – и есть отражение подлинной сущности пациента. Свобода выбора (это постоянно подчеркивается), однако, остается только за пациентом/клиентом. В завершение данного этапа клиенту предлагается выбрать имя, которым он хотел бы подписать контракт на прохождение программы медико-социальной реабилитации и прокомментировать следствия этого шага. Здесь следует отметить, что на протяжении всего технического действия скрыто, эксплуатируется привязанность человека к собственному благозвучному имени, открывающая богатые возможности для формирования терапевтически-позитивных ассоциаций.

На протяжении всего консультирования специалиствыявляет и/или инициирует самомотивирующие утверждения. Самомотивация – это цель, которая должна быть достигнута перед тем, как произойдет продвижение вперёд. Когда клиент в состоянии признать свои проблемы, связанные с употреблением алкоголя, табака и других наркотиков, выразить обеспокоенность по поводу этих проблем, показать намерение поменяться, и сделать заявления о вере в свои силы изменить себя, они, таким образом, делают самомотивирующие утверждения. Эти утверждения указывают на признание проблемы, беспокойство по поводу проблемы, намерение поменяться и оптимизм со стороны клиента. Некоторые клиенты делают такие утверждения в ходе самой первой сессии, другим нужно гораздо больше времени, в зависимости от их готовности поменяться. В таблице 5 даны вопросы, позволяющие инициировать самомотивирующие утверждения.

 

Таблица 5

Образец вопросов, используемых для вызывания мотивационных утверждений

Признание проблемы:
- Какие проблемы создало для вас потребление вами наркотиков?
- С какими трудностями вы столкнулись в связи с тем, что вы употребляете наркотики?
- Какие еще возникли трудности?
Беспокойство:
- Что думают ваши дети и другие члены семьи по поводу того, что вы так часто употребляете ПАВ?
- Что вы чувствуете относительно употребления вами наркотиков?
- Как вы думаете, что случится, если вы бросите употреблять наркотики?
Намерение измениться
- Если вы прекратите употреблять наркотики:
а) какие изменения это вызовет в Вашей жизни?
б) что это будет означать для Ваших детей?
- Что бы Вам хотелось изменить в своем поведении?
Оптимизм
- Что поощряет Вас продолжать работать над собой, чтобы прекратить употреблять наркотики?
- Что, по вашему мнению, будет эффективно для вас, если вы решите бросить употреблять наркотики?
- Если вы решите бросить наркотики, как бы вам хотелось это сделать?

 

Когда клиентом высказываются самомотивирующие утверждения, то они должны быть распознаны и поддержаны консультантом вербально и невербально в такой манере, которая передает одобрение и поощряет дальнейшее познание самого себя. (Миллер и Роллник, 1991).

3.3. Консультирование на втором этапе медико-социальной реабилитации (этап психотерапии)

Цель - формирование установки на трезвость

Задачи:

- формирование самоэффективности в отношении преодоления зависимого поведения;

- планирование изменений;

Первый этап – знакомство, установление контакта.

Второй этап – формирование самоэффективности в отношении преодоления зависимости. Вера в собственную эффективность (самоэффективность) – это убеждение человека в том, что в сложной ситуации он сможет продемонстрировать удачное поведение.Понятие устойчивого ощущения самоэффективности особенно важно для понимания того, как люди мотивируют себя на целенаправленные действия и поступки, плоды которых можно будет пожинать лишь в отдалённом будущем. Убеждения в самоэффективности влияют на мотивацию и на успешность деятельности, а также на способность справляться с проблемами и трудностями. Ясно, что успех может служить мощным стимулом к активности. Если человек видит, что он в состоянии контролировать один аспект своей жизни, у него возникает желание расширить сферу самоконтроля.

Консультант инициирует обсуждение темы возможность в избавление от зависимости, при этом, выясняя, насколько клиент верит в успех собственной реабилитации. На данном этапе работы важно выяснить, какчеловек осмысляет свой опыт, на что делает акценты - на успех или на неудачу. Далее можно применить техники «Прошлые успехи», «Ресурсы достижения» и технику «День независимости».

Техника «Прошлые успехи». Для выполнения этого шага необходимо нарисовать солнце с множеством лучей (7 и более). На каждом луче солнца необходимо написать событие, связанное с прошлым успехом. (Закономерность: чем больше лучей, тем больше прошлых успехов). Если у клиента в прошлом был опыт ремиссии, то именно это вписывается в первую очередь. Карта прошлых успехов заполняется в два этапа. Во вторую очередь вписываются просто успехи, которые человек испытывал в прошлом. Вспоминание этих успехов пробуждает ресурсы, укрепляет самооценку. Консультант должен убедиться, что человек объясняет свой успех собственными усилиями и навыками.

Техника «Ресурсы достижения». Карта ресурсов выполняется по тому же шаблону. Необходимо снова нарисовать солнце и на его лучах прописать ресурсы для достижения своей цели. Ресурсы - это запас энергии, необходимый для осуществления цели. Ресурсом может быть источник, наполняющий силой, энергией, дающий уверенность, убежденность. Это могут быть определенные люди: мама, друзья и др., могут быть увлечения, хобби, природа. К ресурсам могут относиться личные качества человека, например, упорство, настойчивость и др.

Техника «День независимости». «Праздник независимости» - это не метафора, праздник независимости наступает тогда, когда человек избавился от проблемы, освободился от её тягот и стал независимым от неё. Снова используется рисунок солнца, на лучах которого необходимо написать тех людей, кто, как Вы предполагаете, оказывает Вам помощь в решении проблем. Здесь используется приём «Как если бы…». Как если бы Вы уже решили проблему, кого бы Вы пригласили на свой праздник? Именно этих людей необходимо отметить на лучах солнца.

Кроме того, полезно будет обсудить с клиентом то, как всё будет выглядеть, если избавиться от проблемы. Как я себя буду чувствовать? Буду ли я лучшим другом, супругом, любовником, родителем, начальником или служащим.

Третий этап – планирование изменений. На данном этапе составляется план изменения поведения. Клиенту предлагается заполнить бланк (приложение 1). Процесс заполнения позволит спланировать конкретные изменения, оценить вероятные результаты каждой стратегии изменения и сократить или устранить барьеры, препятствующие действиям. Задачи должны быть небольшими, чтобы можно было их достичь в обозримом будущем, и одновременно достаточно большими, чтобы над ними стоило трудиться, и они дали ощутимый результат. Результаты должны быть таковыми, чтобы их можно было проконтролировать и измерить, - это поможет осознать прогресс и значительно повысить мотивацию. Консультант должен оказать конкретную помощь в планировании, важно планируемые изменения соотносить с контекстом реабилитационной программы, кроме того, план самого человека должен подходит его образу жизни, культуре, привычкам и устремлениям.

Данный план позволит клиенту укрепить веру в собственные силы, что является важным мотивационным фактором и мобилизует усилия для изменений.

После составления плана на четвертом этапе необходимо закрепить установки нормативного личностного статуса относительно плана изменений. На данном этапе можно реализовать адаптированную технику «Внутренний саботажник». В данном случае «внутренний саботажник» отождествляется с патологическим личностным статусом. Клиенту объясняется, что патологический личностный статус может проявиться и выступить в роли внутреннего саботажника тогда, когда вы этого не ожидаете. «Он может отговорить вас от нового дела или развалить уже начатое. Умение распо­знать и понять это, является важным в работе над собой». Он проговаривает: «Зачем стараться, все равно не получиться? Все зря», «Если не способен жить без наркотиков - оставь это дело». «Эти и другие высказывания, способны отговорить Вас от новых начинаний, убить интерес к любой деятельности. Но вы можете противопоста­вить ему свои весомые аргументы и не дать ему возможности господствовать над вашими стремлениями».

Далее клиенту предлагается нарисовать в воображении образ патологического личностного статуса, который толкает на саботаж, противодействует выполнению задуманного плана, занять позицию саботажника и целеустремленно пытаться помешать осуществлению своего проекта. Далее консультант просит клиента пересесть на другой стул и вообразить встречу с саботажником с точки зрения своего «нормативного личностного статуса и провести с ним переговоры. После этого консультант делает акцент на контраргументах, которые использовал клиент, во время переговоров, обратив его внимание на то, что он может использовать их в последующем.

После составления плана осуществляется поддержка клиента в реализации плана. Обсуждаются трудности, поощряются успехи при необходимости, вместе с клиентом пересматриваются отдельные пункты плана.

3.4. Консультирование на третьем этапе медико-социальной реабилитации (этап социальной реабилитации)

Среди вопросов, касающихся человеческой мотивации, чрезвычайно важным является изучение собственно личностно-смысловых характеристик детерминации деятельности (Насиновская Е.Е., 1988). В концепции Леонтьева А.Н (1977) категория мотива тесно связана с понятием смысла, где мотив может выступать как основное ведущее смысловое образование. На участие смысла в мотивационном процессе указывают и другие исследователи (Божович Л.И., 1968; Асмолов А.Г., 1979; Братусь Б.С., 1979; Вилюнас В.К., 1990).

Наркозависимые лица часто заявляют об отсутствии целей, о наличии «пустоты», об отсутствии побуждений, что может указывать на нарушение процессов смыслообразования и как следствие дефиците энергетического потенциала. В основе консультирования на данном этапе лежит программа психокоррекции смысловой регуляции жизненного пути девиантной личности (Карпинский К.В., 2002).

Цель - формирование устойчивой мотивации на социально ориентиро ванное поведение.

Задачи:

- инициация побуждения на социально ориентированное поведение через развитие смысловой регуляции;

- актуализация и интернализация просоциальных мотивов.

Первый этап – знакомство, установление контакта.

Второй этап - диагностика уровня осмысленности и активизация смысложизненого поиска. Консультант инициирует обсуждение темы, смысла жизни ставя следующие вопросы:

1. Каковы главные события жизни человека, чью жизнь можно считать осмысленной (бессмысленной)?

2. Каковы ведущие ценности жизни человека, чью жизнь мож­но считать осмысленной (бессмысленной)?

3. Каковы преобладающие эмоциональные переживания чело­века, чья жизнь является осмысленной (бессмысленной)?

4. Какие мысли владеют человеком, чью жизнь можно назвать осмысленной (бессмысленной)?

5. Каково социальное окружение человека, чья жизнь осмыс­ленна (бессмысленна)?

6. Каково мировоззрение человека, ведущего осмысленное (бессмысленное) существование?

Далее консультант предлагает клиентурасчертить лист бумаги на три графы, которые озаглавливаются как «Бессмысленная жизнь», «Осмысленная жизнь», «Моя реальная жизнь» предлагает участникам описать основные со­бытия и ценности своей жизни, собственные эмоциональные пере­живания, социальное окружение и мировоззрение. Данное упраж­нение позволяет отрефлексировать шкалу субъективных представ­лений об осмысленной и бессмысленной жизни, распознать общий уровень осмысленности собственной жизни в «зеркале» контраст­ных вариантов максимально и минимально осмысленного бытия.

Третий этап – переработка жизненного сценария, коррекция жизненных целей. Консультант предлагает клиентуоценить каж­дое пятилетие своей жизни в рамках ожидаемой продолжительно­сти жизни по 10-балльной шкале на предмет выраженности чув­ства удовлетворенности жизнью и построить индивидуальный график жизни, отклады­вая по оси абсцисс пятилетние интервалы, а по оси ординат отме­ривая оценки удовлетворенности прожитой жизнью для каждой пя­тилетки. После этого консультант предлагает выделить те пятилетия жизни, которые характеризуются наибольшей и наименьшей удов­летворенностью. Далее клиента просят назвать те со­бытия, которые составят основное содержание выделенных эта­пов, и оценить вклад каждого из них в общую удовлетворенность/ неудовлетворенность самореализацией.

После этого консультант просит клиента подумать, ставя следующий вопрос: «Каким был бы Ваш жизненный путь, если бы в прошлом Вы приняли другие решения?», «Как сложилась бы Ваша жизнь том случае, если бы Вы в свое время отказались от наркотиков?». Важное значение имеет детальное определение событий­ной структуры альтернативного пути в жизни, состав биографически значимых других лиц, социальный статус и общий уровень удовлетво­ренности жизнью. Попросите клиента смоделировать два и более альтернативных варианта жизненного пути. Эти варианты обсуждаются вместе с клиентом. В ходе обсуждения клиент раскрывает их позитивные и негативные стороны, дает прогнозную оценку своего жизненного пути по схеме анализа пятилетних интервалов

Далее, консультант инициирует обсуждение темыжизненных целей, о том, как важно ставить и удерживать в созна­нии жизненные цели. Здесь же необходимо вскрыть одно из глав­ных противоречий человеческой жизни: временной бюджет жизни лимитирован, большая часть временного запаса «съедается» по­вседневными делами и заботами, а времени на действительно зна­чимые жизненные цели порой катастрофически недостает.

Клиенту предлагается в те­чение 5 минут с максимальной скоростью записать перечень тех жизненных целей, которые его привлекают. При этом не следует специально контролировать содержание этих целей: главная зада­ча состоит в том, чтобы сделать набросок всей палитры собственных жиз­ненных целей, какими бы нереальными они ни казались. Для уско­рения работы представляется возможным зашифровать жизнен­ные цели понятным самому участнику способом. По истечении времени консультант прерывает клиента, дополни­тельно предоставляя 3 минуты для корректировки и восполне­ния перечня жизненных целей.

Далее, консультант предлагает клиенту мысленно перенестись в ситуа­цию, когда клиент узнаёт, что ему осталось по той или иной причине 6 месяцев жизни. Необходимо мысленно вжиться в эту ситуацию и в течение 5 минут изложить те цели, реализацией которых занялся бы клиент в течение оставшегося времени. В результате выполнения упражнения клиент про­дуцирует три списка жизненных целей. Консультант замечает, что для того, чтобы реализовать такое огромное количество жизненных целей, необходима не одна и не две жизни, поэтому человеку все­гда приходится выбирать между многими альтернативными лини­ями своей жизни. В связи с этим необходимо проранжировать и выб­рать три наиболее значимые цели в каждом из списков. В итоге клиент сокра­щает исходную матрицу жизненных целей до девяти наиболее важ­ных целей. Затем среди этих девяти целей необходимо выделить три цели чрезвычайной важности и соподчинить их между собой.

После того, как приоритеты в жизненных целях определены, клиентом необходимо обеспечить запас мотивации для испол­нения жизненной стратегии. Здесь целесообразно прибегнуть к по­мощи метода творческой визуализации. Консультант даёт инструк­цию: «Представьте, что Вам удалось реализовать Ваши заветные цели. Как это улучшило Вашу жизнь? Как Вы выглядите? Как Вы себя чувствуете? Какие люди Вас окружают?».

Четвертый этап – выработка тактики для реализации жизненных целей. Консультант отмечает, что не только незнание жизнен­ных целей может влиять на халатное расходование временного ре­зерва жизни, но также неведение или заблуждение относительно средств и способов их реализации.

Клиенту предлагается озаглавить каждый отдельный чистый лист названи­ем одной из трёх наиболее значимых жизненных целей. Далее ему предлагается в течение 5 минут придумать как можно больше конкретных жизненных действий и путей реализации каждой из жизненных целей. Три минуты выделяются на правку каждого списка. При этом не следует путать цель и средство её осуществления. В результате клиент должен получить три перечня конкретных жизненных дей­ствий - по одному на каждую из основных целей жизни.

Далее необходимо структурировать каждый из полученных списков. Это предполагает следующие шаги в работе.

1. Отселектировать каждый список по критерию выполнимо­сти / невыполнимости каждого жизненного действия. При этом удоб­но использовать вопрос: «Готов ли я посвятить этому делу хотя бы один час в день, начиная с сегодняшнего дня?». Если ответ утвер­дительный, то жизненное действие остается в списке, если отри­цательный - вычеркивается.

2. Структурировать оставшиеся в списке действия в жизнен­



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: