К внутренним стимулам относятся, как правило, эмоциональные состояния: беспокойство, разочарование, гнев и т.д.




Затем после идентификации триггеров, можно провести их шкалирование в соответствии со степенью, в которой они связаны с потреблением ПАВ (приложение 2, 3), что позволит выявить ситуации высокого и низкого риска срыва.

На основании данных функционального анализа пациенту предлагается таким образом заполнить график активности (приложение 4), чтобы его соблюдение способствовало избеганию ситуаций высокого риска срыва. Необходимо объяснить клиенту важность составления графика: «Составление графика может быть тяжёлой и скучной задачей, если вы к ней не привыкли. Тем не менее, оно является важной частью процесса выздоровления. Люди с расстройствами, связанными с потреблением ПАВ, не планируют своё время. Планирование времени поможет Вам добиться воздержания и поддерживать его».

При работе с внутренними стимулами применяются техники рационально-эмотивного и когнитивного консультирования. После предварительного объяснения клиенту формулы «А-В-С» можно воспользоваться «Формой для ежедневного записей мыслей» (приложение 5), которая позволит выявить автоматические мысли, лежащие в основе чрезмерных эмоциональных реакций, и помогает сформулировать рациональную ответную реакцию. Клиенту даются домашние задания по заполнению «Формы для ежедневного записей мыслей», которые обсуждаются на последующих сессиях. Данная работа позволит выявить дисфункциональные убеждения клиента и сформулировать рациональный ответ.

Второй этап – обучение навыкам совладания с влечением. Умение подавить влечение на начальном этапе, когда оно только начинает проявляться, позволяет справиться с ним легче, чем потом, когда влечение поглощает на час или более.Многие клиенты считают, что раз они начали испытывать влечение к наркотикам они неизбежно будут их потреблять. Основываясь на своем опыте, они всегда «уступают» своему желанию, как только оно возникает, и потребляют наркотики.

Расскажите клиенту об основных стратегиях преодоления влечения. Таковым могут быть: вовлечение в деятельность не связанную с наркотиками; разговор о тяге; общение с людьми, не употребляющими наркотики, также можно обучить клиента навыкам релаксации.

Третий этап – обучение навыкам уверенного отказа. Клиенту объясняется следующие основные принципы эффективного отказа:

- отвечайте быстро (без запинок, бормотания и без колебаний);

- смотрите прямо в глаза;

- отвечайте ясно и твердо «нет», чтобы пресечь все попытки предложить наркотики в будущем;

- не разговаривайте долго;

- выходите из этой ситуации.

Клиент совместно с консультантом на основе полученных знаний отрабатывает для себя модель уверенного отказа. При этом важно фокусировать внимание клиента не только на вербальных составляющих поведения, но и на других его компонентах, таких, как контакт глаз, позы, жесты, выражение лица, тон и громкость голоса, интонации, плавность речи.

Далее в ролевой игре разыгрываются ситуации, в которых клиенту предлагают употребить наркотики, при этом консультант выступает в качестве партнёра по общению, одновременно отслеживая и при необходимости корригируя вышеуказанные компоненты поведения, а также позитивно подкрепляя успехи клиента.

 

Заключение

 

Мотивация является одним из ведущих факторов в регуляции деятельности человека. Совокупность мотивов, их иерархия и взаимоотношения составляют ядро личности, её направленность. Как было уже отмечено выше расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ, являются в основном мотивационными расстройствами. Следует отметить, что несмотря на ряд исследований Дж. Прохаска, К. ДиКлементе, 1986; Cox & Klinger, 1988; Валентик Ю.В., 2001; Валентик Ю.В, Сирота Н. А., 2002), проблема мотивации на лечение у наркозависимых лиц до сих пор остается актуальной. В связи с этим, мотивационное консультирование в наркологической практике в настоящее время является одним из важных направлений работы. Здесь также необходимо отметить что, несмотря на существующие технологии мотивирования наркозависимыхлиц, очень важно дальнейшее изучение особенностей мотивационной сферы наркозависимыхлиц, разработка технологий, повышающих мотивацию на лечение, и технологий формирования устойчивой мотивации на трезвый образ жизни.

 

Список литературы

1. Валентик Ю.В., Мельников В.Ф., Волков А.В., Мальшакова М.С. Амбулаторная реабилитация больных с зависимостью от наркотиков. Методическое руководство. Российско-голландский проект

2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 288 с.

3. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия, 2-е изд., 2000.

4. Карпинский К.В. Психологическая коррекция смысловой регуляции жизненного пути девиантной личности: Монография/ К.В.Карпинский; Под ред. Комаровой Т.К. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 139 с.

5. Катков А.Л., Пак Т.В., Россинский Ю.А., Титова В.В. Интегративно-развивающая психотерапия больных наркозависимых, Павлодар. - 2003. - 267 с.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М., 1975

7. Мотивационное интервьюирование лиц употребляющих инъекционные наркотики (пособие для социальных работников программ профилактики ВИЧ/СПИД). Методические рекомендации Киев, 2004.

8. Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности. Опыт исследования личностно-смыслового аспекта мотивации. – М., 1988

9. Прохоров А.В., Велисер У.Ф., Прохаска Дж.О. Транстеоретическая модель изменения поведения и ее применение. Журнал "Вопросы психологии, № 2, 1994. с.113-122.

10. Россинский Ю.А. и др. Персонология больного наркоманией/ Семке В. Я., Мусабекова Ж.К.. – Павлодар, 2006.

11. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб., 2004. – 928 с.

12. Cecil Н. Patterson and С. Edward Watkins- Jr. "Theories of Psychotherapy", 5th ed., 1997

13. Urs Baumann, Meinrad Perrez "Lehrbuch Klinische Psychologie - Psychotherapie", 1998


Приложение 1

План изменения поведения (рабочая таблица)

(адаптировано по изданию Miller, Zweben. DiClemente & Rychtarik, 1999)

Те изменения, которые я хочу (планирую) сделать: 1. 2. 3. Наиболее важные причины того, почему я хочу сделать эти изменения: 1. 2. 3. Конкретные шаги, которые я планирую (должен) сделать для изменения: 1. 2. 3. Помощь других людей, которая может мне помочь в изменении моего поведения
Люди Возможные виды или способы помощи
   
 
   
 
   
 

Я знаю, что мой план сработает, если:

1.

2.

3.

Те вещи, которые могут помещать моим планам:

1.

2.

3.

 

Подпись _______________ Свидетель ______________________

 

Этот план будет проверен через _________ дней с сегодняшнего дня _________

 

Приложение 2

 

Таблица внешних триггеров

Имя:__________________________ Дата__________________

Указания: Ниже перечислите людей, места, предметы или ситуации в соответствии со степенью, в которой они связаны с потреблением ПАВ.

 

0% 100%



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: