Тематика семинарских, лабораторных и практических занятий




Семинар 1.

 

ТЕМА 1. Государственный строй древнерусского государства и русских княжеств (IХ - конец XIV вв.)

 

Цель: углубить знания студентов о системе управления Древней Руси. Закрепить представления об истории Отечества.

Вопросы для обсуждения:

1. Норманская и антинорманская гипотезы происхождения Древнерусского государства.

2. Власть и управление в Киевской Руси.

3. Особенности управления на местах

Литература: 3, 6, 8 -15,18,19, 23, 27-32

Семинар 2.

 

ТЕМА 2. Формирование государственного аппарата в период становления и развития русского централизованного государства (кон. XIV - сер. XVI вв.)

 

Цель: способствовать уяснению обучаемыми особенностей формирования централизованного государства и управления на Руси в конце XV - XVI вв., Закрепить учебный материал, полученный на предыдущих занятиях.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности формирования власти и управления.

2. Становление приказной системы управления. Развитие органов местного управления.

 

Литература: 3, 8, 9-15,18,19,23,27-32

 

Семинар 3.

 

ТЕМА 2. Особенности государственного управления России в XVI-XVII вв.

Цель: изучить смысл и последствия реорганизации государственного аппарата при Иване IV (Грозном). Закрепить представления о периоде сословно-представительной монархии в Московском Русском царстве.

Вопросы для обсуждения:

1. Усиление самодержавной власти и начало перехода к абсолютизму.

2. Высшие органы власти в конце XV-XVI вв.

3. Опричная политика Ивана IV Грозного как управленческая альтернатива.

 

Литература: 3, 5, 8, 9-15,18,19, 22, 23,26 -32.

 

 

Семинар 4.

 

ТЕМА 3. Государственный аппарат России в период реформ Петра I.

 

Цель: изучить структуру и функции государственных учреждений XVII века, особенности приказной системы управления. Закрепить представления об особенностях российского абсолютизма.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Реформа высшего и центрального управления. Коллегиальная система. Органы государственного надзора.

2. Особенности развития абсолютизма в первой четверти XVIII в. Реформа

местного управления.

 

Литература: 3, 5, 8, 9-15,18,19,22, 26-32.

 

Семинар 5.

 

ТЕМА 4. Развитие государственного аппарата в первой четверти XIX в.

 

 

Цель: углубить знания обучаемыми особенностей государственного управления начала XIX в. Закрепить учебный материал предыдущих занятий.

Вопросы для обсуждения:

1. Государственный аппарат первой четверти XIX в.: состояние и тенденции развития.

2. Планы государственных преобразований М.М. Сперанского.

Литература: 3, 6-15,17-19, 21,22,24,26-32.

 

Семинар 6.

ТЕМА 5. Реформы государственного и муниципального управления второй половины ХIХ в.

 

Цель: способствовать уяснению студентами смысла основных изменений в системе власти и управления в ходе реформ 1861-1870х г.г.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Высшие и центральные органы управления в период реформ. Реформа местного самоуправления.

2. Влияние отмены крепостного права на реорганизацию управления в России. Судебная реформа 1864 г.

 

Литература: 3, 6-15,17-19,21,22,24,26-32.

 

Семинар 7.

 

ТЕМА 6. Государственный аппарат империи 1905-1917 гг.

Формирование основ парламентаризма в России.

 

Цель: исследовать новые явления в системе государственной власти Российской империи после 1905 года, изучить структуру и функции российского парламента начала XX века.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Влияние революции 1905-1907 гг. на реорганизацию власти в стране. Манифест 17 октября 1905 г.

2. Зарождение и развитие основ российского парламентаризма.

Литература: 3, 5, 8, 9-15,18,19, 22,23,24, 26-32.

Семинар 8.

 

ТЕМА 6. Государственные учреждения и местное самоуправление периода Временного правительства в 1917 г.

 

Цель: изучить положительные и негативные моменты в деятельности Временного правительства по созданию нового государственного аппарата в центре и на местах.

 

 

Вопросы для обсуждения:

1. Высшие органы власти и управления от февраля к октябрю.

2. Изменения в центральных и местных органах.

 

Литература: 3, 7-15,18,19, 27-32.

 

Семинар 9.

ТЕМА 7. Органы государственного управления в период становления Советской Республики (1917-1922 гг.)

 

Цель: изучить особенности организации партийногосударственной власти и управления Советской республики.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Основные нормативные документы Советской власти 1917 -18 г.г.

2. Формирование основ управления Советского государства.

3. Особенности государственного управления в период «военного коммунизма».

 

Литература: 2,3,6, 9-15,18,19,21, 27-32.

 

Семинар10

 

ТЕМА 7. Образование Союза ССР и его управленческих структур

 

Цель: изучить особенности организации партийногосударственной власти и управления в союзном государстве.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Образование управленческих структур Союза ССР.

2. Вопросы государственного управления в Конституции СССР 1924 г.

Литература: 1, 2, 3, 6, 9-15,18,19, 21, 27-32.

Семинар11

ТЕМА 7. Формирование и развитие командно-административной системы в 1920х-40х гг.

 

Цель: изучить особенности организации партийногосударственной власти и управления в период формирования командно-административной системы.

Вопросы для обсуждения:

1. Конституция СССР 1936 г.

2. Изменение государственного устройства в период 1930-х годов.

Литература: 1-4, 6, 9-15, 18, 19, 21, 25, 27-32.

Семинар12

 

ТЕМА 8. Реорганизация органов управления в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и первые послевоенные годы.

 

Цель: Изучить содержание изменений механизма управления в военное время и при переходе к мирному строительству. Закрепить содержание предшествующих тем.

Вопросы для обсуждения:

1. Оптимизация механизма управления в годы войны

2. Послевоенные реорганизации системы управления.

Литература: 1-4, 6, 9-15, 18, 19, 21, 25, 27-32.

Семинар13

ТЕМА 8. Органы государственного управления в период реформ сер. 1950-х - нач. 60-х гг.

Цель: Изучить характер управления и основные направления его

либерализации в 50-60-х гг. Закрепить содержание предшествующих тем.

 

 

Вопросы для обсуждения:

1. Региональная система управления хозяйством. Расширение прав республик.

2. Органы управления в период либерализации партийно-административной власти.

Литература: 1-4, 6, 9-15, 18, 19, 21, 25, 27-32.

Семинар 14

ТЕМА 9. Органы власти и управления в период «застоя» (1964-1982 гг.)

Цель: Выявить и изучить причины и характер застойных явлений в области государственного управления в СССР.

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Органы власти и управления в СССР периода «застоя» и бюрократических
контрреформ (1964-1982 гг.).

2. Партийные органы в механизме государственного управления.

 

Литература: 1-4, 6, 9-15, 18, 19, 21, 25, 27-32.

 

Семинар15

 

ТЕМА 9. Реформы власти и управления периода «перестройки» распада СССР (1985-1991 гг.).

 

Цель: изучить содержание реорганизаций государственного аппарата периода «перестройки» и распада СССР

 

Вопросы для обсуждения:

1. Эволюция органов государственного управления в период «перестройки».

2. Оформление основ новой российской государственности

Литература: 1, 3, 6, 9-15, 18-21, 25, 27-32.

 

 

Семинар 16

 

ТЕМА 9. Становление новой российской государственности в конце ХХв.

 

 

Цель: проанализировать основы современного механизма власти и управления, основные проблемы российской государственности.

 

Вопросы для обсуждения:

 

1 Органы власти и управления по Конституции РФ 1993 г.

2. Особенности российского федерализма

Литература: 1, 3, 6, 9-15, 18-21, 25, 27-32.

 

Тематика активных форм обучения:

Тема 1. История государственного управления как учебная дисциплина. Государственный строй древнерусского государства и русских княжеств (IX-конец XIV вв.)

 

При изучении этой темы следует внимательно прочитать лекцию и вводную часть учебника по дисциплине. При этом необходимо разобраться в таких понятиях как государство, его функции, государственное устройство, форма правления, политический режим, государственный аппарат, государственные органы и учреждения, разновидности государственного управления, предмет и задачи дисциплины «История государственного управления в России». Дисциплина содержит основные вопросы исторической практики организации отечественного управления в центре и на местах. Поэтому она занимает важное место в подготовке специалистов для государственного и муниципального управления.

Целью дисциплины является изучение особенностей становления и развития государственной власти, управления и самоуправления России на основе исторического опыта.

Задачи дисциплины заключаются в изучении:

- основных этапов в развитии российской государственности, объективных факторов, влияющих на ее эволюцию;

- принципов формирования организационной структуры, функций органов центрального и местного управления;

- важнейших реформ, положительных и негативных явлений организации и функционирования аппарата в различные исторические периоды.

Важной задачей является обучение студентов навыкам использования историко-управленческих аналогий, применительно к современным проблемам организации власти и управления.

При самостоятельной работе над темой следует внимательно обратите внимание на предпосылки складывания государственности у восточных славян, проанализируйте форму правления и государственного устройства Новгородского и Киевского государства. Раскройте функции князя, княжеского совета, посадника (наместника), вече, феодального съезда (снемы), структуру управления княжеской вотчиной. Не забудьте выделить военную (десятичную) систему управления на нижнем уровне, дать характеристику органам управления общины (верви).

Дайте характеристику русской государственности периода феодальной раздробленности, отталкиваясь от таких понятий как феодальный иммунитет и вассалитет. Назовите основные формы правлений и государственного устройства, сложившиеся на Руси в данный период. В обобщенном виде дайте анализ органов власти и управления русских княжеств. Не забудьте, что военная, десятичная система управления заменяется дворцово-вотчинной.

Проанализируйте органы власти и управления Руси в период татаро-монгольского владычества, определите, как повлияло монгольское иго на русскую государственность. Далее следует рассмотреть систему управления Московского государства XIV- конца XV вв. (Великий князь, Великокняжеский совет, пушные бояре, наместники, волостители). Раскройте особенности республиканской формы правления Новгорода Великого. Следует иметь в виду, что в основу данной системы были положены демократические, самоуправленческие принципы (функциональное разделение, выборность и сменяемость должностных лиц, экономическая самостоятельность, сочетание централизма и децентрализации в управлении территориями).

 

Тема 2. Формирование государственного аппарата в период становления и

развития русского централизованного государства. Особенности государственного управления России (конец XIV - XVII вв.)

 

Опираясь на лекцию и учебную литературу, выделите особенности формирования централизованного государства и управления на Руси. Это позволит понять, почему система власти Московского государства сложилась в форме самодержавия при сильной центральной власти и сравнительно слабой местной, что существенно отличало ее от подобных систем Западной Европы. Необходимо отметить, что при Иване Ш в основном завершается объединение русских земель, появляются основные символы отечественной государственности. Дайте характеристику высших органов власти и управления при И.Грозном (Царь, Боярская дума, Земский собор). Раскройте смысл «опричнины» в контексте управления, а так же ее последствия для российской государственности. Рассмотрите организацию центральных органов (приказов), реформу местного управления (губную и земскую). Определите роль общины в системе управления и результаты всех реформ.

При характеристике государственной системы XVII века, следует отметить, что «смута» начала века, закрепощение крестьян и общая социально-экономическая отсталость способствовали складыванию жесткой, централизованной структуры управления и восстановлению самодержавия. Проанализируйте положение, роль и статус высших органов власти (Царь, Боярская дума, Земские соборы), опираясь, прежде всего, на учебник Ерошкина Н.П. «История государственных учреждений дореволюционной России». Объясните, почему в первой половине XVII в. самодержавие содержало в себе элементы сословно-представительной монархии (в связи с этим выявите существенные отличия Земских соборов от подобных учреждений в Западной Европе), а во второй половине сложился режим личной власти. Подтвердите все это фактами.

Затем необходимо дать анализ приказной системы управления XVII в. (организация, особенности, недостатки). При характеристике местного управления важно раскрыть функции воеводы, положение старых (губных и земских) органов. Подумайте, не наблюдался ли в XVII веке некоторый регресс в развитии органов власти и управления. Отдельно рассматривается вопрос об особенностях управления присоединенной к России Украины.

 

Тема 3. Государственный аппарат России в период реформ Петра I. Российская империя и ее государственный аппарат в середине – вт. пол. XVIII в.

 

Опираясь на лекции, соответствующие учебники и литературу, покажите особенности складывания абсолютизма в России и его бюрократического аппарата. Дайте краткий анализ «Табеля о рангах» (1722 г.) и «Генерального регламента» (1720 г.). Объясните, почему российская государственная бюрократия изначально получила больше власти над обществом, чем западноевропейская. Выделите положительные и негативные черты госаппарата, созданного Петром 1.

Дайте анализ реформы местного управления (губернской и городской). Объясните, почему Петру 1 не удалось разделить функции местного управления, каковы результаты реформы. Проанализируйте реформу высших и центральных органов (Сенат, Синод, Коллегии). Важно понять, чем коллегиальная система управления отличалась от приказной. Охарактеризуйте органы государственного надзора (фискалы, прокуроры, сенаторские комиссии, финансовый надзор и т.п.). Объясните, в чем главные причины слабой эффективности надзорных органов. Следует иметь в виду, что Петр 1 создал военно-полицейскую систему управления и суда.

Дайте анализ высших, центральных и местных органов и управления. Покажите, в чем проявлялась неустойчивость в развитии аппарата в эпоху «дворцовых переворотов», сущность «фаворитизма» (Верховный тайный Совет, Кабинет министров, Конференция при высочайшем дворе, Императорский Совет). Как изменилось положение Сената. Объясните, в чем проявился кризис коллегиальной системы и почему усилилась роль полицейских органов. Охарактеризуйте местное управление, сформированное по инструкции 1728г., определите его основные тенденции развития и трудности. Данный материал можно выделить путем анализа учебников и другой литературы.

При рассмотрении данной темы следует уяснить, что «просвещенный абсолютизм», прежде всего, был связан со стремлением придать российской монархии законный (законодательный) характер, что в условиях крепостничества и слабого развития городских сословий быстро превратилось в полицейское регулирование обществом. Смысл реформирования государственного аппарата Екатериной II заключался в децентрализации управления при сохранении и укреплении сильнейшей концентрации власти в руках абсолютного монарха и его наместников. Охарактеризуйте изменения в высших органах власти (Статс-секретари, Совет при высочайшем дворе, генерал-прокурор Сената и др.) и значение Комиссии по составлению нового Уложения. Объясните, в чем проявилось ослабление и отмирание коллегиальной системы управления. Затем следует проанализировать местное управление по губернской реформе 1775 г., дать характеристику 3 группам новых госучреждений: административно-полицейским, финансово-хозяйственным, судебным. Разберитесь, как были устроены дворянские и городские сословные органы по «жалованным грамотам» 1785 г. Объясните, в чем заключались положительные и негативные последствия всех реформ.

 

Тема 4. Развитие государственного аппарата в первой половине XIX в.

Вначале необходимо отметить, что либеральные настроения в среде Александра 1 и его окружения (Негласный комитет, Непременный Государственный совет) выразил в проектах реформирования государственного аппарата и некоторых попытках осуществить их на практике. Необходимо проанализировать проект нового государственного устройства М.М.Сперанского, сущность которого заключалась в функциональном разделении властей, затем охарактеризовать реальную систему управления, сложившуюся при Александре I (Государственный совет, Комитет министров, Собственная Его Императорского Величества канцелярия). Далее объясните смысл и содержание замены коллегиальной системы министерской, раскройте понятие «ведомство». Охарактеризуйте внутреннее устройство министерств, определите плюсы и минусы реорганизаций аппарата.

Следует помнить, что местное управление (губернатор, губернское правление, капитан-исправник с Земским судом, дворянские, городские сословные органы) существенно не изменились с конца XVIII века. Однако произошло переподчинение всех административных органов МВД, появилось много учреждений ведомственного подчинения.

При анализе проектов государственного устройств декабристов (Н.Муравьев, П.Пестель), можно пользоваться «Историей политических и правовых учений», а так же другой литературой. Помните, что в основе проектов так же лежал принцип функционального разделения властей. Охарактеризуйте предложения декабристов по реорганизации высших, центральных и местных органов.

После неудачной попытки военного государственного переворота декабристов резко усилилась централизация власти и управления в стране, абсолютизм достиг своего апогея. Охарактеризуйте управление с помощью секретных комитетов и комиссий. Рассмотрите устройство Собственной Его Величества канцелярии и полномочия ее отделений. Определите роль Ш отделения в системе власти. При характеристике центральных ведомств необходимо объяснить, в чем проявилось усиление принципов бюрократического централизма, единоначалия и милитаризации в работе аппарата. Расскажите о появлении новых министерств и цензурных органов.

Выясните, в чем проявилось усиление роли губернаторов и других административно-полицейских органов на местном уровне. В чем заключались роль и функции жандармских органов (округа, отделения) в системе местной власти. Следует отметить консервативные изменения в управлении системой образования. Выявите основные недостатки военно-полицейской системы управления. Параллельно с этим выяснить усилия Николая I по подготовке будущих реформ: крестьянской, военной, местного самоуправления и т.д.

 

 

Тема 5. Реформы государственного и муниципального управления второй половины ХГХ в.

Необходимо выяснить, как повлияла отмена крепостного права на развитие государственной системы страны при Александре II. Определите, что нового появилось в системе управления, объясните, почему реформы были неустойчивыми. Выясните, как изменилось управление крестьянской общиной (сход, волостной сход, волостное правление, волостной суд).

Охарактеризуйте административно-полицейскую систему управления и определите главные причины появления местного самоуправления, его особенности и преимущества перед обычными бюрократическими структурами. Охарактеризуйте организационную структуру, выборы, функции органов земского (1864г.) и городского (1870г.) самоуправления и, по возможности, результаты и эффективность их работы.

Изучить ход, содержание и результаты Военной реформы 1856 -1874 г.г. Проанализировать влияние Университетской реформы 1863 г. на стабильность социальной обстановки в Российской империи.

Далее объясните, в чем заключался механизм независимости суда от администрации по реформе 1864г. При рассмотрении высших и центральных органов следует иметь в виду, что они не подверглись серьезным изменениям, что во многом и объясняет неустойчивость реформирования государственных и иных органов.

Изучить инициативы М.Т. Лорис-Меликова и его конституционный проект. Обозначить альтернативы, которые открывало – закрывало для Империи убийство Народовольцами Царя – Освободителя.

 

Тема 6. Государственный аппарат империи, государственные учреждения и местное самоуправление Временного правительства (1905-1917г.г.).

Выясните, как повлияла революция 1905-1907 годов на процесс совершенствования государственной системы. Дайте анализ манифеста 17 октября 1905 года и определите его значение. Охарактеризуйте выборы, организационную структуру, функции Государственной Думы, Государственного совета и Совета министерств.

При рассмотрении периода Первой мировой войны следует отметить, что возврат к жесткой бюрократической системе управления лишь осложнил проблемы общенационального кризиса в стране. В данном вопросе необходимо сосредоточиться на анализе военных (Ставка верховного главнокомандующего, военное министерство, органы полевого управления армией), административных (Совет министров и др.), экономических (Особые совещания) органов управления. Следует отметить и важную роль организаций, созданных предпринимателями (Военно-промышленные комитеты) и местным самоуправлением (Всероссийский земский и городской союзы).

В конце необходимо отметить, в чем проявилась слабость и неустойчивость государственной власти в данный период («Министерская чехарда» и т.п.).

Общенациональный кризис, порожденный Первой мировой войной, привел к падению монархии в России. Укажите, какую роль сыграли Временный комитет Государственной думы и Советы в формировании новой власти. Охарактеризуйте устройство, состав и программу Временного правительства, которое имело легитимный (законный) характер. В чем проявлялись неустойчивость его положения и других органов (Временный совет республики). Далее следует остановиться на реорганизации центрального аппарата, ликвидации старых и появлении новых органов. Важно упомянуть о подготовке Учредительного собрания и разработке Конституции президентской республики. В организационно-правовом отношении правительство наиболее близко подошло к созданию системы власти и управления передовых государств мира.

Наиболее серьезные изменения в области управления были сделаны Временными правительствами на местном уровне. Покажите, какие меры были осуществлены по дальнейшему развитию земско-городской системы самоуправления и независимого от административного суда.

 

Тема 7. Партийно-государственный аппарат и местное управление в Советской России-СССР в 1917-1940 г.г.

 

При изучении данной темы важно отметить разницу между большевиками и их предшественниками в подходах и принципах государственного строительства. Это поможет понять, почему большевистский лозунг «народовластия» с самого начала оказался лишь декларацией. Дайте характеристику органов государственной власти и управления по Конституции РСФСР 1918 г. (Съезд Советов, ВЦИК, СНК, ВСНХ, наркоматы, местные Советы, судебная система), а также чрезвычайных органов власти диктатуры (Совет рабоче-крестьянской обороны, комбеды, ревкомы, ВЧК, Чусоснабармы и т.п.). Уясните характер и содержание государственного управления в период «военного коммунизма».

Определите основные тенденции в развитии аппарата управления после 1917 года.

Кратко охарактеризуйте историю образования СССР и дайте анализ высших, центральных, местных органов власти и управления по Конституции СССР 1924 г. (Всесоюзный съезд Советов, ЦИК СССР, СНК СССР, наркоматы, Советы и др.). Следует иметь в виду, что федеральная форма государственного устройства не соответствовала реальной практике. В связи с этим, выделите основные противоречия в Конституции и методах создания СССР, определите, почему получилось не федеративное, а унитарное государство. В чем проявились элементы партийно-административного управления республиками, в чем заключалась опасность национально-территориального подхода в построении государства.

Определите основные тенденции в развитии аппарата управления, которые привели к установлению режима личной власти И.Сталина. Данную проблему надо рассматривать не с точки зрения политической (внутрипартийной) борьбы, а сточки зрения эволюции управления и власти. Затем дайте характеристику реальных органов власти и управления высокоцентрализованной, бюрократической системы (Генеральный секретарь, Политбюро, Секретариат ЦК и др.). Охарактеризуйте основные тенденции в развитии партийного, советского, хозяйственного, репрессивного (НКВД), и военно-судебного аппаратов в 20-30-х гг.

Далее проанализируйте положение формальных органов власти и управления по Конституции СССР 1936 г. (Верховный Совет, СНК, народные комиссариаты, исполкомы местных Советов и т.д.). Дайте определение номенклатуры и номенклатурного способа управления.

 

Тема 8. Реорганизация органов управления в нач. 40х – первой пол. 60-х г.г. XX века.

 

Охарактеризуйте изменения в органах управления в военный (ГКО, Ставка Верховного Главного командования, Совет по эвакуации и др. чрезвычайные органы) и послевоенный период (Совет министров, министерства, Президиум ПК КПСС и т.д.). Обратите внимание на то, что реорганизация управления с началом Великой Отечественной войны шла по двум направлениям - менялся характер и структура конституционных органов управления и создавались чрезвычайные органы. Охарактеризуйте послевоенные реорганизации власти, дайте оценку новой волне репрессий и объясните чем она была вызвана.

Изучая период либерализации управления при Н.С.Хрущеве, следует иметь в виду, что все реорганизации сводились к демилитаризации и некоторой децентрализации партийно-государственной и хозяйственной систем, в целом же власть партноменклатуры усилилась. Охарактеризуйте политику ротации (сменяемости) кадров, структуру Президиума ЦК (Политбюро), Секретариата ЦК КПСС, других партийных органов. Объясните, в чем заключались изменения в политическом, судебном, контрольном аппаратах и др. Почему неудачной оказалась региональная система управления экономикой через совнархозы. В заключении подведите итоги противоречивой деятельности Н.С.Хрущева в сфере управления.

 

Тема 9. Органы власти и управления в СССР (1965-1991 гг.). Становление новой российской государственности в конце XX в.

 

Выясните, почему этот период стал пиком развития советского бюрократизма и «застоя» в кадровой политике. В чем проявилось усиление партократии в данный период. Покажите бюрократические изменения в управлении промышленностью (отраслевая система управления), сельским хозяйством и других сферах жизни. Дайте характеристику «советского парламентаризма», высших, центральных, местных органов по Конституции СССР 1977 года, а так же реальных (партийных) механизмов власти в центре и на местах. В конце необходимо выделить недостатки системы власти и управления периода «застоя».

Охарактеризуйте изменения в системе управления в период «перестройки» 1985-1991 гг. (Съезды народных депутатов, Верховный Совет СССР, Президент СССР, Кабинет министров). Объясните, почему не произошло существенных изменений в системе власти, как это отразилось на положении многонационального государства Союза ССР.

Подумайте, можно ли было остановить распад СССР после 19-20 августа 1991 года.

Дайте характеристику новых органов власти РСФСР в 1990-1993 гг. (Съезд народных депутатов, Верховный Совет, Президент РСФСР). Надо иметь в виду, что кризис власти 3-4 октября 1993 года был порожден не только идейными разногласиями между разными политическими силами, но и отсутствием четкого разделения полномочий между исполнительной и представительной властями.

Дайте анализ органов власти и управления России по Конституции РФ 1993 г. (Президент, Федеральное собрание, Правительство, Судебная система, местное самоуправление), определите основные изменения по сравнению с предшествующим периодом. Охарактеризуйте основные проблемы, которые существуют в организации власти и управления на рубеже XX -начале XXI веков.

 

 

Фонды оценочных средств

1.Что такое государственные органы и государственные учреждения?

1. Какова форма правления древнерусского государства и ее особенности?

2. Какова была организация местного управления Киевского государства?

3. В чем проявилось влияние монголо-татарского ига на систему управления на Руси?

4. Какова организация самоуправления древней Новгородской республики?

5. Каковы особенности формирования централизованного государства и управления на Руси по сравнению со странами Западной Европы?

6. В чем заключались смысл и особенности организации местного управления XIV-XV вв.?

7. Каковы особенности становления и развития сословно-представительных органов на Руси в XVI-XVII вв.?

9. Определите основные цели и смысл губной и земской реформ И. Грозного.
Ю.Каковы цели «опричнины» в контексте управления?

11.Назовите основные черты приказной системы управления XVI-XVII вв., выявите ее недостатки.

12. Охарактеризуйте общинное «самоуправление» в системе государственного управления
Руси.

13.В чем заключались особенности становления абсолютизма и бюрократического аппарата в первой четверти XVIII в.?

14.Назовите основные изменения в высших органах власти и управления при Петре I.

15.Определите основные черты коллегиальной системы управления и ее отличия от приказной.

16.В чем заключалась слабая эффективность органов государственного надзора Петра I.

17.Какие основные изменения произошли в высших, центральных и местных органах управления в 1726-1762 гг.?

 

18.Назовите основные группы органов местного управления, созданных по реформе Екатериной II?

19.В чем заключался основной смысл реорганизации всей системы власти и управления при Екатерине П?

 

20.Определите смысл и содержание реформ сословных органов «самоуправления» (дворянских и городских) 1785 г.

21.Охарактеризуйте организацию казачьего самоуправления в системе государственного управления.

 

22.В чем заключались смысл и значение проектов организации власти и управления «декабристов »?

23.В чем заключалась бюрократизация и милитаризация системы управления Николая I?

24.Каким образом было реорганизовано общинное «самоуправление» после 1861г.?

25. Определите коренные отличия земской (1864 г.) и городской (1870 г.)
систем самоуправления от местных бюрократических структур, выявите
положительные и

негативные моменты реформы.

26.Как повлияла судебная реформа 1864 г. на эволюцию системы власти в стране?

27.Какой документ стал правовой основой для появления парламентаризма в России?

28.Каковы устройство и полномочия Государственной Думы, Государственного Совета и Совета министров 1905-1917гг.?

29.Какой демократический принцип организации власти стал складываться в России с появлением парламента?

30.В чем заключались положительные и негативные моменты реорганизации высшего и центрального аппарата России при Временном правительстве 1917г.?

31.Как была реорганизована система местного самоуправления и суда после февраля 1917г.?

32.От каких демократических принципов в организации власти и управления отказались

большевики при осуществлении государственного строительства? Как это отразилось в Конституции РСФСР 1918г.?

33.В чем заключались существенные различия между местными Советами и земствами после Октябрьского переворота 1917 г.?

34.Как было организовано управление экономикой в период «военного коммунизма»? ""

35.Дайте характеристику чрезвычайных органов власти и управления большевистской диктатуры.

 

36.Определите форму государственного устройства СССР в момента его создания.

37.Какой принцип построения многонационального государства, положенный в основу Союза ССР в начале 20-х гг. в перспективе способствовал его распаду?

38.Какие тенденции в развитии государственного аппарата с 1917 по 1923 гг. способствовали появлению режима личной власти?

 

39.Объясните понятие «номенклатура». Как номенклатурный способ управления повлиял на развитие власти и управления в СССР?

40.Определите характер изменений органов управления по Конституции СССР 1936 г.

41. Какие изменения в государственном управлении произошли в годы Отечественной
войны 1941-1945 гг.?

42.В чем проявилась «либерализация» системы власти й управления СССР в середине 50-х-начале 60-х гг.?

43.Определите положительные и негативные моменты региональной системы управления экономикой при Н.С. Хрущеве?

44. В чем проявились бюрократические контрреформы в системе власти и управления при Л.И. Брежневе?

45.Как изменилось положение номенклатуры в период «застоя» 60-х-начале 80-х гг.?

46. В чем заключался «лжепарламентаризм» советской системы, и каковы были реальные

органы власти и управления СССР?

47.Какие изменения в системе управления произошли в период «перестройки» и распада

СССР (1985-1991 гг.)?

48.Каковы основные этапы становления новой российской государственности?

49. Какие изменения в органах власти и управления произошли с принятием Конституции
РФ 1993г.?

50. В чем заключается несовершенство системы организации власти и управления в стране
в конце ХХ-началеХХ1 века?

 

 

ТЕСТЫ

 

по «Истории государственного управления в России»

 

1. Форма государственного устройства раннефеодальной Киевской Руси X-XI вв?

1) федерация, построенная на родственных отношениях князей во главе с Великим
князем;

2) конфедерация, состоящая из отдельных княжеств;

3) удельное княжество.

 

2. Главный орган власти и управления Новгородской республики?

1) Совет господ;

2) посадник;

3) общегородское вече.

 

3. Определите главные изменения в управлении Руси под
влиянием монголо-татарского ига:

1) превращение Великого князя в вассалы Орды и назначение его ханом с помощью
ярлыка. Суд над князьями в Орде;

2) исчезновение вечевого управления, самодержавная форма правления, жесткая
подчиненность административных звеньев, более централизованная финансово- налоговая система, элементы крепостничества;

3) назначение баскаков для контроля за князьями и сбором дани, рекрутирование русских в монгольское войско, ямская повинность.

 

4. Каковы основные особенности власти и управления Руси, сложившиеся в период формирования централизованного государства XV-XVI вв.?

1) государство формировалось в основном с помощью военной экспансии, отношения подданства складывались в рабской, холопской форме, централизация вела к усилению крепостничества;

2) сверхцентрализация государственной власти, отсутствие ее функционального разделения и законодательного ограничения, формирование только "сверху-вниз", отсутствие развитой системы самоуправления, военно-полицейские методы управления;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: