УТВЕРЖДАЮ
заведующий кафедрой Государственного и муниципального управления
Кфн, доцент Ю.Н. Трифонов
«___»________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
История Государственного управления в России
Специальность:
Направление подготовки: Государственное и муниципальное управление
Квалификация: Бакалавриат
Профиль:
Формы обучения (очная, заочная)
Тамбов 2011
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПООП ВПО профессором кафедры Государственного и муниципального управления, кин, Усковым В.А.
Рецензент дин, профессор, зав. каф. Международных отношений АГСО, ТГУ им. Г.Р. Державина Романов В.В.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры Государственного и муниципального управления, Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, филиал в г. Тамбов.
Протокол № ___ от «_»_________20__ г.
Зав. кафедрой кфн, доцент
Ю.Н. Трифонов
Примерная программа дисциплины «История государственного управления в России» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению подготовки специальности 081100.62 «Государственное и муниципальное управление». Бакалавр
Цели и задачи дисциплины:
Сформировать знания студентов по Истории государственного управления в России (ИГУР), провести сравнительный анализ основ истории государственного управления России - РФ и некоторых ведущих государств мира на базе ранее пройденных курсов. Познакомить студентов со знаниями, необходимыми для формирования представлений о теории управления обществом как едином процессе на историческом пространстве и в современных условиях глобализации.
Целями изучения дисциплины ИГУР являются освоение общих историко – экономических тенденций государственно - управленческой деятельности человека и Человечества. Усвоение студентом научной терминологии и закономерностей познавательной деятельности. Более глубокое освоение фактического материала, свидетельствующего об общих и особенных тенденциях в развитии различных цивилизаций, народов и государств на различных этапах их истории. В ходе освоения данной дисциплины у студента следует формировать чёткое представление о процессе обучения в Академии и предъявляемых требованиях к дисциплине, посещаемости, самостоятельной работе, знакомить с экзаменационными требованиями.
Предмет ИГУР ставит задачи освоения студентами знаний о взаимосвязи процессов, происходивших (происходящих) в истории мировых цивилизаций и в современном мировом сообществе. Изучения проблем и тенденций развития российской государственности, местного управления и местного самоуправлении, получения информации, ориентированной на отдельные направления деятельности государственной власти, распределение полномочий между регионами и центром. Изучение особенностей административно-территориального устройства российского государства на различных этапах его истории.
Логическая схема встраиваемости дисциплины в программу подготовки:
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса. Примерная программа содействует реализации единой концепции высшего профессионального образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения учебных курсов и проявления творческой инициативы студентов.
Данная дисциплина является ознакомительным курсом цикла предметов, затрагивающих основы российской и мировой практики государственного и муниципального управления, а также рассматривающих особенности государственного устройства России – РФ на различных исторических этапах развития российского государства. Для специальности Государственное и муниципальное управление предмет является одним из основных курсов, он прямо связан с такими дисциплинами как и «Государственное управление» и «Зарубежный опыт государственного и муниципального управления». Предмет открывает профессиональное обучение, и ориентирован на расширение кругозора и общей профессиональной подготовленности студента, особо актуален при подготовке студентов данной специальности в свете административных и муниципальных реформ последних лет в РФ.
Примерная программа рассчитана на 108 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) ИГУР:
В рамках предлагаемого учебного курса студенты должны овладеть основными знаниями, соответствующими предложенным разделам и темам, хорошо ориентироваться в основах государственного устройства России –РФ на различных исторических этапах развития, изучить предпосылки современного состояние проблем, связанных с осуществлением государственной власти (используя в самостоятельной работе монографическую и периодическую литературу), уметь обосновать собственную позицию по конкретным вопросам.
Примерная программа предусматривает формирование у студентов общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках подготовки к профессиональной деятельности изучение теории и практики Истории государственного управления в России – РФ способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья. Учит выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, самостоятельно вести научную деятельность. Вычленять значимые функциональные связи и отношения в объекте исследования, ранжировать объекты по соответствующим основаниям и критериям, осуществлять анализ нормативных документов. При выполнении творческих работ студенты должны сформировать умение определять адекватные, наиболее целесообразные способы при принятии решения в рамках учебной задачи.
В процессе освоения дисциплины формируются следующие компетенции:
- знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своей профессиональной деятельности, личностном и общекультурном развитии (ОК-3);
- понимание содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления, стремлением к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности (ОК-5);
- способность и готовность к диалогу на основе ценностей гражданского, демократического общества (ОК-6);
- способность представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения (ОК-7);
- знание основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);
- умение выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения (ПК-3);
- умение оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов (ПК-7);
В результате освоения дисциплины, студент должен:
· Знать: законы и закономерности исторического процесса, гипотезы общественно – экономического развития. Основные категории данной науки: движущие силы историко – экономических процессов, цивилизации и их специфику, государство, экономика, диалектика и др. Духовный фундамент университета: «Храм науки – есть Храм демократии».
· Уметь: раскрыть диалектику движущих сил исторического процесса. Выстроить необходимую фактическую взаимосвязь событий, явлений, процессов в истории и современности государственного и муниципального управлении. Аргументировано определить место и роль России в истории человечества и в современном мире. Научно интерпретировать эти составные элементы исторического и управленческого предмета изучения. Аргументировано и литературно излагать свою точку зрения.
· Владеть: языком Высшей школы, логикой изложения, категориальным аппаратом, культурой ведения научной дискуссии, социально-политической толерантностью.
Структура дисциплины (модуля) История государственного управления в России:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часа.
Семестры | |
Число недель в семестре | |
Всего часов | |
Аудиторных часов | |
Лекций | |
Лабораторных занятий | |
Практических (семинарских) занятий | |
Самостоятельная работа | |
Форма аттестации | зачёт |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Наименование модуля, темы | Общая трудоёмкость | Распределение часов | |||||
З. е. | час | лек | сем | Акт. форм. | Конс. | Само. Раб. | ||
1. | История государственного управления как учебная дисциплина. Государственный строй древнерусского государства и русских княжеств (IX-конец XIV вв.) | |||||||
2. | Формирование государственного аппарата в период становления и развития русского централизованного государства. Особенности государственного управления России (конец XIV - XVII вв.) | |||||||
3. | Государственный аппарат России в период реформ Петра I. Российская империя и ее государственный аппарат в середине – вт. пол. XVIII в. | |||||||
4. | Развитие государственного аппарата империи в первой половине XIX века. | |||||||
5. | Реформы государственного и муниципального управления в России второй половины XIX века. | |||||||
6. | Государственный аппарат империи, государственные учреждения и местное самоуправление Временного правительства (1905-1917г.г.). | |||||||
7. | Партийно-государственный аппарат и местное управление в Советской России-СССР в 1917-1940 г.г. | |||||||
8. | Реорганизация органов управления в нач. 40х – первой пол. 60-х г.г. XX века. | |||||||
9. | Органы власти и управления в СССР (1965-1991 гг.). Становление новой российской государственности в конце XX в. | |||||||
Итого | ||||||||
Итоговый контроль | зачёт |