ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД




Практическое занятие по теме 1.3.

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

 

Практическое занятие – 2 часа.

Цель занятия:

▪ сформировать обобщённое представление о таможенном тарифе;

▪ уяснить основные цели ЕТТ ЕАЭС;

▪ раскрыть функции таможенного тарифа по регулированию внешнеэкономической деятельности;

▪ рассмотреть основные классификационные системы и товарные номенклатуры.

 

Содержание занятия:

Вводно-установочная часть преподавателя.

2. Вопросы к обсуждению:

1. Функции таможенного тарифа по регулированию внешнеэкономической деятельности. Основные цели ЕТТ ЕАЭС.

2. Конъюнктурный характер таможенных пошлин. Приоритеты таможенной политики.

3. Товарная номенклатура — основа системы мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

4. Гармонизированная система описания и кодирования товаров и структура Номенклатуры гармонизированной системы.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Сформулируйте понятие «таможенный тариф».

2. На каких базовых принципах осуществляется дифференциация таможенных пошлин?

3. Дайте определение Гармонизированной системы описания и кодирования товаров.

4. Перечислите основные этапы становления современной товарной номенклатуры.

 

Рекомендации по подготовке к практическому занятию

При изучении данной темы следует повторить лекционный материал, изучить рекомендуемую литературу.

При подготовке к практическому занятию необходимо:

– составить письменный конспект ответов на вопросы, подлежащие обсуждению;

– подготовить устные выступления по всем вопросам практического занятия.

Практическое занятие проводится в форме дискуссии и предполагает обсуждение докладов.


Раздаточный материал

 

Тема 1.3. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

РОЛЬ И МЕСТО ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА В СИСТЕМЕ МЕР

ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД

 

Таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу и систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД (ТН ВЭД).

Таможенный тариф выполняет такие функции по регулированию ВЭД, как:

− защита внутреннего рынка ЕАЭС с привлечением протекционистских мер, посредством которых уменьшают спрос на импортные товары, увеличивают сбыт товаров Союза, сокращают угрозу банкротства предприятий, выпускающих эти товары, а также безработицу в государствах-членах;

− содействие развитию национального производства и экспорта путем воздействия на внутренние цены и создания благоприятных условий для национальных производителей;

− прямое воздействие на правительства других стран и сообщества в борьбе за получение торгово-политических уступок в форме как встречного снижения пошлин, так и ослабления других ограничений импорта;

− косвенное воздействие на развитие экспорта путем одностороннего установления беспошлинного режима на ввоз определенных товаров и видов оборудования, предназначенных для изготовления экспортной продукции.

Кроме того, следует выделить фискальную функцию таможенного тарифа, связанную с поступлением средств от уплаты таможенных пошлин в доходную часть бюджета государств – членов ЕАЭС.

При всем многообразии внешних и внутренних условий большинства экономически развитых стран их таможенные тарифы имеют много общего, причем между уровнем экономического развития страны и размером ставок таможенных пошлин прослеживается определенная зависимость. Как правило, чем выше экономическое развитие государства, меньше национальные издержки производства и лучше качество продукции, тем ниже ставки таможенных пошлин, поскольку национальные предприятия выпускают довольно конкурентоспособную продукцию и нет особой необходимости, за некоторыми исключениями, защищать высокими пошлинами внутренний рынок от аналогичной импортной продукции, стимулировать экспорт и пополнять бюджет с помощью таможенных платежей. Эта зависимость особенно сильно проявляется при сравнении таможенных тарифов экономически развитых и развивающихся стран. Если в первой группе стран средний размер ставок таможенных пошлин обычно ниже 10%, то во второй группе он составляет от 20 до 50%, а на отдельные виды товаров может достигать 100%. Таким образом, при формировании таможенных пошлин необходимо учитывать их экономическую природу и выполняемые ими функции.

Для определения размера пошлин по любому товару (или группе товаров) необходимо знать разницу между национальными и мировыми ценами. Если пошлины соответствуют этой разнице, то они выполняют стабилизирующую функцию, выравнивая условия конкуренции для отечественных и импортных товаров и не создавая преимуществ ни одной из сторон. Если ввозные пошлины более разницы между национальными и мировыми ценами, они выполняют протекционистские функциии ограничивают допуск на национальный рынок импортных товаров, а при значительной разнице практически запрещают ввоз. Если установленные ввозные пошлины менее этой разницы, они создают благоприятные условия для импорта товаров, т.е. выполняют стимулирующую функцию.

Общемировая тенденция заключается в создании и расширении межгосударственных региональных экономических объединений в форме таможенных союзов, зон свободной торговли, а также национальных экономических зон с либеральным таможенно-тарифным режимом. Здесь следует выделить роль и место ВТО[1]. Исходя из миссии ее деятельности, связанной с устранением торговых барьеров и упрощением обмена товарами и услугами, реализуется целевая политика этой организации по постепенному снижению ввозных пошлин. Вместе с тем ВТО разрешает вводить защитные меры в тех случаях, когда иностранная конкуренция наносит существенный ущерб определенным отраслям национальной экономики.

Ведущие экономически развитые страны, а именно они диктуют правила в ВТО, естественно заинтересованы в либерализации внешнеэкономических связей. Их интересам соответствует максимальная открытость национальных рынков других стран. Это упрощает экспансию на их рынки, поскольку их собственная экономика конкурентоспособна и не нуждается в защите государства. Кроме того, становятся более доступными естественные ресурсы других стран, что обеспечивает более выгодные условия для инвестирования своих капиталов в их экономику. Можно утверждать, что именно экономически развитые страны являются инициаторами политики снижения ввозных пошлин, выступают отмену экспортных пошлин, за отмену государственного регулирования интернационализации инвестиционного процесса.

В ином положении оказываются страны развивающиеся, с переходной экономикой и слаборазвитые. Их экономики менее конкурентоспособны, они вынуждены защищать свои национальные рынки более высокими импортными пошлинами, оказывать помощь своим производителям в форме субсидий, льготных кредитов, налоговых льгот. Такое положение имеет положительную сторону: заставляет развивающиеся страны прикладывать дополнительные усилия для обеспечения роста эффективности и конкурентоспособности собственных экономик. В худшем положении находятся страны, экономики которых испытывают кризис – они вынуждены прибегать к активным протекционистским мерам, в том числе высоким ввозным пошлинам.

Внешнеэкономические связи – существенный фактор социально-экономического прогресса общества. Они оказывают положительное воздействие на состояние и эффективность национальной экономики, когда стимулируют развитие экспортного производства и экспорта наукоемкой продукции, а также первоочередное удовлетворение жизненно важных потребностей страны и населения.

Определение размеров таможенных пошлин носит централизованный характер и базируется на знании закономерностей и целей социально-экономического развития общества. Каждая страна должна стремиться в максимальной степени реализовать имеющиеся возможности для ускорения социально-экономического развития страны, сочетая развитие собственного производства с международным разделением труда, которое в значительной степени достигается проведением определенной таможенно-тарифной политики.

Формирование системы цен и таможенных пошлин, направленных на максимизацию темпов социально-экономического роста, предполагает разработку приоритетов, т.е. выявления предпочтения производства какого-либо продукта производству других аналогичных и взаимозаменяемых отечественных или импортных продуктов. При разработке приоритетов следует учитывать многие требования, в частности:

− выявление и учет всей группы факторов, определяющих приоритет продукции в данный момент;

− использование научно обоснованных методов их расчета, учитывающих влияние основных факторов;

− наличие и подготовка объективной информации;

− существование необходимых государственных структур для определения приоритетов и их эффективной взаимосвязи с другими государственными и негосударственными структурами.

Разработка приоритетов представляет собой весьма сложную задачу, а саму систему приоритетов необходимо постоянно корректировать исходя из соображений национальной безопасности (экономической, военной, экологической, социально-психологической и др.) и максимизации темпов социально-экономического развития общества.

Разработка системы приоритетов неразрывно связана с прогнозированием и индикативным планированием развития народного хозяйства. Система таможенных пошлин должна ориентировать товаропроизводителей на развитие производства приоритетных видов продукции, если для к этого имеются благоприятные природные условия, необходимые виды отечественного или импортного сырья и эффективные технологии его переработки. Для тех видов продукции, которые имеют большое значение для обеспечения национальной безопасности страны, могут быть поставлены задачи по разработке конструктивных и технологических решений, чему должна способствовать система таможенных пошлин.

При отсутствии научно обоснованной системы приоритетов целесообразно ориентироваться на частные критерии приоритетности. К числу основных из них в ЕАЭС можно отнести ориентацию на всемерную поддержку национальных производств, в первую очередь сельского хозяйства, обрабатывающей промышленности, наукоемких производств.

Эффективность таможенных пошлин может быть повышена за счет углубления их дифференциации, что тесно связано с дифференциацией цен, обусловленных общественно необходимым издержками на производство товаров, соотношением спроса и предложения на отдельные виды продукции, различием в потребительских свойствах. В эффективно функционирующей экономике цены ориентированы на стимулирование производства и потребления современных, технически передовых средств и предметов труда, экономное и рациональное использование материальных и сырьевых ресурсов, охрану окружающей среды, решение социальных вопросов, что в конечном итоге направлено на ускорение социально-экономического развития общества. Степень дифференциации таможенных пошлин определяется возможностями их использования в решении указанных проблем.

Дифференциация таможенных пошлин предполагает формирование массивов необходимой информации, проведение расчетов внутренних цен, принимаемых для определения таможенных пошлин в соответствии с ТН ВЭД и должна осуществляться с учетом трех основных принципов:

− обеспечения максимизации степени дифференциации таможенных пошлин с учетом различий в затратах производства национальной и импортной продукции, ее приоритетности;

− достижения необходимой сопоставимости данных в пределах анализируемых товарных групп и видов продукции;

− обеспечения достаточной гибкости дифференциации таможенных пошлин и их применения с учетом колебаний в затратах на производство, мировых цен и других факторов.

Действующий Единый таможенный тариф (ЕТТ) ЕАЭС является сложнейшим механизмом, который выступает в качестве основного регулятора процесса импортирования различной продукции в странах Союза. Его формирование осуществлялось государствами-членами с учетом следующих факторов:

− степени унификации таможенных тарифов достигнутого сторонами в ходе реализации Договора о Союзе;

− импорта конкретного товара на таможенной территории государств-членов;

− чувствительности ставок ввозных таможенных пошлин для конкретных отраслей промышленности;

− международных обязательств сторон.

Договор о ЕАЭС (ст. 42) определил основные цели ЕТТ:

− обеспечение условий эффективной интеграции Союза в мировую экономику;

− рационализация товарной структуры ввоза товаров на таможенную территорию Союза;

− поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на таможенной территории Союза;

− создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Союзе;

− поддержка отраслей экономики Союза.

Единый тариф ЕАЭС разработан с учетом базовых принципов формирования большинства товаров:

− тарифная эскалация – повышение ставок пошлин по мере увеличения степени обработки товаров;

− тарифная дифференциация – ЕТТ содержит более 11 214 довольно детализованных товарных позиций.

Ставки ввозных таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и иных обстоятельств, за исключением случаев, предусмотренных в Договоре о Союзе, а также случаев, когда в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами Союза с третьей стороной для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, отличные от ставок ЕТТ Союза (п. 2 ст. 53 ТК ЕАЭС).

Договор о ЕАЭС в ст. 45 определяет полномочия ЕЭК по вопросам таможенно-тарифного регулирования:

− осуществляет ведение единой ТН ВЭД и ЕТТ ЕАЭС;

− устанавливает ставки ввозных таможенных пошлин, включая сезонные;

− устанавливает случаи и условия предоставления тарифных льгот;

− определяет порядок применения тарифных льгот;

− определяет условия и порядок применения единой системы тарифных преференций Союза, в том числе утверждает: перечень развивающихся и перечень наименее развитых стран – пользователей единой системы тарифных преференций Союза, перечень товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Союза предоставляются тарифные преференции.

Для исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государства-члена.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: