Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по географии для 5-9 классов автора Т.М. Лифановой. Необходимость создания рабочей программы обусловлено тем, что количество часов в учебном плане не соответствует количеству часов в авторской программе.
Таблица тематического распределения часов
№/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
1. | Введение | ||
2. | Ориентирование на местности | ||
3. | Формы поверхности Земли | ||
4. | Вода на Земле | ||
5. | План и карта | ||
6. | Земной шар | ||
7. | Карта России | ||
Итого: |
Практических работ – 9ч.
Содержание обучения.
Введение
География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: температура, облачность, давление воздуха, ветер, атмосферные осадки. Опасные природные явления в атмосфере, меры предосторожности. Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1-5 классах.
Ориентирование на местности
Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им. Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, звёздам, местным признакам и природным объектам. Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях.
Формы поверхности Земли
Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование. Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.
|
Вода на Земле
Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, ее части. Горные и равнинные реки. Использование рек.
Вода на Земле
Озёра, водохранилища, пруды. Болота, их осушение. Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами. Острова и полуострова. Водоёмы в нашей местности. Охрана вол от загрязнения.
План и карта
Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. План комнаты (класса). План дворовых построек (школьного участка). Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты.
Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.). Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.
Земной шар
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля — планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе. Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида). Первые кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн, Лисянский). Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи). Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.
|
Карта России
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны. Столица России — Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России. Работа с контурными картами
Карта России
Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Работа с контурными картами. Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа). Работа с контурными картами. Река Волга. Реки: Дон, Днепр, Урал. Реки Сибири: Обь, Енисей. Реки Лена и Амур. Озера Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море. Крупные города России (по выбору учителя). Работа с контурными картами. Наш край на физической карте России. Повторение начального курса физической географии.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
· что изучает география
· горизонт, линию и стороны горизонта
· основные формы земной поверхности
|
· виды водоемов, их различия
· меры по охране воды от загрязнения
· правила поведения в природе
· отличие плана от рисунка и географической карты
· основные направления на плане, географической карте
· условные цвета и знаки географической карты
· распределение суши и воды на Земле
· материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий
· Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле
· кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли
· значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос, имена первых космонавтов
· различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем
· географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий
· названия географических объектов, обозначенных в программе по теме «Карта России» (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида)
Учащиеся должны уметь:
· определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы
· выявлять на местности особенности рельефа, водоемов
· делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности
· читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по атласам-приложениям к учебнику
· составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины
· показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на контурной карте из рабочей тетради на печатной основе
· выполнять задания в «Рабочей тетради по начальному курсу физической географии» для 6 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся)
Список учебно-методической литературы:
1.Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией В.В.Воронковой. Москва. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС» 2011 год.
2.География: 6 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида: с прил. / Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. – 6-е изд. - М.: Просвещение, 2013. – 184 с.: ил. + Прил. (16 с.: ил., карт.)
Краснодарский край