Значение ознакомления детей с природой.




 

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испы­тал на себе и знает, что она является источником первых конкрет­ных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запо­минаются на Всю жизнь.

Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, пти­цы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя — все это привлекает внима­ние детей, радует их, айет богатую пищу для их развития.

Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениям» дают детям много радостных переживаний. Всю жизнь хранит человек воспоминания о речке, в которой он в детстве купался, о лужайке, на которой бегал за пестрой бабочкой и собирал цве­ты. Из пристального внимания к природе, из привязанности к ме­сту детских игр возникает и развивается любовь к своему' краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.

Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, журча­ние ручья, плеск воды, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами — все это позволяет детям почувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у них эстетического чувства, сенсорного воспитания.

Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу та­кой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубо­кий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формиро­ванию характера и интересов. В этом убеждают нас биографии


многих ученых-естествоиспытателей (К. А. Тимирязева, И. В. Ми­чурина), писателей, художников и композиторов (А. Пушкина, М. Пришвина, И. Левитана, П. Чайковского и др.).

Ознакомление дошкольников с природой — это средство обра­зования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания.

Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действитель­ность, приводит нередко к образованию у них различных пред­рассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими лягушек, ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправиль­ные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошколь­ном возрасте получили верные сведения о природе.

Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя ре­шать задачи всестороннего развития дошкольников — умственно­го, эстетического, нравственного и физического.

 

Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой.

 

В соответствии с «Программой» в процессе ознакомления детей с природой осуществляются образовательные и воспитательные задачи.

Основная задача в умственном в о с п и т а н и и — образо­вание у детей знаний о неживой природе, о' растениях, животных и простейших, доступных чувственному восприятию детей, связях между объектами и явлениями природы. Нужно показать детям природу такой, какой она есть в действительности, воздействуя на их органы чувств.

Усвоение детьми знаний должно быть тесно связано с разви­тием их познавательных способностей — сенсорного аппарата, ло­гического мышления, внимания, речи, наблюдательности, любо­знательности.

Для развития мышления и формирования основ материалисти­ческого миропонимания нужно знакомить детей с предметами и явлениями природы и подводить к осознанию связей и отношений между ними. В процессе осознания причинных связей и отношений между явлениями природы развивается мышление.

Неотъемлемая часть умственного воспитания — сенсорная культура, направленная на совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что является основой для последующих обобщений, формирования элементарных природовед­ческих понятий. Сенсорная культура осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в при­роде, развития у них умения наблюдать.


Приучая наблюдать, т. е. целенаправленно сосредоточиваться на явлениях природы, мы тем самым развиваем внимание детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развитием и является существенным условием «готовности детей к обуче­нию».

Интерес к природе тоже необходимо воспитывать. Показывая детям, что и как надо наблюдать у животных и растений, обра­щая внимание на их внешний вид, движения, повадки, воспита­тель формирует не только знания о природе, но и отношение детей к ней. Нужно только всегда учитывать возраст ребенка и знать, что привлекает его внимание в данном предмете или яв­лении.

В непосредственном соприкосновении с природой вместе с наблюдательностью развивается и любознательность. В основе последней лежит ориентировочный и исследовательский рефлекс, развитие которого И. П. Павлов считал характерной особенностью человека. У детей дошкольного возраста этот рефлекс очень ярко проявляется в бесконечных вопросах к взрослым: что это? Как? Почему? Удовлетворяя любознательность детей, нужно там, где это возможно, привлекать их самих к решению различных вопросов. «Что морская свинка больше любит — свеклу или мор­ковь?»— спрашивают иногда дети. «Покормите свинку свеклой и морковью и посмотрите, что она охотнее ест»,— должен пред­ложить воспитатель. «Почему появляются на крыше сосульки?»— задают вопрос дети. Вместо ответа на этот вопрос можно орга­низовать длительное наблюдение за возникновением и измене­нием сосулек. Активное участие детей в разрешении поставленных вопросов развивает у них любознательность и делает интерес к природе более устойчивым.

Данные исследований последних лет показывают, что разви­тие любознательности у детей старших групп повышается в связи с приобретением ими умений находить существенные признаки у растений и животных и устанавливать связи между строением отдельных органов и условиями жизни растений и животных.

В процессе ознакомления детей с природой необходимо осу­ществлять нравственное, физическое и эстетическое воспитаине.

В нравственном развитии ребенка особое место занимает вос­питание у него любви к родной природе и бережного отношения к живому.

Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Наличие в детском саду животных и растений, за которыми ре-. бенок наблюдает и ухаживает, помогает воспитывать у него та­кие качества, как бережное отношение к природе, любовь и при­вычку к труду, ответственность за порученное дело.

Для воспитания у детей трудолюбия, бережного отношения к природе необходимо учить их простейшим приемам выращива­ния растений и ухода за животными. Очень важно при этом, чтобы дети получали радость от процесса и результата труда, чтобы работа на земельном участке развивала мышцы и укреп­ляла их нервную систему.

Формируя такое качество, как трудолюбие, необходимо зна­комить детей с трудом взрослых в природе, воспитывать уважение к их деятельности. Пребывание и труд детей в природе нужно использовать для укрепления их здоровья и физического развития.

Природа является одним из основных средств эстетического воспитания детей.

Красота природы не оставляет безучастным даже самых ма­леньких детей. Знакомя их с природой, надо обращать внимание на шум леса, журчание ручья и пение птиц, форму и окраску ли­ста, запах цветов, движения животных и т. д. Необходимо, чтобы дети научились чувствовать прекрасное, с тем чтобы в дальней­шей своей жизни они умели воспринимать мир во всей его кра­соте и всем многообразии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: