Природа, ее значение в жизни людей.




Лекция 1

Тема: Методологические основы курса

 

План:

1. Природа, ее значение в жизни людей.

2. Значение ознакомления детей с природой.

3. Воспитательно – образовательные задачи ознакомления детей с природой.

4. Требования к воспитателю.

 

Список используемой литературы:

1. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение, 1973

2. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003. - 319 с.

3. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / О. А. Соломенникова. - Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 100

Природа, ее значение в жизни людей.

 

Природа — это вся все­ленная с существующим в ней органическим (живым) и неоргани­ческим (неживым) миром.

Все жизненные процессы протекают в верхней оболочке Зем­ли — в биосфере, составной частью которой являются живые существа — мир растений и животных, человек.

Основное отличие тел живой природы от неживой заключается в обмене веществ, в процессе которого происходит рост, развитие и размножение живого тела. Неживое тело в результате взаимо­действия с внешней средой не самовозобновляется, разрушается, переходит в другой вид неживой материи.

Через обмен веществ все живое получает необходимые усло­вия для жизни: воздух, свет, тепло, воду и пищу. В процессе об­мена веществ устанавливается единство организма с условиями его жизни — это основной закон биологии. Приспособление ор­ганизма к условиям среды проявляется в сезонных явлениях природы, в строении органов у животных и растений, а также в различных способах передвижения, питания, повадках животных, в различных потребностях растений в свете, влаге, воздухе, тем­пературе.

Значение природы в жизни людей очень велико и многообраз­но. Природа — источник материальных и культур­ных благ человека. Богатые запасы природы — основа раз­вития народного хозяйства, создания материальных благ социа­листического общества.

Наша природа многообразна. По количеству лесов мы занимаем первое место в мире. На территории нахо­дится около одной трети лесов, растущих на земном шаре. На больших просторах широко раскинулись луга и бескрайние степи, многоводные реки и озера. Недра нашей страны богаты полезными ископаемыми (углем, нефтью, рудами металлов, золотом и алма­зами, минеральным сырьем).

Природа целебна. Она играет большую роль в оздоровле­нии человека: зеленые растения поглощают углекислый газ из воздуха и выделяют в него кислород. Установлено, что воздух лесов в 200 раз чище воздуха крупных промышленных городов.

Восприятие красоты и гармонии форм, красок и звуков, наб­людение происходящих в природе явлений вызывает чувство ра­дости и дает огромное наслаждение.

Природа играет большую роль в создании ценностей искусства. Описанию и воспеванию ее посвящают свои произ­ведения поэты, писатели, художники, музыканты.

Природа — могучий источник познания. Изучение со­вершенной работы ее сложных организмов является ключом к тех­нике, к изобретениям и открытиям, созданию приборов.

Еще Леонардо да Винчи пытался использовать принцип поле­та птиц для построения летательных аппаратов. Развитие авиа­ционной техники связано с достижениями в аэродинамике — науке, которая изучает движение воздуха и взаимоотношения между телом и обтекающим его воздухом. Начало этой науке по­ложил Н. Е. Жуковский —«отец русской авиации». Исследуя по­леты птиц и движение планеров, он создал теоретические основы воздухоплавания и самолетостроения. В природе мы встречаем очень много примеров взаимоотношения тел с воздушной средой, которые подчиняются законам аэродинамики. Это полеты птиц, бабочек, стрекоз, жуков, полеты «парашютиков» одуванчика, се­мян тополя, клена и других растений.

На стыке биологии и техники возникли кибернетика и биони­ка, которые изучают явления в живой природе и используют их для решения технических проблем. Например, принцип передви­жения пингвина по рыхлому снегу положен специалистами в ос­нову создания быстроходного снегохода «Пингвин». Образцом для создания модели сигнализации приближения шторма послу­жила медуза, которая может предупреждать заранее о наступле­нии бури.

В авиации, на морских судах, во многих областях промышлен­ности широко используются локаторы, которые помогают ориен­тироваться в пространстве.

В живой природе летучие мыши, китообразные, насекомые обладают ультразвуковыми локаторами (дельфины, например, могут локировать рыб на расстоянии 3 км).

Могущество человека проявляется в познании природы, пред­видении ее явлений на основе диалектико-материалистического по­нимания мира: все в природе происходит закономерно, в опреде­ленном порядке, все в мире движется, развивается, изменяется.

Законы природы выражают связь между отдельными явления­ми. Познание природы, проникновение в ее причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и спо­собствует формированию научного мировоззрения.

Общение с природой, познание ее тайн облагораживает чело­века, делает его более чутким. Чем больше мы узнаем природу своей Родины, тем больше мы начинаем любить ее.

С древних времен люди наблюдают природу и накапливают знания о ней. Особенно глубоко человек проник в тайны приро­ды в наше время. Он открыл внутриатомную энергию и начал завоевание космического пространства. Это дает большие возмож­ности для овладения силами природы и использования их на бла­го людей.

Но и в эпоху спутников и космических полетов мам по-преж­нему дорога Земля, тот ее уголок, где мы родились и живем, где провели свое детство и юность. Это могут быть тенистые леса с ягодами и грибами, луга с высокими цветущими травами, тихие заводи рек, широкая степь с яркими тюльпанами весной, заснежен­ная тундра с северным сиянием зимой и пестрым ковром низкорос­лых цветов летом, высокие горы с белоснежными вершинами, ска­листые берега морей... Долг живущих на Земле людей — сохра­нить всю эту красоту и богатства природы для будущих поко­лений.

Еще бытует неправильное представление о природе как о не­исчерпаемой кладовой. Природа истощается. В связи с бурным развитием техники загрязняются воздух, вода, исчезают ценные животные и растения. Это волнует все человечество.

В нашей стране принимаются необходимые меры по улучше­нию охраны природы и рациональному использованию ее ресур­сов, уделяется большое внимание научным основам охраны и пре­образования природы в целях оздоровления окружающей среды и лучшего использования природных богатств человеком. СССР принимает активное участие в разработке и осуществлении про­грамм международного сотрудничества в области изучения приро­ды и защиты ее от неблагоприятных воздействий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: