Сущность и методы руководства




 

 

«Кто не знает, куда направляется, очень удивиться, попав не туда», - таково насмешливое наблюдение Марка Твена. Невозможно стремиться управлять людьми, если и руководителям, и подчиненным цели совершенно не ясны. Управлять – значит побуждать других к достижению ясной цели, а не заставлять других делать то, что считаешь правильным [12. С. 26].

В последнее время из-за сильной конкуренции между предприятиями в стиле руководства происходят существенные изменения. Если ранее отличным менеджером был тот, кто быстрее всех реагировал на изменение ситуации на рынке, то сейчас хорошим менеджером считается специалист, который для своего предприятия создает новые рынки, который не только реагирует на изменения на рынке, но меняет сам рынок [11. С. 4]. Менеджеры должны учиться на опыте и, соответственно модифицировать последующую практику с учетом выводов теории. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления и единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способностей применять знания в практической работе.

Принципы управления производством претворяются в жизнь с помощью определенных методов и организационных средств, воздействующих на отдельных работников и производственные коллективы в целом, обеспечивающих координацию деятельности в процессе достижения поставленных целей.

В социально-экономических системах управления применяют свойственные только им методы управления, под которыми понимают способы реализации функций управления или способы воздействия субъекта на объект управления [23]. Их делят на три крупные группы методов:

1. административно-правовые (организационно-распорядительные);

2. экономические;

3. социально-психологические.

Административные методы управления основаны на отношениях властности, юридически отчерченных при формировании системы управления. Они включают в себя опору на законодательные и различного уровня подзаконные акты, на нормы и нормативы, официально действующие в пределах всего пространства управления. Наиболее типичны проявления таких методов управления на уровне предприятия в виде приказов и распоряжений, норм и нормативов, правил и указаний.

Экономические методы управления основаны на возможности использования экономических отношений элементов социально-экономической системы в целях ее более эффективного функционирования и развития. Так, для предприятий (фирм) сюда относят формы организации заработной платы и материального стимулирования, подход к персоналу как совладельцам предприятия, способы участия работников в прибыли предприятия и т.д.

Социально-психологические методы управления учитывают социальные и психологические статусы людей, которые определяют их формальные роли в структуре и процессах управления. Например, на роль руководителя подразделения целесообразно назначать лицо, имеющее статус неформального лидера с определенными параметрами характера и темперамента, применение в качестве воздействия на коллектив предприятия таких категорий, как имидж фирмы, гордость за ее качественные и масштабные характеристики и т.п.

Различное сочетание методов в пределах подсистем управления создает фоновый стиль руководства, который характеризуется доминирующим положением различных методов управления.

Стиль руководства – это совокупность приемов и способов управления, присущих определенному типу руководителя.

Существует несколько классификаций стилей руководства: традиционный и современный [24. С. 207]. Два принципиально разных стиля представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Сравнительная характеристика традиционного и «современного» стилей руководства

Традиционный руководитель Современный руководитель
Применяет критику Применяет похвалу
Дает приказы и указания Определяет цели, ориентируемые на сознательность подчиненных
Рассматривает усилия подчиненных как нечто само собой разумеющееся Хвалит за затраченные усилия и полученные результаты
Делает упор на распоряжение о выполнении работы Делает упор на поощрение
Главное для него – это подчиненный должен быть все время на своем рабочем месте Стимулирует повышение эффективности и качества труда подчиненных, ориентируется на доверие и конечные результаты
Манера поведения - сугубо официальная Манера поведения – дружеская, демократическая, раскрепощенная

 

Даже самый прогрессивный руководитель обязан владеть и новейшими методами воздействия на подчиненных, и традиционными, чтобы иметь возможность действовать в зависимости от характера подчиненного и сложившейся ситуации.

Деловой стиль руководства проявляется в том случае, когда для руководителя самое важное – это интересы дела, конечные цели коллектива.

Бюрократический стиль руководства характеризуется господством формы (т. е. самой бюрократической структуры) над содержанием (задачами управления производством) [19].

Стили руководства по Курту Левину [14. С. 236 - 238]:

1. авторитарный или директивный;

2. демократический или коллегиальный;

3. либеральный или нейтрально-попустительский.

1. Авторитарный стиль управления состоит в том, что вся полнота власти находится y руководителя и все решения принимаются им единолично, не учитывая мнения починенных. В данном случае используется командный метод управления. Авторитарный стиль управления необходим в кризисной ситуации, когда решения должно приниматься быстро и быть чётко скоординированы, что значительно затрудняется в условиях коллективной деятельности по разработке решений.

В результате снижается удовлетворённость сотрудников своей деятельностью и повышается их зависимость от руководителя. Долгосрочное использование такого стиля управления приводит к существенному снижению степени эффективности работы предприятия.

2. Демократический стиль предполагает делегирование руководителем части своих полномочий, починенным и принятие решений на коллегиальной основе. Он актуален при стабильной работе предприятия и стремлении его к внедрению инноваций.

3. Либеральный стиль представляет собой управление без участия руководителя. Работники предоставлены сами себе, приходится рассчитывать на их дисциплинированность.

Таким образом, сейчас хорошим менеджером считается специалист, который для своего предприятия создает новые рынки, который не только реагирует на изменения на рынке, но меняет сам рынок.

В социально-экономических системах управления применяют следующие методы управления: административно-правовые (организационно-распорядительные); экономические и социально-психологические.

Различное сочетание методов в пределах подсистем управления создает фоновый стиль руководства, который характеризуется доминирующим положением различных методов управления. Существуют различные классификации стилей руководства: «современный» и «традиционный», а также авторитарный, демократический и либеральный стили руководства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: