Формирование государственных доходов осуществляется при самом активном участии государства: оно устанавливает долю чистого дохода общества, централизуемую в бюджете и оставляемую хозяйствующим субъектам, а также концентрирует часть личных доходов населения и другие средства общества.
Государство является собственником части средств производства и, соответственно, прибавочного продукта. В этих условиях значительным источником государственных доходов является доход от государственной собственности. Часть государственных доходов образуется за счет доходов предпринимательского сектора, кооперативных организаций и населения, мобилизуемых налоговой системой государства для удовлетворения общенародных потребностей.
К доходам от государственной собственности относятся:
1) доход государственных предприятий и организаций в виде валового дохода (прибыли), налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных доходов;
2) доходы от государственного имущества (от государственного жилого фонда, земли, лесов, водных угодий, других природных ресурсов, средства от разгосударствления и приватизации государственной собственности);
3) доходы от платных услуг, оказываемых государственными учреждениями и организациями (регистрационные сборы, сборы за поверку, клеймение и экспертизу мер и измерительных приборов, плата за анализ и клеймение изделий из драгоценных металлов) и плата за нехозяйственные услуги (государственная пошлина, сбор дорожной полиции, заявочный сбор на товарные знаки);
4) специальные средства бюджетных учреждений, включающие арендную плату за помещения, доходы подсобных предприятий и др.
Государственные доходы имеют своим источником национальный доход, а финансовые ресурсы мобилизуются при распределении и перераспределении всей суммы валового общественного продукта. Покрытие государственных расходов обеспечивается совокупностью всех финансовых ресурсов государства.
Проанализируем доходы государственного бюджета Республики Казахстан за несколько последних лет.
2003 г. – 1004,6 млрд. тенге
2004 г. – 1286,7 млрд. тенге
2005 г. – 1752,7 млрд. тенге
2006 г. – 2163,8 млрд. тенге
2007 г. – 2887,8 млрд. тенге
2008 г. – 2981,3 млрд. тенге
На основании вышеприведённых данных построена диаграмма, отображенная на рисунке 1.
![]() |
Рисунок 1 - Динамика доходов государственного бюджета за 2003 – 2008 гг.
Из диаграммы видно, что доходная часть государственного бюджета РК растёт из года в год, так доходы бюджета за 2008 год превышают доходы за 2003 год более чем в 2 раза, прирост по данному периоду 2003-2008 гг. составляет 197%. В 2007 г. прирост доходов государственного бюджета по сравнению с 2006 годом составил 33, 4%.
Доходная часть государственного бюджета состоит из налоговых поступлений, неналоговых поступлений, поступлений от продажи основного и поступлений трансфертов. Структура доходов бюджета за 2003-2008 гг. отражена в таблице 1.
Таблица 1 - Структура доходов бюджета за 2003-2008 гг. (в млн. тенге)
(план на 1 сентября) | ||||||
Налоговые поступления | 947 251 | 1 186 137 | 1 654 679 | 2 036 479 | 2 356 040 | 2 823 556 |
Неналоговые поступления | 44 813 | 81 500 | 66 036 | 54 764 | 181 067 | 64 143 |
Поступления от продажи основного капитала | 12 502 | 19 096 | 32 010 | 72 583 | 92 686 | 93 608 |
Поступления трансфертов | 258 045 | 466 525 | ||||
Примечание: Составлено автором на основании данных Справки по государственному, республиканскому и местным бюджетам за 2003-2011 годы Министерства финансов РК |
Согласно таблице поступление трансфертов в 2003-2005 гг. в государственный бюджет не осуществлялось, в 2006 году составило 2 млн. тенге, в 2007 г. – 258045 млн. тенге, а согласно плану на 1 сентября 2008 г. составило 466 525 млн. тенге.
В приложении 1 приведён структурный анализ доходов государственного бюджета по годам, из которого можно сделать вывод, что доля налоговых поступлений уменьшается из года в год, так если налоговые поступления в 2003 году составляли 95% доходов госбюджета, в 2004 – 93%, в 2005, 2006 – 94%, то в 2007 – 82%, а в 2008 - 81%. Если доля поступлений от продажи основного капитала меняется несущественно, то поступления трансфертов растут начиная с 2006 года.
Проведём анализ динамики налоговых поступлений в бюджет за 2003-2008 гг.
Рисунок 2 - Динамика налоговых поступлений в государственный бюджет в период 2003-2008 гг.
Рисунок 2 наглядно демонстрирует рост налоговых поступлений в госбюджет, так с 2003 года они выросли более чем в 3 раза. Если проанализировать прирост за последние 3 года, то данные будут выглядеть следующим образом: в 2006 г. по сравнению с 2005 г. прирост налоговых поступлений составил 23%, в 2007 г. по сравнению с предыдущим годом прирост налоговых поступлений составил 16%, согласно плану на 1 сентября 2008 г. прирост налоговых поступлений по сравнению с 2007 годом составит 20%.
В своём Докладе по итогам исполнения бюджета за первое полугодие 2008 года и задачах на второе полугодие Министр финансов Республики Казахстан Жамишев Б.Б. отметил, что поступления в государственный бюджет без учета внешних займов составили 1 600,7 млрд. тенге (98,1% к плану на отчетный период), в т.ч. доходы составили 1 599,0 млрд.тенге, или 98,2%. При запланированном дефиците 169,0 млрд. тенге, фактически этот показатель сложился на уровне 112,2 млрд. тенге. По сравнению с аналогичным периодом 2007 года темп роста доходов государственного бюджета составил 121,7%, недопоступило 29,5 млрд.тенге (план – 1 628,5 млрд.тенге)[6] (рисунок 3).
Рисунок 3 - Исполнение доходов государственного бюджета за 1 квартал 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года
Доходная часть бюджета в основном обеспечена за счет поступлений корпоративного подоходного налога, таможенных платежей и налогов, а также гарантированного трансферта из Национального фонда.
Корпоративного подоходного налога в бюджет поступило 407,3 млрд.тенге с перевыполнением на 6,7 млрд.тенге от установленного плана (доля поступлений от общего объема налоговых поступлений составляет 34,1%), в сравнении с аналогичным периодом 2007 года поступление увеличилось на 92,0 млрд. тенге.
Примечательна динамика поступления КПН. Как известно согласно законодательству в 1 квартале, т.е. до сдачи декларации, налогоплательщики уплачивают КПН исходя из среднемесячного поступления за прошлый год, а со второго квартала – исходя из предполагаемой прибыли на текущий год. Поэтому сохранение положительной динамики поступлений КПН во втором квартале свидетельствует о том, что бизнес, в целом, позитивно настроен в оценке своей прибыльности до конца года.
На объем поступлений таможенных платежей и налогов в значительной мере влияет объем импорта, а также начиная с мая месяца 2008 года поступления платежей от экспорта нефти, рост которых составил 116,2 % и сложился в сумме 17,2 млрд. долл. США (по оперативным данным), что на 2,4 млрд. долл. США больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (за январь-июнь 2007 года – 14,8 млрд. долл. США). Темп роста поступлений таможенных платежей и налогов по сравнению с аналогичным периодом 2007 года составил 117,1%, на него повлияло увеличение доли товаров, оформляемых по низким ставкам вследствие снижения средневзвешенных ставок таможенного тарифа, что отразилось на суммах перечислений в бюджет. Фактически в бюджет поступило 325,7 млрд. тенге, что на 47,7 млрд. тенге больше по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. По экспортной таможенной пошлине за полугодие в бюджет поступило 35,6 млрд. тенге.
Несмотря на положительный прирост поступлений, план по таможенным платежам и налогам не исполнен на сумму 40,6 млрд. тенге, что связано со снижением темпов инвестиционного импорта, в т.ч. строительных материалов и строительной техники.
Далее, уже по итогам 7 месяцев 2008 года таможенных платежей и налогов в бюджет поступило 445,8 млрд. тенге, или 100% от плана на отчетный период, значительное поступление сложилось в июле по экспортной таможенной пошлине - 60 млрд. тенге.
Поступления НДС на товары внутреннего производства составили 65,9 млрд. тенге (по сравнению с аналогичным периодом 2007 года уменьшились на 20,8 млрд. тенге), что объясняется ростом сумм возврата по нулевой ставке. Так за январь-июнь 2008 года возмещено 110,5 млрд. тенге, что на 38,2 млрд. тенге больше аналогичного периода прошлого года. Слайд 2.
По состоянию на 1 июля 2008 года сумма, подлежащая возврату по НДС по нулевой ставке, составила 233,5 млрд. тенге, или выросла на 75,8 млрд. тенге с начала года (157,7 млрд.тенге).
Доходы местных бюджетов за первое полугодие 2008 года составили 877,9 млрд. тенге, или 99,8 % к плану. При этом план перевыполнен по индивидуальному подоходному налогу на 7,7 млрд. тенге (106,2%). В общем объеме доходов местных бюджетов доля ИПН составила 15,1%. План по доходам местного бюджета не исполнен по г. Астана (93,2 %), Южно-Казахстанской (97,6%), Западно-Казахстанской (99,5%) и Атырауской областей (98,9%).
Согласно данных Министерства финансов, за 9 месяцев 2008 года поступления в республиканский бюджет составили 2 013,8 млрд.тенге (без учета поступления займов) и исполнены на 100,7% к плану на отчетный период. В том числе доходы исполнены соответственно на 2 003,4 млрд.тенге, 100,4%.