Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр краеведения и туризма»
Г. Мичуринска Тамбовской области
Методические рекомендации по теме:
Линейная и воздушная перспектива
В детском рисунке
Разработал:
заведующий отделом духовно-нравственного воспитания
Гритчин Валерий Викторович
Мичуринск 2020
Содержание
Введение........................................................................................................... 3
2. Цели и задачи методических рекомендаций ……………………………… 4
3. Основные виды перспективы в изобразительном искусстве …………… 5
4. Способы передачи линейной и воздушной перспективы в работах русских и зарубежных художников ……………………………………………………. 6
5. Практические задания ……………………………………………………… 8
6. Заключение …………………………………………………………………..17
7. Литература ………………………………………………………………….. 18
Методические рекомендации по теме:
Линейная и воздушная перспектива
В детском рисунке
Введение
Дополнительное образование создаёт оптимальные условия для успешности каждого ребёнка независимо от социально-экономического статуса семьи.
Именно в системе дополнительного образования происходит личностное и профессиональное самоопределение детей.
В этом смысле оно является опережающим по отношению к другим уровням образования, актуальным и своевременным для каждого ребёнка, для каждой семьи.
Поэтому очень важно определить и разработать рациональные приемы дополнительного образования детей, оптимизировать работу с педагогическими кадрами, сделать ее более целенаправленной, позволяющей решать современные задачи в системе просвещения России.
|
Глобальные изменения, происходящие в обществе, требуют расширения формата деятельности педагога, работающего в дополнительном образовании.
В настоящее время педагоги дополнительного образования реализуют общеразвивающие программы, используя в своей практике актуальный компетентностный подход для развития у детей таких качеств, как потребность приобщения к той или иной деятельности, инициативность и толерантность, что позволит им быть всегда готовыми к переменам.
Изобразительное искусство позволяет формировать у обучающихся опыт творческой и социально-культурной деятельности, направленной на личностно-значимое социально-приемлемое самоопределение, дает возможность осознать себя востребованным в обществе, иметь жизненные цели, понять, как их выбор может повлиять на дальнейшую жизнь и успешность в профессиональной деятельности.
Цели и задачи методических рекомендаций:
- Расширить представление преподавателей изобразительного искусства о роли линейной и воздушной перспективы в детском рисунке.
- Познакомить с понятием перспективы, с правилами построения перспективы, передачи глубины в пространстве.
- Показать способы передачи линейной и воздушной перспективы в работах выдающихся русских и зарубежных художников.
- Научить изображать пейзаж по законам перспективы.
- Использовать полученные знания на занятиях объединений дополнительного образования: «Палитра родного края», «Школа туризма».
- Способствовать воспитанию у детей любви и интереса к изобразительной деятельности, бережного отношения к природе, усидчивости и трудолюбия.
|
Задачи:
Сообщить знания о способах передачи линейной и воздушной перспективы в рисунке.
Научить изображать на листе бумаги линию горизонта.
Привить навыки построения от руки линии схода перспективы в одной точке.
Практиковаться в построении наброска рисунка по законам линейной перспективы.
Дать рекомендации по передаче воздушной перспективы с помощью акварельных красок.
Основные виды перспективы в изобразительном искусстве
Рисование является одним из самых интересных видов творческой деятельности детей.
В младшем школьном возрасте у детей формируется способность устанавливать простые связи между окружающими предметами.
На занятиях по изобразительному искусству большое внимание уделяется цветовому решению рисунка. Обучающиеся получают знания о средствах выразительности в различных видах искусства, таких как форма, колорит, цвет и композиция. Стимулируется интерес к живописи, книжной графике, народному декоративному искусству. Однако у детей, как правило, не всегда имеются четкие понятия об удаленности предметов, их высоте, расположении.
При обучении детей основам перспективы преподаватели сталкиваются с отсутствием некоторых базовых знаний, необходимых для успешного обучения перспективному рисованию.
Перспекти́ва - (от лат. perspicio – ясно вижу) в широком смысле – это система изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком.
|
В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.
Другими словами, перспектива ‑ это:
1. Изобразительное искажение пропорций и формы реальных тел при их визуальном восприятии. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте.
2. Способ изображения объёмных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве.
В зависимости от назначения создаваемого изображения и авторского видения объекта выделяют несколько основных видов перспективы.
Воздушная перспектива определяет цвет, четкость изображения в зависимости от удаленности от зрителя. Методы воздушной перспективы основываются на передаче зрительного восприятия путем смягчения очертаний, ослабления детальности изображений, уменьшения яркости цвета и других изменений, вызванных воздействием воздушной среды на предметы.
Прямая линейная перспектива – это вид перспективы, рассчитанный на неподвижную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта.
Прямая перспектива долго признавалась как единственное верное отражение мира в картинной плоскости.
С учётом того, что линейная перспектива — это изображение, построенное на плоскости, плоскость может располагаться вертикально, наклонно и горизонтально в зависимости от назначения перспективных изображений.
Вертикальная плоскость, на которой строят изображения с помощью линейной перспективы, используется при создании картин (станковая живопись) и настенных панно (на стене внутри помещения или снаружи дома).
В изобразительном искусстве линейная перспектива используется при построении иллюзорного пространства. Методы линейной перспективы позволяют создать иллюзию пространственной глубины и в целом соответствуют особенностям фотографического изображения пространства и предметов. Линейная перспектива основана на видимом изменении величины различно удаленных предметов. По ее правилам вблизи предметов изображаются большими, вдали – малыми. Линейная перспектива выполняется посредством линий контура, очертаний. Она имеет определенные геометрические способы изображения, изучаемые в начертательной геометрии, в которой способы перспективы рассматриваются как графический метод центральных проекций.
В наше время доминирует использование прямой линейной перспективы в большей степени из-за большей «реалистичности» такого изображения, в частности из-за использования данного вида проекции в 3D-играх.