Практические задания по теме




 

Ознакомление детей с воздушной перспективой рекомендуется осуществлять посредством выполнения многослойного изображения.

Воздух имеет плотность и цвет – светло-голубой. Чем дальше объект от зрителя, тем холоднее его цвет. Изменение цвета происходит в такой последовательности: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Приведём пример выполнения практической работы по теме «Воздушная перспектива».

Рассмотрите фотографии голландских полей с цветами и нарисуйте карандашом 3-4 поля. Ближнее поле – раскрасьте полосами красного и желтого цвета, второе поле – желтого и зеленого цвета, третье поле – зеленого и синего цвета, четвёртое поле – синего и светло-голубого цвета. Дополните деталями (домики, коровы, трактора).

 

 

Присмотритесь, где-то там, на линии горизонта, едва заметны мягкие силуэты природного ландшафта и тончайшая пелена голубоватой дымки. И чем дальше пейзажные планы и объекты, тем легче, невесомей они становятся, словно покрываясь полупрозрачной вуалью. Это живописное явление не что иное, как перспективное сокращение! Ему поддается все живое и неживое на земле, в том числе – пространство, воздух, который мы не можем поймать, но вполне способны увидеть благодаря некоторым физическим свойствам.

А теперь рассмотрим репродукцию картины И. Левитана

 


- Знакома ли вам эта картина?
- Как зовут художника?
- Название репродукции?
- В каком жанре изобразительного искусства работал художник (пейзаж, портрет, натюрморт)?
- Что изображено на ближнем плане?
- Что изображено на дальнем плане?

 

А вот посмотрите пейзаж, который нарисовал ребенок 6 лет.

 

     

 

- Что здесь не так? (ответы обучающихся)

- Как исправить ошибки на этом рисунке?

 

Чтобы грамотно написать картину необходимо располагать знаниями о перспективе.

Прямая линейная перспектива – предполагает единую точку схода всех удаляющихся линий, расположенную на линии горизонта. Эта техника начала активно разрабатываться в эпоху Возрождения архитектором Филиппо Бурнеллески, ученым Леоном Баттиста Альберти. Данная техника быстро проникла в живопись Альбрехта Дюрера, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и др.

Этими же принципами изображения пространства руководствуются художники и сейчас.

Пример: представим себе железную дорогу. Все знают, что рельсы лежат параллельно, а это значит, что они нигде не пересекаются.

Но если мы встанем на пути и посмотрим вдаль, то будет казаться, что, с удалением от нас, рельсы сходятся ближе, ближе, пока, наконец, не сольются в одну точку.

То же самое можно увидеть, если выйти на прямой участок обычной дороги. Только здесь вместо рельсов будут сходиться края дороги. Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют "точкой схода". Эта точка всегда лежит на линии горизонта.

Линия горизонта там, где земля как будто сходится с небом.

(линия, отделяющая видимое небо от видимой земли.)

 

А, что же происходит с предметами по мере их удаления?

Они уменьшаются, меняется их цвет…

В рисовании пейзажа есть два основных закона. Это линейная и воздушная перспектива. Все предметы, удаляясь от нас, уменьшаются в размерах, пока не превратятся в точку на линии горизонта; т.е удалённые от нас кажутся маленькими, а ближние - большими. Поэтому на переднем плане рисунка даётся крупное изображение предметов, а на заднем - мелкое. Этот закон называется линейной перспективой.

 

Все цвета предметов бледнеют и размываются сильнее и сильнее при удалении от наших глаз к линии горизонта.

Чтобы пейзаж на листе бумаги не выглядел плоским, а передавал пространство и воздух, используют закон воздушной перспективы.

На переднем (ближнем) плане предметы прорисовываются чётко, со всеми мелкими деталями, а на заднем (дальнем) – расплывчато (видны лишь силуэты)

- Чтобы не запутаться в размерах предметов, при рисовании, нужно сначала провести линию горизонта.
- У края листа будет крупный и яркий ближний (передний) план, а около линии горизонта дальний (задний) план мелкий и бледных цветов.

 

Для проверки усвоения материала рекомендуются следующие практические задания:

 

1. «Найдите ошибки в перспективе».

Обсудите ошибки, допущенные в рисунке. Найдите ошибки и объясните, как их устранить.

 

 

 

2. «Нарисуйте пейзаж, применяя знания о перспективе».

 

На приготовленном листе бумаги нарисуйте линию горизонта –горизонтальную линию посередине листа

 

 

Соедините углы листа двумя диагоналями. Все три линии должны пересекаться в одной точке. Нижний сектор, созданный пересечением диагональных линий, должен образовать дорогу.

 

 

Обозначьте по ее краям тротуары. От тротуаров начните рисовать деревья, растущие по левую сторону дороги.

 

 

Правую часть разбейте на вертикально расположенные прямоугольники и трапеции, которые чередуются друг с другом. Нарисуйте на них окна и двери, добавьте крыши так, как это сделано на образце.

 

 

Теперь возьмите ластик и сотрите перпендикулярные прямые линии. Дополните картину деталями: облаками и солнцем, людьми, автомобилями, вывесками и т.д. Перспективное изображение получилось само собой!

 

 

 

 

 

 

3. Используя полученные знания, нарисуйте пейзаж. Выполните построение по всем правилам линейной и воздушной перспективы. Правильно покажите линию горизонта, точку схода, перспективное сокращение дороги (тропинки), и по возможности примените правила воздушной перспективы. Выполните рисунок от руки, без помощи линеек, тонкими линиями, чтобы при необходимости можно было легко исправить.

4. Понаблюдайте за природой и проанализируйте, как меняется в течение дня цветовая гамма выбранного вами вида, обратите внимание на линейное построение улиц нашего города. Внимательно понаблюдайте за тем, как зрительно изменяются предметы и объекты в зависимости от удаления.

 

Вышеизложенные теоретические сведения и практические задания рекомендуется использовать на занятиях объединений дополнительного образования: «Палитра родного края», «Школа туризма» и других.

Заключение

Законы построения воздушной перспективы охватывают все жанры изобразительного искусства, будь это натюрморт или морской пейзаж, портретная или бытовая зарисовка. Наше жизненное пространство трехмерно, и его глубина на плоском картинном формате всецело зависит от убедительности художника, его знаний, точности видения и технического мастерства.

Литература

1. Аксёнова Е., Аксёнов Ю. Перспектива // Художник. 1962. № 12. С. 56-60.

2. Богат Е.М. Мир Леонардо. Книга 1-2. М. Детская литература, 1989, – 280 с.

3. Визер, В.В. Живописная грамота. Основы пейзажа / В.В. Визер. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с.

4. Виноградова, Г.Г. Изобразительное искусство в школе / Г.Г. Виноградова. – М.: Просвещение, 1990. – 175 с.

5. Дроздова М. В. Мастер-класс. Учимся рисовать пейзаж по теме «Лето». URL: https://ped-kopilka.ru/obu-chenie-malyshei/uroki-risovanija/urok-risovanija-dlja-star-shih-doshkolnikov-risovanie-peizazha.html

6. Леонардо да Винчи. Трактат о живописи. М., Фолио, 2013, – 224 с.

7. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009.

8. Макарова М. Н. Практическая перспектива. М., Академический проспект, 2005, – 400 с.

9. Панофский Э. Перспектива как «символическая форма». Готическая архитектура и схоластика.СПб.: Азбука-классика, 2004, – 336 с.

10. Раушенбах Б. В. Системы перспективы в изобразительном искусстве: Общая теория перспективы. М.: Наука, 1986.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: