Органы прокуратуры после распада СССР




Существенное изменение системы органов прокуратуры началось после распада СССР и создания новых условий функционирования государства и общества, как в политическом, так и в социально-экономическом плане.

Закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» внес много нового в практическую деятельность прокуратуры. Так, например, был отменен прокурорский надзор за судом, и на прокурора возлагалась обязанность участия в рассмотрении судами гражданских и уголовных дел. Также, из деятельности прокуратуры была исключена функция надзора за гражданами. Однако проверки могли проводиться, но только в случае наличия достоверной информации о правонарушениях.

Принятой в 1993 году Конституцией Российской Федерации устанавливалось, что прокуратура - есть единая централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ (ст. 129 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ, регулирование организации и деятельности прокуратуры РФ, как самостоятельного государственного органа, входит в компетенцию РФ.Принятый «Закон о прокуратуре» определил задачи и цели функционирования органов прокуратуры, а также четко обозначил отрасли прокурорского надзора. Все нововведения соответствовали прогрессивному развитию общества и государства. Но, все-таки, главной задачей деятельности прокуратуры являлось - обеспечение верховенства действующего закона на территории РФ.

В отличии от советского законодательства, современный закон внес изменения в действия прокурорского надзора, как в уголовном, так и в гражданском судопроизводстве. Прокурорам отводилась роль одной из сторон судебного разбирательства, но, как и раньше, они могли опротестовать незаконные и необоснованные судебные решения. Главными принципами деятельности прокуратуры данный закон установил: единство системы прокурорских органов; независимость прокуратуры от органов государственной власти, общественных организаций и политических партий; гласность в деятельности органов прокуратуры.

Новый федеральный закон в целом сохранил структуру органов прокуратуры, созданную еще в СССР. Но не обошлось и без изменений. На территории РФ, наравне с территориальными прокуратурами, начали действовать: военная, транспортная, природоохранная прокуратуры, прокуратура исправительно-трудовых учреждений, прокуратуры закрытых административно-территориальных образований.

Федеральным законом от 5 июня 2007 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ и ФЗ „О прокуратуре РФ“» при прокуратуре РФ был создан Следственный комитет, состоящий, согласно пункту 4 статьи 11 ФЗ «О прокуратуре РФ», из Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ, следственных управлений Следственного комитета по субъектам Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета, а также следственных отделов по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов, в том числе военных следственных отделов Следственного комитета.

Состав органов прокуратуры, в период с 2007 по 2011 год: во главе стоит Генеральная Прокуратура; далее идут Прокуратуры субъектов РФ, городов и районов, Прокуратуры районов в городах. Также в этой ветви Прокуратуры выделяют: Правоохранительную Прокуратуру, Транспортную, Военную, Прокуратуру ЗАТО и Прокуратуры по надзору за соблюдением законности в исправительных учреждениях. Следующая ветвь Прокуратуры подразделяется на: Научные и образовательные учреждения Прокуратуры РФ, объекты социально0бытового хозяйственного назначения и иные организации, созданные в целях обеспечения деятельности. Другую ветвь Прокуратуры составляет: Следственный комитет РФ, СУ Следственного комитета по субъектам РФ, Следственные отделы СУ Следственного комитета по городам и районам, Следственные отделы СУ Следственного комитета по районам в городах, а также Военные следственные органы, следственные органы при транспортных прокуратурах, следственные органы при прокуратуре ЗАТО и т.д.

Но 27 сентября 2010 г. Президентом РФ был издан указ № 1182 "Вопросы Следственного комитета Российской Федерации", и 15 января 2011 года СКП РФ прекратил свое существование, в связи с образованием Следственного Комитета Российской Федерации.

Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», в редакции от 22 августа 2004 года установлено, что прокуратура РФ является прокуратурой смешанного типа и может осуществлять, как надзор за исполнением законов на территории РФ, так и участвовать в ходе судебного разбирательства, в качестве одной из сторон.

Для обеспечения верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина, охране интересов государства, прокуратура РФ, согласно ч. 2, ст.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
надзор за исполнением законов судебными приставами;
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством;
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;[5]
участие в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов.

Нельзя не заметить, что и по сегодняшний день происходят многочисленные усовершенствования в деятельности органов прокуратуры. Во-первых, создаются прокурорские структуры в федеральных округах, способствующие повышению эффективности в работе, по созданию и развитию единого российского правового пространства. Во-вторых, произошли перемены и в деятельности, касающейся обеспечения законности во всей деятельности общества и государства. В-третьих, усиливается роль и ответственность прокуратур среднего звена или прокуратур субъектов РФ. В подчинение этих прокуроров были переданы система транспортных прокуратур и надзор за исполнением законов таможенными органами. Эти модификации проводятся для улучшения эффективности деятельности прокуратуры РФ, а точнее, для повышения уровня законности, как в отдельных субъектах федерации, так и в государстве в целом.

В результате проведенных преобразований, была создана правовая база для плодотворной деятельности, в сфере обеспечения верховенства права и законности. Таким образом, прокуратура сформировалась как самостоятельный государственный орган, обладающий уникальной структурой и функциями, и не входящий в состав ни одной из ветвей государственной власти.

Хоть, в наше время органы прокуратуры вполне успешно выполняют свои обязанности, но это не значит, что совершенствование должно быть прекращено. Прокуратура должна прогрессировать, и прежде всего с учетом исторических событий.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: