Система органов прокуратуры




Генеральная прокуратура РФ находится во главе со всей остальной системы. В эту систему входит и Следственный комитет при прокуратуре РФ, состоящий из Главного следственного управления Следственного комитета, следственных управлений по субъектам РФ и приравненных к ним специализированных следственных управлений, в том числе военных следственных управлений, а также следственных отделов по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов, в том числе военных следственных отделов.

Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 Россия разделена на семь территориальных округов, на основании чего в каждом из них согласно Приказу Генерального прокурора № 98 от 5 июня 2000 г. созданы Главные управления Генеральной прокуратуры во главе с заместителями Генерального прокурора. В ст. 11 Федерального закона «О прокуратуре РФ» такого звена нет, поэтому следует считать, что это не отдельное звено прокуратуры, а подразделение Генеральной прокуратуры, через которое она приближает своё руководство деятельностью территориальных и специализированных прокуратур.

Следующим звеном являются территориальные прокуратуры субъектов Федерации, тесно связанные с административно – территориальным устройством России. Их число соответствует числу субъектов Федерации (в настоящее время их 85, но благодаря проведению мероприятий, связанных с административно – территориальным объединением некоторых субъектов РФ, их число в ближайшее время может ещё уменьшиться либо увеличиться).

В каждой прокуратуре субъекта Федерации действуют прокуратуры городов и районов. Для осуществления руководства районными прокуратурами в крупных городах созданы прокуратуры городов, имеющих районное деление. Этим прокуратурам предоставлены определенные полномочия (ст. 19 закона) по руководству районными прокуратурами.

В отдельных городах образованы административные округа, что связано, например, в городе Москве со специфическим административно– территориальным делением. В Москве имеются муниципальные районы и административные округа. С учётом этого в столице действуют межрайонные прокуратуры, обеспечивающие надзор на территории ряда муниципальных районов и прокуратуры административных округов, имеющие статус прокуратур городов с районным делением.

В систему органов прокуратуры входят также специализированные прокуратуры. К их числу относятся военные, природоохранные, транспортные прокуратуры, прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, а также прокуратуры, осуществляющие надзор в закрытых административно-территориальных образованиях.

 


2.3 Перспективы развития органов прокуратуры РФ

Как и другие государственные структуры, органы прокуратуры подвержены изменениям, соответствующим развитию государства и общества на определенном этапе.

Дальнейшее развитие прокуратуры России во многом зависит от следующих факторов:

• от модели развития капитализма в России, т.е. будет ли господствовать частный капитализм или будет выбрана модель народного капитализма, нацеленная на усиление социальной защиты граждан РФ;
• от проводимой в будущем политики. Будет ли осуществляться политика, соответствующая национальным интересам, преобладать народная идея, направленная на разностороннее укрепление государства, его единства, экономической развитости, военного могущества

• от дальнейшего процесса формирования российской государственности, совершенствования федеративных отношений, а точнее, каким объемом прав будут обладать субъекты Федерации и какие функции будут возложены на центр.

• от направлений проводимых судебных реформ и к каким положительным результатам они могут привести в сфере защиты прав и свобод граждан, как будет проходить передел правозащитных полномочий между прокуратурой, судами и иными органами.
• от учета практического опыта деятельности прокуратуры, накопленного ею за многие годы своего существования.

 

Государственным интересам Российской Федерации и интересам наибольшей части населения соответствует, чтобы органы прокуратуры РФ в будущем остались федеральными и централизованными, не утратили своих надзорных функций и обладали всеми правами и обязанностями, определенными Конституцией РФ и Законами о прокуратуре. Основная проблема прокуратуры, однако, заключается в том, что она обречена на теснейшую связь с развитием политических процессов, на сотрудничество с органами политической, государственной власти. Поэтому продолжающееся формирование ветвей власти в России в настоящее время заставляет каждую из них стремиться установить контроль над органами прокуратуры. А если такой контроль не получается, то устранить ее из системы государственной власти вообще, расчленив и видоизменив ее функции, передать их любому другому подконтрольному учреждению, например, ведомству Уполномоченного по правам человека либо Министерству юстиции и т. д.

Желание любой из ветвей власти взять в свои руки прокуратуру кроется в ее функциональном предназначении выполнять роль важнейшего элемента в механизме реализации власти. Например, законодательная и исполнительная ветви власти объективно заинтересованы в надзорных функциях прокуратуры, которые позволяют соблюдать и исполнять требования законов. Судебная власть не может реализовать себя без обвинительной функции прокуратуры в уголовном процессе, да и в гражданском процессе невозможно осуществлять правосудие без прокурора, призванного защищать государственные интересы, права неопределенного круга лиц (так называемый безгласный интерес), лиц, которые в силу материальных условий, физических недостатков, возраста и других причин самостоятельно не могут обратиться за защитой своих прав. Попытки хотя бы частично эту работу переложить на адвокатуру породили проблему оплаты таких услуг и в определенной мере явились препятствием к принятию закона об адвокатуре.

Объективное стремление каждой власти усилить свой потенциал влечет усиление механизма реализации этой власти за счет увеличения количества ее органов, расширения круга их задач, функций и полномочий.

Именно поэтому правовой статус прокуратуры, как и других органов, входящих в механизм реализации власти, на протяжении развития общества изменялся; прокуратура приобретала различные черты, отражающие усиление или ослабление той или иной ветви власти. Функции и полномочия прокуратуры менялись.

Уже сейчас можно утверждать, что в полной мере и даже более реализованы идеи, обозначенные в Концепции судебной реформы 1991 г., касающиеся деятельности прокурора в уголовном процессе. На повестке дня стоит вопрос о пределах участия прокурора в гражданском и арбитражном судопроизводстве. Следует заметить, что вопросы реформирования органов прокуратуры решаются не только законодательно, но и организационно; прокуратура реально приспосабливается к новым видам деятельности и полномочиям.

Таким образом, сравнение реального изменения правового статуса органов прокуратуры с идеями, заложенными в Концепции судебной реформы, позволяет сделать вывод о фактическом достижении поставленных целей.

Между тем за последние годы законодательно расширены направления деятельности органов прокуратуры. В компетенцию включены: надзор за соблюдением Конституции РФ, надзор за исполнением законов руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, надзор за исполнением законов судебными приставами. Убран из закона пятилетний срок полномочий прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров городов и районов. Вновь появилось предостережение о недопустимости нарушения закона прокурорами. Прокуратуре возвращена по существу в полном объеме функция координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и т. д. Наличие такого рода противоречий представляется не чем иным, как отражением борьбы в системе власти за усиление механизма ее реализации.

Эффективность власти, однако, заключается в ее единстве. На основании действующей Конституции РФ это единство гарантируется Президентом РФ, который является главой государства и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти и суверенитет России. Единство власти, наряду с другими факторами, бесспорно обязано единой законности. Прокуратура, осуществляя функцию надзора за исполнением федеральных законов и в том числе за соответствием издаваемых в России правовых актов федеральному законодательству, а также и другие направления своей деятельности, в значительной степени формирует единое правовое пространство, реализуя принцип единой законности во всех сферах государственной и общественной жизни. Такое назначение прокуратуры определяет ее роль и место в качестве одного из элементов механизма эффективной реализации единой государственной власти, которую в России олицетворяет Президент. В этих условиях воздействие различных ветвей власти на органы прокуратуры существенно бы сократилось, а ее деятельность стала бы более эффективной.

Необходимо заметить, что абсолютно все государства обладают функцией надзора за исполнением закона, и она призвана добиться должного соблюдения законов, без чего невозможно стабильное функционирование государства. Но в разных странах, надзорную функцию за исполнением текущего законодательства возлагают на различные органы, которые отличаются структурой и назначением. Со временем так сложилось, что функцию надзора в России исполняют органы прокуратуры. Таким образом, без надобности освобождать прокуратуру от исполнения надзорных функций, так как это будет производиться в ущерб государственным и общественным интересам. Поэтому, я считаю, что будущее развитие прокуратуры, должно основываться на надзоре и правозащитных действиях.

С учетом того, что только сильное государство, в экономическом и политическом плане, способно создать комфортные условия для проживания граждан на своей территории и обеспечить для них социальную защиту, органы прокуратуры должны сделать основной акцент на защите именно государственных интересов. Это вовсе не значит, что прокуратура перестанет охранять интересы частных предпринимателей, всего лишь, произойдет небольшое смешение акцентов в пользу государственных интересов. Также, прокуратура сосредоточит свое внимание на защите прав и свобод человека и гражданина

Я уверен, что дальнейшее развитие получат все участки деятельности прокуратуры и отрасли надзора. Но, не стоит забывать, что все изменения задач, целей, приоритетов прокуратуры и полномочий прокурора, будут производиться в зависимости от происходящих в стране реформ.

Наиболее важным становится процесс сотрудничества прокуратуры РФ с правоохранительными органами иностранных государств и международными организациями.

Перспективным выглядит развитие деятельности Координационного Совет генеральных прокуроров государств – участников СНГ. Подтверждением этому является образование и развитие аппарата исполнительного секретаря, который требует участия всех представителей генеральных прокуроров стран содружества. Также повысится активность участия Генеральной прокуратуры РФ в деятельности Международной ассоциации прокуроров.

Для дальнейшего развития органов прокуратуры нужно использовать весь правозащитный потенциал. Во-первых, повысить роль прокуратуры как надзорного органа, во-вторых, воплотить в реальность принцип независимости прокурорского надзора, в-третьих, наделить прокурора дополнительными полномочиями. Все вышеназванные изменения приведут к повышению правового статуса прокуратуры и ее работников, а также к наиболее плодотворным результатам деятельности органов прокуратуры. Так как, в Конституции РФ деятельность прокуратуры определяется ст. 129, входящей в гл. 7 «Судебная власть», я, опираясь на вышесказанное, полагаю, что необходимо создать самостоятельную главу Конституции «Прокуратура РФ», в которой будут излагаться основные задачи и направления деятельности, структура, порядок назначения и освобождения от должности прокуроров. Следует наделить, Генерального прокурора и прокуроров субъектов РФ, правом внесения законопроектов в законодательные органы, также предоставить право на обращение в Конституционный Суд РФ и уставные суды субъектов РФ и в конечном итоге установить, что деятельность и организация прокуратуры определяются специальным федеральным конституционным законом.

Осуществление предложенных мной, а также иных законодательных мер, бесспорно окажут положительное влияние на деятельности органов прокуратуры, что в свою очередь, плодотворно скажется на усилении правового порядка и законности в Российской Федерации.
А также это плодотворным образом скажется на снижении уровня преступности и в целом на улучшение деятельности органов прокуратуры в РФ.

 

Заключение

В результате проеденного исследования, можно сделать следующие выводы;

§ органы прокуратуры, на разных этапах своего развития, выполняли разные задачи и функции.

§ в настоящее время, любые изменения в деятельности системы органов прокуратуры, могут вызвать негативные последствия, как для безопасности граждан, так и для общества и государства в целом.

§ существует большое количество точек зрения о перспективах развития прокуратуры, которые до сих пор остаются спорными.

§ главной задачей российского государства и прокуратуры, является научное прогнозирование будущего страны, для обеспечения безопасности всех сфер жизнедеятельности, предотвращение и нейтрализация назревающих угроз.

§ для проведения эффективной политики борьбы с преступностью, прокуратура РФ должна сохранять свою конституционную независимость и правовую самостоятельность.

§ важным условием роста доверия граждан к прокуратуре, является повседневная практика общения населения с представителями закона. Умение следователей и прокуроров олицетворять законность и оправдывать ожидания граждан.

 

Современная система и структура органов прокуратуры РФ в своей основе сложилась в конце 1970-х годов и остается до настоящего времени достаточно стабильной. Вся система органов прокуратуры строится на принципах единства и централизации, подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

 

 

Список использованной литературы

 

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.

 

2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 07.02.2011) "О прокуратуре Российской Федерации"// Доступ из справочно - правовой система «КонсультантПлюс».

 

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63 - ФЗ (с измен.и доп. от 07.03.2014г.)// Доступ из справочно - правовой системы «КонсультантПлюс».

 

4. Уголовно-процессуальный кодекс от 18.12.2001 № 174 - ФЗ (с последними измен.и доп. от 20.03.2014)// Доступ из справочно - правовой система «КонсультантПлюс».

 

5. Указ Президента РФ от 25.01.2011 N 90 "Об общей штатной численности органов прокуратуры Российской Федерации"// Доступ из справочно - правовой система «КонсультантПлюс».

 

6. Закон СССР от 30.11.1979 "О прокуратуре СССР"// Доступ из справочно - правовой система «КонсультантПлюс».

 

7. «Высшие органы государственной власти и органы центрального управления РСФСР (1917 - 1967 гг.). Справочник (по материалам государственных архивов)" (подготовлен ЦГА РСФСР) // Доступ из справочно - правовой система «КонсультантПлюс».

 

8. Постановления Верховного Совета РСФСР от 15ноября 1991г. "Об образовании единой системы органов прокуратуры РСФСР"// Доступ из справочно - правовой система «КонсультантПлюс».

 

9. Большакова Г.К. Терехина В.А. Советская прокуратура. - М.:Юрид.литература.,1992. - 352С.

 

10. Гуценко К.Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы: Учебник. - М.: Зерцало, 2013. - 564 с.

 

11. Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Око государево. Российская прокуратура. XVIII век. - М., 2010.

 

12. Казанцев С.М. История царской прокуратуры. - СПб., 1999. - С. 134.

 

13.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право. Учебник. - М., 2012.

 

14. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - "Эксмо", 2012 г.

 

15. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. / Под ред. В.П. Божьева. - М.: Проспект, 2013. - 563 с.

 

16.Прокурорский надзор в Российской Федерации. / Под ред. О.А. Галустьяна. - М.: Юрист, 2007. - 398 с.

 


[1] Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Око государево. Российская прокуратура. XVIII век. - М., 2004.

[2]. Казанцев С.М. История царской прокуратуры. - СПб., 1999. - С. 134.

 

[3] «Высшие органы государственной власти и органы центрального управления РСФСР (1917 - 1967 гг.). Справочник (по материалам государственных архивов)" (подготовлен ЦГА РСФСР).

 

[4] Большакова Г.К. Терехина В.А. Советская прокуратура. - М.:Юрид.литература.,1992. - 352С

[5] Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 07.02.2011) "О прокуратуре Российской Федерации"

[6] Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. / Под ред. В.П. Божьева. - М.: Проспект, 2009. - 563 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: