Духовная сфера
Духовная деятельность.
С 6. Приведите примеры духовной деятельности, направленной на совершенствование экономической, социальной и политической сфер общественной жизни (по одному примеру на каждую сферу).
Ответ:
Ø Совершенствование социальной сферы: создание социальных учений, оказывающих влияние на развитие общества
Ø Совершенствование экономической сферы: разработка экономической теории, направленной на обоснование экономических реформ
Ø Совершенствование политической сферы: разработка учений о государстве, разделение властей
С 6. Раскройте на трех примерах влияние духовной сферы на развитие общества.
Ответ:
Ø Идеи Просвещения подготовили социальный переворот, вошедший в историю как Великая французская революция;
Ø Распространение протестантизма сыграло роль в утверждении новых капиталистических отношений;
Ø Принятие Христианства на Руси способствовало укреплению великокняжеской власти.
КУЛЬТУРА
С 5. Назовите любые два признака культуры как явления общественной жизни
Ответ:
- Культура есть существенная характеристика жизни общества;
- Культура есть характеристика человека как социального существа, она отлична от природы, не обусловлена биологически, формируется в процессе приобщения к общественным ценностям, нормам, традициям, навыкам деятельности;
- Культура есть совокупность всех форм преобразовательной деятельности человека и общества;
- Культура есть результат преобразовательной деятельности человека и общества
- Культура есть мера человеческого в человеке
С 7. По подсчетам американских культурологов А.Кребера и К.Клакхона, с 1871 по 1919г. Было дано 7 определений культуры, с 1920 по 1950г. у различных авторов насчитали 157 определений данного понятия. В отечественной литературе сформулировали, по данным российского историка Л.Е.Кертмана, более 400 определений. Сейчас их число измеряется четырехзначными числами. Чем вы можете объяснить такое изобилие определений понятия «культура»?
|
Ответ:
Каждый исследователь обращает внимание на одну из сторон понятия «культура», которое многогранно и многоаспектно. Кроме этого, сам подход к культуре обусловлен во многом исследовательскими установками: культура изучается различными специалистами – культурологами, историками, философами, социологами и др., что находит свое отражение в таком большом количестве определений понятия «культура»
С 7. Русский писатель М. М. Пришвин писал: «Природа может обойтись и без культуры... Но культура без природы быстро выдохнется». Сформулируйте свое понимание приведенного высказывания. Приведите три аргумента в обоснование тезиса о необходимости неразрывной связи культуры и природы.
Ответ:
1) Природа – естественная среда, существовала и до человека и без человека, объективно, а культура – продукт человеческой деятельности, но, поскольку сам человек – часть природы, все что им создается должно быть природосообразно, создаваться с учетом сохранение природной среды.
2) аргументы:
– творения культуры, созданные с учетом условий природной среды, наиболее долговечны, например, древние храмы, построенные с учетом естественного рельефа;
- возникновение авиации, создание воздушных судов связано с исследованием полета птиц, таким образом, наука и техника доказала свою связь с природными явлениями;
|
- природа всегда вдохновляла своей красотой и гармонией многих художников на создание произведений искусства, это и стихи, и живописные пейзажи, и музыкальные произведения, включающие в себя звуки живой природы.
C7. Т. Парсонс считал, что культура выполняет основную регулирующую роль в развитии общества, личности и человеческого организма. Приведите три возможных примера, подтверждающих эту точку зрения.
ОТВЕТ:
– Культура, включая в себя нормы, обычаи, обряды, традиции, язык и т.п., определяет среду, в которой осуществляет жизнедеятельность каждая социальная общность, например, этнонациональная (белорусская, русская, польская, литовская, азербайджанская и др.)
– Культура национальной общности или социального слоя диктует различия в ценностных суждениях и в стандартах поведения личности.
– Культура оказывает влияние на человеческий организм, прививая нормы гигиены и т.п.
Формы культуры.
С7. Какую форму культуры раскрывает следующее описание: «И тут, и там – яркие краски, длинноногие девицы, мускулистые красавцы, роскошные интерьеры и автомобили, безумно прекрасные наряды. Даже речь персонажей нередко складывается из фраз, напоминающих краткие словесные формулы рекламных объявлений»? Приведите три характерные черты данной формы культуры. Какая форма культуры является антиподом рассматриваемой?
Ответ:
Описание раскрывает массовую культуру. Характерные черты: посредственность, стандартность, шаблонность мыслей и желаний, доступность для самой широкой публики. Антиподом массовой культуры является элитарная (высокая) культура.
|
C6. Массовая культура обладает как позитивными, так и негативными признаками. Укажите три позитивных признака массовой культуры, каждый из которых проиллюстрирован конкретным примером
Ответ:
1) доступность (например, телезритель не прилагает дополнительных усилий, чтобы посмотреть любимый телесериал или фильм);
2) демократичность (воспринять и понять популярную книгу способен даже тот человек, который не имеет хорошего образования);
3) отражение универсальных ценностей (например, во многих произведениях массовой культуры добро побеждает зло).
С 6. Назовите три характерных признака массовой культуры.
Ответ:
1) преимущественно коммерческая направленность;
2) ориентация на вкусы массового потребителя;
3) стандартизация содержания.