1. Расчет исполнительных размеров для контроля вала.
Исходный размер вала -
Исполнительным размером калибра-скобы называется наименьший предельный размер калибра с отклонением в «+», равным допуску на его изготовление.
Рассчитаем исполнительные размеры для калибра-скобы:
определим значения по ГОСТ 24853-81:
- отклонение середины поля допуска на изготовление проходного калибра для вала относительно небольшого предельного размера изделия
мкм;
-допустимый выход размера изношенного проходного калибра для вала за границу поля допуска изделия
мкм;
- допуск на изготовление калибров для вала
мкм;
С учетом данных размеров строим схему расположения полей допусков
(мм)
(мм)
. Расчет исполнительных размеров калибров для контроля отверстия.
Исходный размер отверстия -
Исполнительным размером калибра-пробки называется наибольший предельный размер калибра с отклонением в «-», равным допуску на его изготовление.
Рассчитаем исполнительные размеры для калибра-пробки:\
определим значения по ГОСТ 24853-81:
Z - отклонение середины поля допуска на изготовление проходного калибра для отверстия относительно небольшого предельного размера изделия
мкм
Y - допустимый выход размера изношенного проходного калибра для отверстия за границу поля допуска изделия
мкм;
H - допуск на изготовление калибров для отверстия
мкм;
С учетом данных размеров строим схему расположения полей допусков (Рисунок 3.2).
(мм)
(мм)
Эскиз калибра-скобы
Эскиз калибра-пробки
4. Расчет, выбор посадок для подшипников качения. Определить процент натягов и зазоров в соединении. Проверить наличие радиального посадочного зазора при наибольшем натяге для циркуляционного нагруженного кольца. Привести эскиз подшипникового узла и посадочных поверхностей с указанием точности изготовления размеров, шероховатости, допусков формы и расположения. ([3], табл. 2)
|
Таблица 4 - Исходные данные
Тип подшипника | Виды нагружения колец | Наружный диаметр D, мм | Спосб центрирования | |
Внутреннее | Наружное | d | ||
. Определим режим работы подшипника качения:
, т.к. , то режим работы - легкий ([4], табл. 6, с. 7).
I. Зададимся следующими видами нагружения колец:
а) внутреннее - циркуляционное нагружение:
Выбираем посадку:
Рассчитаем характеристики посадки: (мм)
(мм)
Так как посадка переходная рассчитаем среднеквадратичное отклонение натяга:
(мм)
Пределы интегрирования:
При z = 1.802 по таблице 1 ([1], с. 12) находим Ф(z) = 0.4641. Тогда вероятность зазора находим по зависимости:
Так как процент натяга составляет величину большую, чем 95%, то данная посадка применима.
Рассчитаем величину радиального посадочного зазора ([8], с. 83):
где gн - начальный радиальный зазор ([8], прилож. VII, с. 196):
н.ср. = (мкм)
Дd1нб - величина деформации ([8], ф. III-24, с. 82):
где ДэФ - эффективный натяг, ДэФ = 0,85Днб
Днб - измеренный натяг,
d0 - приведенный наружный диаметр внутреннего кольца ([8], с. 83):
(мм)
Тогда
(мм)
б) наружное - местное нагружение;
Выбираем посадку:
Рассчитаем характеристики посадки: (мм)
(мм)
Посадка применима, т.к. имеет 100% зазор.
|
II. Зададимся следующими видами нагружения колец:
а) Внутреннее - местное нагружение:
Выбираем посадку:
Определим характеристики посадки:
(мм);
(мм)
Так как посадка переходная рассчитаем среднеквадратичное отклонение натяга:
(мм)
Пределы интегрирования:
При z = 3.8 по таблице 1 ([1], с. 12) находим Ф(z) = 0.49966. Тогда вероятность зазора находим по зависимости:
Так как процент натяга составляет величину большую, чем 95%, то данная посадка применима.
б) наружное - циркуляционное нагружение:
Выбираем посадку:
Определим характеристики посадки:
(мм);
(мм)
Так как посадка переходная рассчитаем среднеквадратичное отклонение натяга:
(мм)
Пределы интегрирования:
При z = 3.8 по таблице 1 ([1], с. 12) находим Ф(z) = 0.49931 Тогда вероятность зазора находим по зависимости:
Рассчитаем величину радиального посадочного зазора ([8], с. 83):
где gн - начальный радиальный зазор ([8], прилож. VII, с. 196):
н.ср. = (мкм)
Дg1нб - величина деформации ([8], ф. III-24, с. 82):
где ДэФ - эффективный натяг, ДэФ = 0,85Днб
Днб - измеренный натяг,
- приведенный наружный диаметр внутреннего кольца ([8], с. 83):
(мм)
Тогда
(мкм)
Эскиз подшипникового узла и деталей, образующих соединение
5. Назначение выбор посадок шлицевого соединения. Схема расположения полей допусков по основным параметрам шлицевого соединения и расчет их предельных размеров, условное обозначение. ([3], табл. 3)
Исходные данные: наружный диаметр D = 32, способ центрирования - D.
|
. Определяем параметры шлицевого соединения ([2], табл. 4.71, с. 250):
где z - число зубьев, z =6;
d - внутренний диаметр, d = 26;
b - ширина шлица, b = 6;
Серия средняя.
Условное обозначение шлицевого соединения:
Посадки на размеры назначаем по таблицам 4.72, 4.74 и 4.75 ([2], с. 252-253).
. Запишем условное обозначение шлицевого вала и определим размеры и допуски:
Рассчитаем предельные размеры и допуски вала:
d = 26g6
es = -7 (мкм);
еi = -20 (мкм);
dmax= d + es = 26-0.007=25.993 (мм);min = d + ei = 26-0.02=25.98 (мм);d= dmax - dmin = 25.993-25.98=0.013 (мм);
(мкм);
(мкм);
(мм);
(мм);
(мм);
(мкм);
(мкм);
(мм);
(мм);
(мм);
. Запишем условное обозначение шлицевого отверстия, определим предельные размеры и допуски:
d=26H7
(мкм);
(мкм);
dmax = d + ES = 26 + 0.021 =26.021 (мм);
dmin= d + EI = 26 + 0 =26 (мм);d = dmax - dmin = 26.021 - 26 =0.021 (мм);
(мкм);
(мкм);
(мм);
(мм);
(мм);
(мкм);
(мкм);
(мм);
(мм);
(мм);
. Запишем посадку по центрирующему элементу (d):
. Рассчитаем характеристики посадки:
(мм)
(мм)
(мм)
Проверка: (мм)
6. Найдем вероятностный допуск посадки:
(мм)
(мм)
(мм)
(мм)
Эскиз шлицевого соединения