Когда возникла стихотворная речь?




Специфика стихотворной речи

· Происхождение стихотворной речи;

· Отличительные признаки. Соотношение поэзии и прозы;

· Основные системы стихосложения

Чем отличается стихотворение от прозы?

Интуитивно мы все отличаем поэзию от прозы, стихотворную речь от прозаической. Например, герой произведения Мольера «Мещанин во дворянстве» господин Ж. «сорок не подозревал, что говорит прозой». Всё, что не проза, - стихи, и наоборот, но такими простыми определениями ограничиваться нельзя. Необходимы выработать принципы изучения поэтических и прозаических произведений, их несходство между собой.

Несколько наблюдений:

· содержание стихов не то же, что в прозе, даже если используются те же самые слова. Попробуем изменить порядок слов, не изменяя сами слова:

Я вас любил. Любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем
Но пусть она вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить вас ничем.

Вывод: те же слова, но содержание стало бедным, получилось банальное высказывание. А что исчезло из пушкинского текста?
1) Исчезло деление на стихотворные строки;
2) Исчезла рифмы;
3) Нет ритмического движения фразы;
4) Ушло настроение, ушла мысль автора (благородство, благоговение и т.д.)

· Получился сухой перечень слов. В других случаях разложить стихотворный текст практически невозможно, особенно это характерно для поэзии 20-го века:

Среди миров, в мерцании светил,
Одной звезды я повторяю имя.
Не потому, что я её любил,
А потому, что я томлюсь другими… (И.Ф. Анненский)

Эти примеры показывают, что
а) формальные элементы стихотворной речи имеют смысловую нагрузку;
ритм и смысл стихотворения неразрывно связаны (н-р, ямб – на хорей в «Евгении Онегине»);
б) есть сложные человеческие чувства, которые не всегда можно перевести на язык прозы. В литературе они доступны только в поэзии;
в) стихотворная речь – это речь упорядоченная, не так, как проза; это речь, организованная особым образом.

Когда возникла стихотворная речь?

Литература осуществляет себя в двух формах: стихотворной и прозаической.
Есть мнение, что проза первична, что она предшествует стихотворной речи. Это мнение исходит из того, что обычная человеческая речь и художественная проза – это одно и то же. Только это не так. На самом деле соотношение совсем иное: стихотворная речь была первоначально единственной формой словесного искусства. Она предшествует прозе.

Песня (текст + мотив) – поэзия – проза

Две теории:

· Общетеоретическое объяснение Ю. Лотмана:
искусство, чтобы оказывать художественное воздействие, должно соотноситься с действительностью, но полное тождество есть его разрушение. Для того чтобы словесное творчество воспринималось как искусство, оно должно отличаться от практической речи. На заре словесного искусства, очень давно, возникает требование: язык литературы должен отличаться от обыденного языка, от информативной роли речи. Наиболее важным текстам в дописьменный период придавалась форма, способствующая запоминанию. Так возникли стихи как особый вид речи (мнемонический фактор).

· Конкретно-историческое объяснение А.Н. Веселовского (1838 – 1906), создателя исторической теории словесного искусства, автора сравнительно-исторического метода в литературоведении, работы которого основаны на изучении и сравнении как фольклора, так и литературных текстов самых разных народов, – теория психологического параллелизма, выраженная в работе «Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля», опубликованной в 1898 г.,
* Параллелизм (греч. "рядом идущие») – употребление одинаковых или сходных элементов, сопоставляемых по близости или контрасту звуков, значений, сюжетных линий и т.д. Чаще всего П. выступает как один из видов повтора, при этом одна часть познается через вторую.

Взойди, взойди, солнце, взойди выше лесу,
Приди, приди, братец, ко сестрице в гости.


В этом тексте есть аналогия между действиями солнца и брата. Веселовский в своей работе говорит о т.н. «психологическом параллелизме», когда сходство было не столько внешнее, сколько внутреннее, т.е. по общему впечатлению. Учёный доказывает, что стихотворная речь возникла из психологического параллелизма в рамках т.н. «художественного синкретизма». Отдаленную эпоху в истории человечества, когда стали складываться первичные формы образной речи, Веселовский назвал «эпохой синкретизма». Как полагает современная наука, эта эпоха длилась от ранних форм эпохи палеолита до периода античности 6-5 вв. до н.э. По сравнению с этой эпохой все последующие стадии литературного развития выглядят малыми. Этой особой эпохе свойственен особый взгляд на мир, своя логика, отличная от современного человека, который мыслит иначе. Самая главная её особенность – нерасчленённо-слитное восприятие мира. Древний человек не разделяет четко себя и окружающий мир, себя и другого. У него было анимистическое миросозерцание: он переносил на явления природы человеческие свойства. Но в какой-то момент человек вычленил себя из природы: до этого момента творчество было невозможно. Веселовский показывает, что синкретизм проявлялся в сочетании ритмических движений с песней, музыкой, элементами слова.
На ранней стадии слово играло скромную роль носителя ритма и мелодии. Текст импровизировался в ходе игры, эта импровизация ограничивалась повторением двух-трех фраз.
Такая песня-игра плясалась коллективом. С развитием культуры они стали превращаться в обряды и культы, а незначащие фразы превратились в нечто осмысленное, цельное. Вместе с песней и мелодией эти словесные образования отрываются от обряда и вне его приобретают эстетический характер.
Как считает Веселовский, собственно лирика восходит к хоровым кликам и возгласам в ходе обрядовых действий. Значительная часть таких возгласов начинает жить самостоятельно. В лирике значительную роль приобретает личность певца, который высвобождает себя из кастово-сословной замкнутости.
Несмотря на то что стих отделяется от песни, он сохраняет ритмичность и выделенность звуков. Постепенно возникает удивительное явление: текст, созданный из тех же звуковых элементов, что и обыденная речь, оказывается носителем богатого содержания. В дальнейшем основные жанры античности, эпохи Средних веков и даже Возрождения имеют стихотворную форму (например, рыцарские романы Средневековья).

Именно стихотворная форма была инструментом превращения слова в искусство. Хотя только форма не давала гарант художественности. Проза в течение долгого времени была на периферии литературы. В европейской литературе проза в полном смысле слова складывается только в эпоху Возрождения (например, итальянские новеллы, романы Сервантеса, Дефо). Проза, в отличие от поэзии, - это, как правило, печатное явление (изобретается в эпоху книгопечатания). Критики в течение долгого времени всячески принижали прозу, рассматривая её как низшую разновидность литературы. Таким образом, проза – явление более позднее, чем поэзия. В дальнейшем в литературе поэзия и проза сосуществовали на равных позициях (в какие-то эпохи соотношение менялось: н-р, в Золотом веке качественно писали стихотворения, а во 2-й пол. 19-го века развивалась проза, а именно - жанр романа: Гончаров, Толстой, Достоевский, Тургенев. На рубеже 19-20-го веков поэзия снова оказалась на авансцене литературы).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: