Схема психолого-педагогического обследования заикающегося ребенка
Анкетные данные
Фамилия, имя______________________________________________________________________________
Дата рождения_____________________________________________________________________________
№ Детского учреждения_____________________________________________________________________
Домашний адрес, телефон____________________________________________________________________
Сведения о семье
Мать (фамилия, имя, образование, место работы)________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Отец(Фамилия, имя, образование, место работы)________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Условия воспитания(где воспитывается и обучается)_____________________________________________
Особенности речевой среды(контакты с лицами с речевой патологией, двуязычие)
__________________________________________________________________________________________
Психологический климат в семье______________________________________________________________
Жалобы родителей на речь ребенка и его поведение______________________________________________
__________________________________________________________________________________________
В какие логопедические учреждения обращались, с каким результатом______________________________
__________________________________________________________________________________________
Анамнестические данные
Наличие наследственной патологии(наличие заикания у родственников)____________________________
Особенности протекания беременности и родов__________________________________________________
Особенности бодрствования, вскармливания после рождения и выписки из родильного дома______________________________________________________________________________________
Данные о психомоторном развитии (когда стал держать голову, сидеть, ходить, излишне подвижен, излишне заторможен)________________________________________________________________________
Данные о формировании навыков самообслуживания_____________________________________________
Данные о речевом анамнезе (время появления гуления, лепета, первых слов, фраз)
_______________________________________________________________________Темп речевого развития (замедленный, ускоренный)__________________________________________________________
Особенности речевого развития (нарушение звукопроизношения и т.п.)_____________________________
__________________________________________________________________________________________
Объективные данные (по данным врачей специалистов)
Слух_____________________________________________________________________________________
Зрение____________________________________________________________________________________
Интеллект_________________________________________________________________________________
Состояние моторных функций
Общая моторика (объем движений, точность, координация, темп, переключаемость, сопутствующие движения, двигательная активность)
_________________________________________________________________________________________
Мелкая моторика (праксис пальцевой «позы» и последовательно организованные движения)________________________________________________________________________________
Манипуляции с мелкими предметами_________________________________________________________
Конструктивный праксис___________________________________________________________________
Графомоторные навыки____________________________________________________________________
Наличие леворукости (скрытого левшества)___________________________________________________
Мимические движения (особенности мимики при речи)_________________________________________
Артикуляционная моторика (артикуляционные «позы» и серии движений органов артикуляции)_____________________________________________________________________________
Состояние органов артикуляционного аппарата
Губы_______________________________зубы________________________________язык________________________________небо____________________________________________________________________
Состояние дыхательной функции
Тип дыхания______________________________________________________________________________
Ритмичность дыхания_______________________________________________________________________
Характер вдоха при речи____________________________________________________________________
Продолжительность речевого выдоха_________________________________________________________
Состояние просодической стороны речи
Сила голоса (тихий, громкий)_______________________________________________________________
Звучание голоса (Звонкий, глухой)____________________________________________________________
Мелодика (понижение или повышение голоса для восклицания, утверждения, вопроса во фразе)_____________________________________________________________________________________
Темп______________________________________________________________________________________
Ритм______________________________________________________________________________________
Паузы (логически обоснованы, не обоснованы)__________________________________________________
Логическое ударение (выделение ключевого слова во фразе путем повышения голоса)____________________________________________________________________________________
Общая характеристика речи
Звукопроизношение и слоговая структура слов_________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Фонематический слух_______________________________________________________________________
Фонематический анализ и синтез______________________________________________________________
Понимание обращенной речи_________________________________________________________________
Словарный запас (активный, пассивный)_______________________________________________________
Грамматическое оформление речи_____________________________________________________________
Сформированность связной речи______________________________________________________________
Характеристика появления заикания
Время появления заикания и предполагаемые причины___________________________________________
_______________________________________________________________________ Симптоматика
Локализация судорог (Дыхательные, голосовые, артикуляционные)________________________________
__________________________________________________________________________________________
Форма судорог(тонические, клонические, смешанные)___________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Частота, интенсивность, продолжительность запинок____________________________________________
_______________________________________________________________________Наличие непреднамеренных пауз (количество, место)____________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Наличие «трудных звуков»__________________________________________________________________
Наличие сопутствующих движений___________________________________________________________
Наличие эмболофразии______________________________________________________________________
Наличие логофобии_________________________________________________________________________
Проявления заикания в различных формах речи в зависимости от степени самостоятельности произнесения и сложности речевого высказывания
Сопряженная речь__________________________________________________________________________
Отраженная речь___________________________________________________________________________
Называние предметов с наглядной опорой______________________________________________________
Называние тех же предметов без наглядной опоры_______________________________________________
Вопросно-ответная речь______________________________________________________________________
Стихотворная речь__________________________________________________________________________
Пересказ (с опорой и без опоры на картинки)____________________________________________________
Рассказ по картинке и серии картинок__________________________________________________________
Самостоятельный рассказ (из личного опыта)___________________________________________________
Ситуации, когда заикание наиболее выражено___________________________________________________
Общее физическое состояние в процессе речевого общения (дрожь, потливость, учащение пульса, сердцебиение и т.п)_______________________________________
Особенности личности и эмоционально-волевой сферы
Контактность и характер взаимоотношений с окружающими_______________________________________
__________________________________________________________________________________________
Особенности личности (конфликтность, агрессивность, доброжелательность и т.п.)
__________________________________________________________________________________________
Особенности психических процессов
Восприятие (цвет, форма, пространственные отношения, наблюдательность)________________________
__________________________________________________________________________________________
Внимание (устойчивость, отвлекаемость, рассеянность, переключаемость, концентрация)______________________________________________________________________________
Память (скорость, объем запоминания, точность восприятия)______________________________________
__________________________________________________________________________________________
Мышление (понимание причинно-следственных отношений, операции сравнения, классификации, понимание смысла загадок и пословиц и т.п.)___________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Динамика психической деятельности и поведения ребенка
Активность или вялость психической деятельности движений, речи (в игре, учебной деятельности)______________________________________________________________________________
Преобладающий фон настроения_____________________________________________________________
Степень эмоциональной возбудимости________________________________________________________
Отношение ребенка к своему дефекту, степень фиксации на своем дефекте (безразличие, умеренная, выраженная)______________________________________________________________________________
Заключение
Форма и локализация судорог_______________________________________________________________
Степень тяжести заикания___________________________________________________________________
Форма заикания (невротическая, неврозоподобная)______________________________________________
Другие речевые нарушения__________________________________________________________________
Индивидуально-0психические особенности ребенка_____________________________________________