Заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг бюджетными учреждениями размещаются в соответствии с требованиями Закона о государственных закупках. За нарушение норм этого документа КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Поскольку заключение государственного (муниципального) контракта и его исполнение напрямую связаны с расходованием денежных средств (бюджетных ассигнований и средств, полученных от осуществления приносящей доход деятельности), контрольные органы в ходе проверок тщательно проверяют соблюдение всех норм Закона о государственных закупках. О том, какие нарушения выявляются контрольными органами при проведении проверок правильности заключения государственных (муниципальных) контрактов и их выполнения, а также о последних изменениях, внесенных в Закон о государственных закупках, пойдет речь в этом разделе.
Общие положения
Закон о государственных закупках устанавливает единый порядок размещения заказов в целях эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, совершенствования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в этой сфере. Согласно ст. 10 данного нормативного акта государственный (муниципальный) заказ должен размещаться:
- путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
- без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика, на товарных биржах).
Государственный заказ на приобретение товаров (работ, услуг) размещается только путем проведения аукциона, если предмет контракта поименован в Перечне товаров, работ, услуг, размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 N 236-р (п. 4 ст. 10 Закона о государственных закупках). Если товары, работы, услуги включены в указанный перечень, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд иным способом не допускается.
|
В случаях, поименованных в п. 2 ст. 55 Закона о государственных закупках, государственный заказ размещается у единственного поставщика. В частности, этот способ используется, когда:
- размеры закупок одноименных товаров (работ, услуг) не превышают в квартал установленный ЦБ РФ предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке (100 000 руб.) (пп. 14 п. 2.1 ст. 55 Закона о государственных закупках);
- размещается заказ на оказание услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка в порядке, предусмотренном ст. 55.1 Закона о государственных закупках (пп. 12 п. 2 ст. 55 Закона о государственных закупках);
- подана только одна заявка на участие в конкурсе, заявка на участие в аукционе или котировочная заявка в соответствии с ч. 12 ст. 25, ч. 7 ст. 31.4, ч. 12 ст. 35, ч. 22 ст. 41.8, ч. 6 ст. 46, ч. 10 ст. 53 Закона о государственных закупках (пп. 8 п. 2.1 ст. 55 Закона о государственных закупках);
- имеются другие основания.
По итогам размещения заказов заключаются государственные контракты.
|
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" контроль в сфере проведения госзакупок осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС) (исключение составляют поставки по оборонному заказу). Она вправе проводить как плановые, так и внеплановые проверки исполнения требований Закона о государственных закупках. Приказом ФАС РФ от 14.11.2007 N 379 утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В свою очередь, жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну, рассматриваются Федеральной службой по оборонному заказу (Рособоронзаказ). Административный регламент данной службы утвержден Приказом Министра обороны РФ от 25.02.2010 N 88.
Обобщив результаты проверок, проводимых названными органами, приводим обзор нарушений в части применения Закона о государственных закупках.