(Тунмэн). Три принципа Сунь Ятсена
Еще с к.XIX. века в стране начинает складываться революционная ситуация. К нему принадлежали национальная и мелкая буржуазия, рабочие, крестьяне, городская беднота. Южные районы Китая, где ранее всего закрепились колонизаторы и были созданы наиболее благоприятные условия для модернизации и европеизации, включая миссионерские школы и колледжи, постепенно становились центром формирования радикально настроенной молодежи, будущих китайских революционеров. Одним из наиболее известных среди них был Сунь Ят-сен (1866-1925), учившийся в молодости в Гонолулу, где проживал его брат-эмигрант, а затем получивший образование в миссионерских школах и медицинском колледже Гуанчжоу и Гонконга. Хорошо образованный, широко эрудированный, повидавший мир Сунь Ят-сен, как и в свое время Кан Ю-вэй, попытался соединить в своем лице и своем учении традиции классического Китая и необходимые нововведения, заимствованные с Запада. Созданный им еще на Гавайях и затем воссозданный в Гуанчжоу "Союз возрождения Китая" в конце XIX в. объединял в своих рядах сотни членов; он ставил своей целью свержение цинской династии, создание в стране демократического правительства и проведение в Китае радикальных реформ. Огромное влияние на подъем национально-освободительной борьбы народов Востока оказала революция 1905года в России. «Русская революция - писал Ленин, вызвала движение во всей Азии. Революция в Турции, Персии, Китае доказывают, что могучее восстание 1905года оставило в поступательном движении сотен и сотен миллионов людей неискоренимо».[2] Один за другим возникать союзы и организации, ставившие своей целью радикальные перемены в стране. Организации издавали газеты и журналы, в которых излагались программы их действий, печатались лозунги и призывы, порой также серьезные аналитические статьи. В 1902-1903 гг. Сунь оживил деятельность своего союза и создал ряд его новых филиалов. Именно к этому времени относится и окончательное формирование основ его доктрины - знаменитых "трех принципов": национализм (свержение династии маньчжуров), народовластие (республиканско-демократический строй) и народное благоденствие (уравнене прав на землю). Вслед за тем Сунь Ят-сен посетил ряд стран и провел большую работу по сплочению единомышленников,-прежде всего среди активных эмигрантов. В 1905 г. он созвал в Японии учредительный съезд членов разных организаций, создают "Союзная лига" (Тунмэнхуэй). Программа ее состояла: 1) свергнуть маньчжурскую монархию, 2) учредить демократическую республику, 3) осуществить уравнение прав на землю.[3] Став во главе союза и начав издавать журнал "Миньбао", Сунь Ят-сен приступил к пропаганде своих идей (трех принципов) и программных документов организации, включая проекты конституционного устройства будущего Китая (в значительной степени по европейской модели) и ликвидации социального неравенства. Призывы к конституционным реформам не миновали и ушей цинского правительства, которое сочло за благо опередить события и, в свою очередь, поставить вопрос о конституционной монархии с парламентарной системой. Обещания на этот счет, вначале смутные, были затем, под нажимом со стороны реформаторов и под влиянием мощной - в духе классической конфуцианской нормы -петиционной кампании 1907-1908 гг., выражены в форме проекта, предлагавшего созвать парламент и ввести в действие еще не разработанную конституцию в 1916 г. Этот проект мало кого устроил, а смерть всесильной Цыси в 1908 г. резко ускорила ход событий.
|
|
Таким образом, спор теперь в открытую шел о том, вести дело к революции или нет: реформаторы считали, что революционный взрыв спровоцирует державы и приведет к разделу Китая; революционеры же полагали, что революция как раз спасет Китай от гибели и сплотит его народ. Тунмэнхуэй взял курс на подготовку вооруженного восстания, рассчитывая при этом на поддержку многочисленных в Китае тайных обществ, издавна в кризисное время поставлявших многочисленные отряды восставших. Расчет был достаточно верен; кризисные явления в стране все сильнее давали о себе знать и крестьяне то здесь, то там брались за оружие. В ответ на это цинские власти попытались, было проводить более жесткую политику. Жесткая политика вызвала еще большее недовольство и привела к новой волне массовых выступлений. Словом, в стране назревал революционный взрыв.
III. Основные этапы революции, характер, движущие силы.