Найди свое место в ряду»




КАРТОТЕКА ИГР НА ФОРМИРОВАНИЕ

НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА

Игры сотрудничества – необходимый этап в формировании навыков совместной деятельности у дошкольников.

В играх сотрудничества все побеждают и никто не проигрывает. Дети играют друг с другом, а не соперничают. Эти игры уничтожают боязнь неудачи и поражения, утверждают уверенность ребенка в самом себе.

Игры без соперничества предназначены как для работы с детьми, которые не имеют проблем, так и для тех детей, в силу своих личностных особенностей испытывающих сложности при общении со сверстниками и взрослыми. Участвуя в таких играх, ребенок замечает, что его «Я» в союзе с другими «Я» получает высокое удовлетворение.

 

ИГРЫДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

 

Живые прыгалки»

Материал: прыгалки по количеству пар. Карточки (по мере необходимости)

Описание игры:

Играть можно с применением карточек и без них. Двое детей крутят скакалку (мне нравится то, что я делаю, независимо от того, с кем это делаю)

Правила и ход игры:

Прыгалки должны крутить одновременно два человека;

В каждой паре обязательно должны быть девочка и мальчик;

Имена обоих игроков должны начинаться на одну и ту же букву.

«Давайте посмотрим, чьи прыгалки скорее оживут». Игру можно разнообразить, если ведущий вручит каждой паре жетоны с указанием ее порядкового номера в зависимости от скорости выполнения задания.

 

Зрительный зал»

Материал: стулья по количеству игроков или больше, карточки (по мере необходимости)

Организация игрового пространства:

Расставить стулья как в кинотеатре, разложить на столе карточки.

Правила и ход игры:

Сейчас мы пойдем в кинотеатр. Билеты на просмотр фильма лежат здесь. Каждый из вас возьмет один билет и займет свое место в зрительном зале. До начала фильма контролеры будут проверять, правильно ли вы нашли место в зрительном зале. Тот, кто сел не на свое место, будут выведены из зала. Игру можно закончить просмотром диафильма или мультфильма.

 

Давайте думать вместе»

Материал: наборы картинок.

Организация игрового пространства:

На полу или на столе расположены картинки по количеству детей или чуть больше. Картинки подобраны таким образом, чтобы их можно было объединить по какому-либо признаку.

Правила и ход игры:

Детям предлагается взять по одной картинке и объединиться в пары, чтобы в каждой паре собрались картинки, у которых есть что- то общее.

Выполняется группой в 2-3 человека.

Изобразите букву, на которую начинается имя одного из ваших игроков

Доброе животное»

Правила и ход игры:

Ведущий тихим таинственным голосом говорит: "Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе".

 

Иголка и нитка»

Правила и ходи игры:

Выбирается водящий из детей. Под веселую музыку водящий играет роль иголки, а все остальные дети – роль нитки. «Иголка» бегает между стульями, а «нитка» (группа детей друг за другом)

 

Катаем мяч»

Материал: один не слишком маленький, хорошо катящийся мяч.

Правила и ход игры:

Когда дети собираются в круг, у них развивается чувство общности и принадлежности к группе. Если к тому же они вместе проговаривают стихи, то это чувство усиливается. Такая простая символическая деятельность, как перекатывание, передача и прием мяча, помогает детям устанавливать контакт друг с другом.

Инструкция детям: Станьте в круг и держите друг друга за руки. Давайте выу­чим стихотворение про нашу группу:

Мы стоим рука в руке,

Вместе мы — большая лента.

Можем мы большими быть (подняли руки вверх),

Можем маленькими быть (руки вниз),

Но никто один не будет (киваем соседям и пожимаем руки).

А теперь сядьте на пол также по кругу, но потеснее. Мы сыграем в игру с мячом. Это будет так: я качу мяч тому, кто сидит напротив меня. Этот ребенок крепко держит мяч обеими руками и ждет, что будет дальше. А мы все вместе называем имя того, у кого мяч, и продолжаем: «Марк в нашей группе!» После этого ребенок катит мяч кому-нибудь другому. И так далее, пока каждый не подержит мяч и не услышит свое имя.(Дети могут получать мяч несколько раз, но важно никого не пропустить.Стихи читайте каждый раз, как собираете группу в круг.)

 

Магнит»

Материалы: оживленная музыка, под которую дети водят хоровод, держась за руки.

Правила и ход игры:

Инструкция детям. Я хочу для вас немножко поколдовать. Подойдите сюда и посмотрите, что тут у меня. (Покажите детям, как небольшой магнит притя­гивает и удерживает гвоздик или скрепки.) Кто мне скажет, как называется этот предмет, который помогает мне быть таким хорошим волшебником (волшебни­цей)?

Иногда и люди бывают магнитами. Когда вечером вы идете домой, быстро ли вы бежите к папе или маме? А кто мне скажет, когда ребенок притягивает к себе?..

Я хочу предложить вам игру, в которой каждый из васпобудет магнитом.

Станьте в круг и возьмитесь за руки. Когда зазвучит музыка, вы можете двигать­ся или прыгать, но руки не отпускайте. Когда музыка остановится, я громко назову кого-нибудь из вас по имени, например, Мария. Тогда вы быстро отпускайте руки и бегите к Марии, станьте в тесный кружок вокруг нее и ласково коснитесь ее рукой, потому что она в этот момент — магнит. Если кто-то не захочет, чтобы его касалось сразу так много детей, он говорит: «Лучше скажите мне что-нибудь». Тог­да все дети прыгают вокруг и хором говорят: «Привет, Мария, ты с нами, ты с нами!»

Когда музыка снова заиграет, вы опять делаете большой круг, беретесь за руки и водите хоровод, пока я не назову другое имя.

 

8. «Моя туфелька»

Материалы: туфелька или любой предмет

Правила и ход игры:

Сядьте в круг на пол. Снимите с одной ноги туфельку и возьмите ее в руку. Лучше держать ее в правой руке. (Станьте сзади ребенка и покажите ему его правую руку.)

Начинаем проговаривать слова:

Это ты, это я,

Это туфелька моя

С нами песенку поет,

От меня к тебе идет.

Пока проговариваем слова, мягко касаемся туфелькой пола сначала с правой от себя стороны, затем — с левой. При словах «от меня к тебе» передаем туфельку соседу слева.

И так далее, пока в руке не окажется собственная туфелька. Тогда все поднимают каждый свою туфельку повыше и вместе говорят: «Это туфелька моя!»

 

Путешествующий шарик»

Материалы: вам будет необходим надутый воздушный шарик средней величины. Кроме того, вам понадобится хорошая инструментальная музыка. Мы можем пореко­мендовать «Вариации на тему Моцарта» М.И. Глинки.

Правила и ход игры:

Инструкция детям. Я хочу пригласить вас поиграть в игру, которая называется «Путешествующий шарик».

Сядьте в круг на пол, так чтобы каждый ребенок сидел вплотную к своим соседям. Как только я включу музыку, передавайте шарик друг другу, пока он не пройдет круг...

Теперь отодвиньтесь чуть-чуть назад, чтобы круг стал шире. Передавайте шарик дальше по кругу, но на этот раз в другом направлении. Пусть он сделает еще один круг. Это уже немного сложнее?..

Отодвиньтесь еще немного назад и сделайте круг еще шире. Сейчас вы можете лечь на живот, вытянуть ноги, руки и передавать шарик по кругу. Не бросайте шарик соседям, а протягивайте его. Вы чувствуете, как он заставляет вас тянуться?

(Дайте кругу расшириться так, чтобы дети все еще могли передавать шарик дальше.

Для детей постарше — от 4 до 5 лет — хорошо провести другой вариант этой игры. В этом случае дети начинают игру, сидя спиной к центру круга. Здесь круг должен увеличиваться медленней, а в третий раз, чтобы передавать шарик, дети могут лечь на спину.)

Волшебное перо»

Материалы: вам понадобится большое красивое перо. Также вы можете исполь­зовать кончики ваших собственных пальцев.

Правила и ход игры:

Поначалу ошибку приблизительно на сантиметр вы можете считать все еще хоро­шим результатом. Если ребенок оказался от цели слишком далеко, вы можете отме­тить: «Ты почти попал!» Затем укажите ему на правильное место большим и указа­тельным пальцами.

Инструкция детям. Сядьте в круг на пол. У меня есть волшебное перо, которым буду касаться разных мест вашего тела. Оно приятно на ощупь, и его прикосновенье будет вселять в вас бодрость и веселье.

Я поочередно буду подходить к каждому ребенку. Ребенок, рядом с которым я останавливаюсь, закрывает глаза. Тогда я нежно касаюсь волшебным пером его лица, шеи, ладони или руки. Не открывая глаза, ребенок должен дотронуться указатель-ным пальцем до того места, которого косну­лось перо. После этого он может открыть гла­за, а волшебное перо коснется другого ре­бенка.(Прикоснитесь пером к каждому ребенку. Помните о том, что дети учатся наблюдая. Работая с более старшими детьми, через не­которое время вы сможете доверить волшеб­ное перо одному или нескольким детям.)

Тропинка»

Правила и ход игры:

Дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкнет, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий:

«Тропинка» - дети кладут руки на плечи впередистоящему, приседают и наклоняют головы вниз;

«Копна» - дети соединяют руки в центре своего круга;

«Кочки» - все приседают, обхватив голову руками.

Ведущий дает команды в любом порядке – как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми справились с заданием, получает очко. Выигрывает команда у которой наберется наибольшее количество очков.

Ладонь в ладонь»

Правила и ход игры:

Дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца) и т.д. ладони разжимать нельзя.Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т.д.

 

Паровозик»

Правила и ход игры.Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончик», преодолевая различные препятствия.

 

Объятия»

Игру можно проводить утром, когда дети собираются в группе, для ее «разогрева».

Правила и ход игры.

Воспитатель предлагает детям сесть в один большой круг.

Воспитатель. Дети, кто из вас еще помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили между собой. Конечно, иногда можно и поспорить друг с другом, но, когда люди дружны, им проще переносить обиды или разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их. Быть может, будет такой день, когда кто-нибудь из вас не захочет, чтобы его обнимали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите, пока же можно просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого ребенка. Я начну с легкого

маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, то любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия.

Дети по кругу начинают обнимать друг друга, с каждым разом, если сосед не возражает, усиливая объятие.

После игры задаются вопросы:

— Понравилась ли тебе игра?

— Почему хорошо обнимать других детей?

— Как ты себя чувствуешь, когда другой ребенок тебя обнимает?

— Берут ли тебя дома на руки? Часто ли это бывает?

Аплодисменты по кругу»

Правила и ход игры.

Воспитатель. Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля — стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю.

Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком воспитатель выбирает следующего, который также получает свою порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы.

 

Жучок»

Правила и ход игры.Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен узнать, кто из детей дотронулся до его руки, и водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки

 

17.Шарик-подарок

Описание. Это очень простая и поэтическая игра. На символическом уровне она позволяет детям почувствовать, как важно что-то получать в подарок и дарить са­мим.

Материал: веселая, но не быстрая музыка, например, «Менуэт» ЛуиджиБокке-рини; воздушный шар.

Инструкция детям.Сядьте на пол в круг потеснее. Сегодня у меня с собой красивый и яркий воздушный шарик. Представьте, что шарик — это чудесный пода­рок, который вы дарите лучшему другу. Если вы даете шарик тому, кто рядом с вами, он вас благодарит за то, что вы ему дарите что-то очень красивое. Подумайте, как вы хотите передать подарок. Может, вы приветливо посмотрите, улыбнетесь, отдадите подарок медленно или быстро, что-то при этом скажете? Прислушайтесь к музыке, которая будет для вас играть.

И ребенок, который получает подарок, сам решит, как он будет его принимать: с улыбкой, с довольным лицом, скажет «спасибо»...

А может быть, некоторые дети захотят передать подарок с закрытыми глазами.

 

18.Рыбацкая сеть

Описание. Задача игры — вызвать тактильные ощущения пальцев ног. Дети про­буют хватать пальцами ног полотенце и в то же время медленно идти. Если это удается, ребята переживают чувство большого успеха.

Когда малыши идут спиной вперед, следите за тем, чтобы они не сталкивались друг с другом.

Материалы: для каждого ребенка тонкое полотенце среднего размера.

Инструкция. На пол перед собой ровно положите полотенце. Снимите обувь и носочки, отложите их в сторонку. Станьте на угол полотенца и ухватите его пальцами ног. Скатайте его под пальцами. Подумайте, какой ногой вы хотите это сделать. Представьте, что полотенце — это рыбацкая сеть, кото­рую надо медленно вытащить из небольшого пруда. Вы хо­тите поймать золотую рыбку, которая плавает в этом пруду. Медленно идите назад и тащите за собой сеть. Смотрите вокруг, чтобы ни с кем не столкнуться.

Я буду ходить между вами, и вы можете шепнуть мне на ушко, удалось ли вам поймать золотую рыбку.

 

19.Горячая картошка

Описание.Эта игра позволяет почувствовать и понять, что иногда в жизни неуда­ча неизбежна и что с ней надо уметь справиться. Одновременно она показывает, как легко помочь тому, кто в беде.

Материал:одна картофелина.

Инструкция детям.Сядьте на пол в круг. У меня для нашей игры приготовлена картофелина. Но она — особенная. Теперь вам надо представить, что эта картофели­на очень горячая. Поэтому мы должны передавать ее друг другу очень-очень быстро. Если она у кого-то в руках задержится, то мы все представим, что он обжег пальцы. И что тогда? Еще у нас в игре есть стоп-часы. Это один из вас, кто сидит за кругом к нам спиной и время от времени кричит «Стоп!», когда захочет. Если мы услышали «Стоп!», картошку передавать нельзя, она остается у кого-то в руках, и он «обжига­ется». (Интервал для стоп-часов должен быть от 30 до 60 секунд.)

Ай-яй-яй! Для него это настоящая беда. Но, к счастью, мы можем его утешить. Те, кто сидит рядом, обнимут его за плечи и мягко покачают пару раз из стороны в сторону, пока ребенок с картошкой не скажет: «Дальше». И снова быстро-быстро передаем картошку из рук в руки, пока стоп-часы снова не закричат «Стоп!». (Поза­ботьтесь о том, чтобы роль стоп-часов исполняли несколько детей, сменяя друг друга.)

 

20.Летучая рыбка

Описание. Эта игра соотносит тактильные ощущения с ощущениями левой и правой сторон тела. Чтобы выпол­нить двигательные задания, дети должны «увязать» движе­ния обеих ног и рук. Одновременно дается нагрузка на мышцы.

Материал: каждому ребенку потребуется губка.

Инструкция детям. Сядьте на пол и снимите обувь. Зажмите губку между стопами. Когда я скажу: «Внимание, приготовились, начали...», подбросьте губку повыше и попытайтесь поймать
ее руками. Представьте, что губка — это маленькая рыбка, она хочет нырнуть в воду, а вы хотите ее поймать.

Внимание, приготовились, начали...

А теперь снова положите губку между стопами, и пусть она опять подпрыгнет, а вы поймаете ее руками.

Пробуем еще несколько раз..

 

21.Торт на день рождения

Описание.Эта игра особенно своевременна, когда у кого-то из детей день рожде­ния. Тогда вся группа участвует в «приготовлении» торта, и он становится по-настоя­щему неповторимым.

Инструкция детям.Я хочу предложить вам игру, которая называется «Торт на день рождения». Все дети смогут поучаствовать в ней и испечь необыкновенный торт.

Сядьте на пол кружком. Представьте, что наш круг — это миска, где смешивают все продукты для торта. Ну-ка подумайте, что нужно для теста. Чтобы торт был вкусным, нам нужна пара яиц. Кто из вас хочет ими быть? Будьте яйцами, которые разбили в миску, и ложитесь посередине на пол. Что еще нам нужно для торта?..

(Пусть дети будут разными продуктами.Спрашивайте, кто хочет быть, напри­мер, мукой, молоком, сахаром, изюмом.)

Те, кто присоединяется к «тесту», должны позаботиться о том, чтобы все продук­ты были хорошо перемешаны.

Один или два ребенка будут свечками на торте. («Зажгите» их радостно и прого­ворите хором заранее подобранные вами короткие стихи, подходящие к такому уни­кальному торту на день рождения.)

 

22.Падающее перо

Описание. В этой игре вашим помощни­ком будет маленькое пушистое перышко либо иной подобный предмет, легкий и воздушный.

Инструкция детям. У меня маленькое пушис­тое перышко. Посмотрите, как мягко оно падает на пол, когда я его отпускаю. Я брошу его один раз, а вы можете считать вслух, что­бы мы узнали, сколько времени потребуется перышку, что­бы долететь до пола. Мы можем посчитать вместе: раз... два... три... четыре... пять... Теперь станьте здесь. Представьте, что каждый из вас — маленькое красивое пе­рышко, которое выпало из крыла птицы, пролетевшей над землей. Давайте медленно парить вниз, на пол, как это перышко, и при этом считать до пяти. На счете три вы, вероятно, уже будете наполовину на полу... Когда вы полностью окажетесь на полу, полежите там несколько мгновений совершенно расслабленно.

Я буду громко считать вслух, пока вы совсем не опуститесь вниз. На старт, внима­ние, марш: раз... два... три... четыре... пять...

 

23.Гамак

Описание. Эта игра дает возможность хорошо расслабиться под музыку. Каждый ребенок может понежиться и стать необычайным «подарком» для взрослых участни­ков игры. Дети любят подобные игры.

Материал: шерстяное одеяло либо простыня и спокойная инструментальная музыка. Очень хорошо подходят «Колыбельная» Брамса и «Мечтания» («Traumerei») Шумана.

Инструкция детям.В некоторых странах люди, когда хотят хорошо и комфорт­но отдохнуть, используют гамак. Полностью расслабившись, они ложатся в него и мягко покачиваются из стороны в сторону. Сегодня мы сделаем особенный гамак.

Я постелю на пол одеяло, и один ребенок может на некоторое время улечься в гамак. Один взрослый становится у его головы, а другой — у ног, затем мы немного приподнимаем одеяло, и ребенок начинает медленно качаться в гамаке в такт музы­ки. Все остальные дети стоят вокруг гамака и могут, приветливо улыбаясь, подпевать звучащей мелодии. Через некоторое время мы мягко опускаем ребенка на пол. И гамак становится свободен для следующего ребенка.

(Присмотрите за ребенком, который качается в гамаке; напевайте мелодию вмес­те со всеми и ощущайте своим телом ее ритм.)

 

Солнышко и дождик

Игра построена на простых движениях и действиях, выполняемых одновременно взрослым и детьми.

Воспитатель поворачивает детский стульчик спинкой вперед и предлагает всем сделать то же самое со своими стульчиками. "Смотрите, получился домик", - говорит он, присаживаясь перед стульчиком и выглядывая в отверстие спинки, как в окошко. Называя детей по именам, взрослый предлагает каждому из них "выглянуть в окошко" и помахать рукой.

Так, выстроенные полукругом стульчики, становятся домиками, в которых живут дети.

"Какая хорошая погода! - говорит воспитатель, выглянув в окошко. - Сейчас выйду и позову детишек поиграть!" Он выходит на середину комнаты и зовет всех погулять. Малыши выбегают и собираются вокруг воспитателя, а он произносит следующий текст:

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку!

А. Барто

Дети прослушивают и повторяют вслед за воспитателем стихотворение. Затем под его слова совершают следующие движения, подражая взрослому:

Топ-топ-топ-топ - Все топают ножками, стоя на месте.

Топ-топ-топ,Топ-топ-топ,Топ-топ-топ (пауза).

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп - Все хлопают в ладошки, подражая воспитателю

Хлоп, хлоп, хлоп,Хлоп, хлоп, хлоп,Хлоп, хлоп, хлоп!

"А теперь побегаем!" - предлагает воспитатель и убегает. Дети разбегаются в разные стороны. Неожиданно для них воспитатель говорит: "Посмотрите, дождик идет! Скорее домой!" Все спешат в свои домики.

"Послушайте, как барабанит дождик по крышам, - говорит воспитатель и, постукивая согнутыми пальцами по сиденью стульчика, изображает шум дождя. - Стало очень скучно. Давайте попросим дождик перестать капать". Педагог читает народнуюпотешку:

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капли не жалей.

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи!

Шум дождя вначале усиливается, но постепенно утихает, а вскоре и совсем прекращается. "Сейчас выйду на улицу и посмотрю, кончился дождик или нет", - говорит воспитатель, выходя из своего домика. Он делает вид, что смотрит на небо и зовет малышей: "Солнышко светит! Нет дождя! Выходите погулять!"

Дети опять собираются вокруг воспитателя и вслед за ним повторяют стихотворение про солнышко и выполняют забавные движения. Можно побегать, попрыгать, поплясать, но до тех пор, пока воспитатель снова не скажет: "Ой, дождик начинается!": На слова "Дождик идет!" бежать в свой дом, а на слова "Солнышко светит!" выйти на середину комнаты или площадки.

Советы воспитателю:Игра может проводиться как в помещении, так и на воздухе. Вместо стульчиков-домиков можно начертить на земле кружочки или выложить их камешками, шишками и т. д. Желательно, чтобы все домики находились на равном расстоянии друг от друга и располагались полукругом или вокруг отведенного для движения пространства.

Воспитатель выполняет движения вместе с детьми: бег врассыпную, догонялки (бег за воспитателем), прыжки, плясовые свободные движения и пр. Во время игры можно обнять ребенка, приласкать его, пошутить, обменяться улыбками. Ведите себя свободнее, не скупитесь на улыбку, всячески выражайте свое доброе отношение к детям.

Вместо приведенной выше потешки про дождик можно использовать и другие, например:

Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще,

Дождик, дождик, посильней,

Огород ты наш полей.

А потешку: "Дождик, дождик, надо нам расходиться по домам"- можно использовать вместо сигнала.

Хорошо также прочитать детям стихотворение Е. Благининой:

Дождик, дождик, не дожди,

Дождик, дождик, подожди!

Дай дойти до дому

Дедушке седому!

При повторении игры можно разнообразить игровые действия. Например, после дождя можно "поехать на поезде в лес собирать грибы и ягоды". Дети выстраиваются друг за другом (каждый кладет руки на плечи впереди стоящему) и изображают поезд.

Поезд гудит, стучит, едет и вдруг останавливается. Дети разбегаются по лесу, приседают, собирая грибы и ягоды, затем возвращаются на поезде домой. Недалеко от дома попадают под дождик, и все начинается сначала.

 

25.Раздувайся, пузырь!

Воспитатель предлагает всем детям сесть на стульчики, расположенные полукругом, и спрашивает одного из них: "Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все слышали!" Ребенок называет свое имя, а взрослый ласково повторяет его: "Машенька, пойдем играть!" Педагог берет ребенка за руку, подходит вместе с ним к следующему малышу и спрашивает, как его зовут. Повторяя имя ребенка ласково, но так, чтобы его слышали все, он предлагает и ему присоединиться к ним и подать руку Машеньке. Теперь они уже втроем идут приглашать следующего ребенка принять участие в игре. Так по очереди за руки берутся все дети. Сначала лучше подходить к тем воспитанникам, которые выражают желание включиться в игру, а скованных, заторможенных детей целесообразнее приглашать последними. Если кто-нибудь все же отказывается играть, не стоит настаивать на этом. Постепенно, наблюдая за игрой, они заразятся ею и тоже захотят быть в коллективе.

Когда все дети будут приглашены, образовывается длинная цепочка. Воспитатель берет за руку ребенка, стоящего последним, и замыкает круг. "Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! - говорит взрослый. - А теперь давайте сделаем маленький кружок".

Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и начинают "раздувать пузырь": наклонив головы вниз, малыши дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух в свою трубку и произносят звук "ф-ф-ф-ф". Эти действия повторяются два-три раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!!!

Получается большой растянутый круг. Воспитатель входит в него, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, затем неожиданно останавливается и говорит: "Лопнул пузырь!" Все хлопают в ладоши, произносят слово "Хлоп!" и сбегаются в кучку (к центру).

После этого игра начинается сначала, т. е. опять раздувается пузырь. А закончить игру можно так. Когда пузырь лопнет, воспитатель говорит: "Полетели маленькие пузырики, полетели, полетели, полетели..." Дети разбегаются в разные стороны.

Правила игры:

1. Когда пузырь раздувается - двигаться назад и к концу текста взяться за руки.

2. На слово "Хлоп!" руки разнимаются и все бегут к центру.

3. Давать руку любому, кто оказался рядом.

Советы воспитателю: При проведении этой игры очень важно следить за движениями детей, придерживаясь неторопливого и оптимального для них темпа. Во время игры могут возникать конфликты между детьми: кто-то не хочет дать руку своему соседу, кто-то перебегает с одного места на другое и т. д. Особенно часто дети ссорятся из-за того, что каждому хочется стоять рядом с воспитателем. Напомните детям третье правило, которое необходимо для дружной игры. Не следует задерживаться на этих конфликтах, лучше быстро и тактично разрешать такие споры.

 

26.Лови-лови!

К палочке длиной 0,5 и 0,75 м на крепком шнуре прикрепляется легкий удобный для хватания предмет - мягкий поролоновый мячик, нарядная кисточка, лоскуток, мешочек и т. д. Перед началом игры воспитатель показывает эту палочку. Опуская и поднимая ее, он предлагает отдельным детям поймать предмет на шнурке (например, матерчатый мячик). Привлекая таким образом внимание детей, заинтересовав их самой задачей - ловить мячик, взрослый собирает вокруг себя всех ребят и предлагает им встать в кружок. Сам же становится в центре.

Лови-лови!" - говорит воспитатель и приближает подвешенный к палке мячик то к одному, то к другому ребенку. Когда малыш пытается поймать мячик, палка чуть приподнимается и ребенок подпрыгивает, чтобы схватить его. Поворачиваясь в разные стороны, воспитатель старается вовлечь в эту забаву всех детей. Допустимо, чтобы предмет одновременно ловили несколько ребят. Поиграв немного таким образом, можно слегка изменить правила. Так, дети по очереди ловят мячик, пробегая друг за другом мимо палки. Тот, кто достигнет цели, становится позади воспитателя, обхватив его руками. Постепенно образуется целая цепочка детей, успешно справившихся с заданием. Делая несколько шагов по комнате, цепочка по сигналу "Беги на место!" рассыпается. Ребята садятся на свои места, потом снова выстраиваются друг за другом, и можно начинать игру сначала.

Советы воспитателю:Игра в кругу (первый вариант) проходит живее и веселее, чем цепочкой (второй вариант). Но она очень возбуждает детей и может вызвать излишний шум в группе. Поэтому следует чередовать оба варианта игры.

Подвижные и активные дети обычно подавляют вялых и робких. Чтобы этого не произошло, поиграйте со слабыми детьми отдельно, так как эта игра очень полезна для пассивных, неуверенных в себе малышей.

Никогда не делайте во время игры резких замечаний, даже если дети очень расшалились. Не нужно портить им настроение, так как в этом случае цель игры - развеселить ребят - не будет достигнута. Рекомендуемый прием чередования двух вариантов игры способствует снятию излишнего возбуждения.

 

Куклы пляшут

Игровой материал: Для игры нужно пять-шесть кукол средних размеров. Желательно, чтобы они были нарядными и привлекательными для детей - с бантиками, поясочками, в красивых платьицах. Желательно иметь и несколько кукол-мальчиков.

Описание игры и приемы ее проведения: Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики и выдвигает перед ними стол, на котором расположены куклы. "Смотрите, какие куклы пришли сегодня поиграть с нами! - говорит он, стараясь привлечь внимание малышей к новым игрушкам. - Таким нарядным куклам, наверное, очень хочется поплясать, но сами они плясать не умеют. Ведь они совсем маленькие и привыкли, что их берут на руки и танцуют с ними". Взяв куклу, педагог показывает, как можно с ней танцевать. Потом он подзывает пять-шесть детей, предлагает каждому выбрать куклу. Дети с куклами становятся вокруг воспитателя и вместе с ним выполняют плясовые движения. Например, слегка поворачивают куклу в руках, подпрыгивают с ней, кружатся то вправо, то влево, хлопают ручками куклы и т. п. Под конец куклы в руках детей раскланиваются.

Во время выступления танцоров остальные участники игры подпевают вместе с воспитателем мелодию пляски и выполняют роль музыкантов: играют на своих кулачках, как на дудочках, или изображают игру на гармошках. Когда куклы после пляски начинают раскланиваться, музыканты им аплодируют.

"А теперь, - говорит воспитатель, - подумайте, кому передать свою куклу". Малыши передают свои игрушки тем, кто еще не плясал.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не попляшут с куклами.

Правила игры:

1. В начале игры каждый выбирает себе куклу сам, ссориться из-за игрушек нельзя.

2. Куклу можно передавать только тому, кто еще ни разу не плясал.

Советы воспитателю: Игра может проводиться как под музыкальное сопровождение инструмента, так и под пение взрослого. Хорошо, если в группе имеется проигрыватель, магнитофон.

Проводя эту веселую игру-забаву, не забывайте о том, что цель ее - не только развлекать детей, но и учить их пользоваться общими вещами и уступать друг другу. Чтобы воспитанники осознали это важное правило коллективной жизни, в конце игры похвалите всех ее участников: танцоров - за веселую пляску, музыкантов- за хорошую музыку. Объясните малышам, что танец не получился бы таким веселым, если бы не было музыки. Посоветуйте им и в следующий раз играть так же дружно, как сегодня.

 

 

Кто к нам пришел?

Воспитатель рассаживает детей на стульчики и сообщает, что к ним сегодня в гости будут приходить разные животные, а какие именно - об этом они должны догадаться сами. Он вызывает двух-трех детей (наиболее смелых и находчивых), отходит с ними в сторонку и тихонько, так, чтобы не было слышно остальным, договаривается, какого гостя будет изображать тот или иной ребенок. Педагог помогает каждому из них найти движения, соответствующие его роли, а также звукоподражания. Устанавливает очередность их выхода.

Вернувшись к остальным детям, воспитатель объявляет: "Вот идет первый гость, кто к нам пришел, покажись!" Выходит первый гость. Если это собачка, ребенок подражает ее лаю ("гав- гав-гав") и машет сзади рукой будто хвостиком, если котенок - мяукает и ложится на ковер на спинку, если петух - гордо поднимает голову, машет согнутыми руками-крылышками и громко кричит "кукареку!", а если пришла козочка - выставляет рожки и прыгает.

Дети отгадывают, кто к ним пришел, и ласково, приветливо принимают гостя. Воспитатель старается дополнить образ животного, активизировать воображение всех участников игры и дает пример приветливого отношения к гостю: "Какая замечательная собачка к нам пришла, какие у нее ушки, какой носик..." и т. д. Поиграв с собачкой, дети усаживают ее на стульчик. Раздается стук в дверь, и появляется следующий гость. После встречи третьего гостя воспитатель подзывает к себе других детей и распределяет между ними роли.

Игра повторяется до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в роли гостя.

В дальнейшем игру можно проводить иначе. Воспитатель раздает детям предметные картинки, на которых изображены знакомые им животные или птицы: ворона, воробей, утка, гусь, собака, кошка, свинья, корова, лошадь и т. д., причем некоторые картинки могут повторяться. Положив свои картинки на стульчики изображением вниз, дети по очереди подходят к воспитателю и сообщают, что изображено. Взрослый подсказывает ребенку движения, соответствующие образу, и помогает войти в свою роль. В остальном игра продолжается так, как описано выше.

Советы воспитателю: В начале игры роли следует давать самым смелым и находчивым детям, которым в дальнейшем будут подражать остальные ребята. В каждой группе есть застенчивые, неуверенные в себе малыши. Они обычно стесняются выступать перед всеми, испытывают при этом неловкость и страх. Помогите своим воспитанникам стать более раскованными. Для этого можно одновременно поручить одну и ту же роль двум детям - робкому и смелому. Последний, возможно, заразит своим примером застенчивого ребенка.

Если малыш решительно отказывается от роли гостя, не принуждайте его к этому. Пусть он сначала понаблюдает за сверстниками. Может быть, веселая, доброжелательная атмосфера игры поможет ему пре



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: