По закону печать на договорах не требуется, однако стороны могут взять на себя такое обязательство сами. В этом случае возможны следующие последствия:
(если) в тексте договора сказано, что он, а также изменения к нему должны быть скреплены печатями сторон, то отсутствие печати может повлечь признание письменной формы сделки несоблюденной <36>. По сути, это не страшно, просто в случае спора по договору компания не сможет ссылаться на показания свидетелей <37>;
(если) в тексте договора сказано, что без печатей он недействителен <36>, то отсутствие печати может повлечь признание его недействительным. В таком случае обе стороны должны будут вернуть друг другу все полученное по сделке <38>. Не факт, что это обязательно произойдет, но лучше, как говорится, не рисковать. Поэтому:
- нужно просмотреть все ваши действующие договоры и продолжать использовать печать там, где этого требует договор. Либо можно подписать с контрагентами изменения (если согласятся);
- если вы не будете использовать печать в дальнейшем, то при заключении договоров надо акцентировать на этом внимание контрагентов и следить, чтобы в договор не попало условие о скреплении его печатью.
* * *
В заключение подумаем, как общаться с контрагентами. Ведь если они решат не ставить печать, например, на актах, накладных, обязать их нельзя (кроме случаев, предусмотренных вашими договорами). Документы придется принимать без печати.
Из авторитетных источников
Тараканов С.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
"Принимать первичные учетные документы от контрагента без печати можно, даже если использование печати предусмотрено его уставом, но не предусмотрено законом. В случаях, не предусмотренных законом, использование печати является внутренним делом организации, то есть ее использование подчиняется внутренним правовым документам организации".
|
Во избежание недоразумений вашему руководству лучше обсудить с контрагентами эту ситуацию и решить, как вы будете работать дальше. Если кто-либо из них перестанет использовать печать, то этой организации можно предложить применять дополнительные способы идентификации: нанесение на документы голографических наклеек, изготовление бланков на защищенной бумаге, представление образцов подписей и т.д.
--------------------------------
<36> Пункт 1 ст. 160 ГК РФ.
<37> Пункт 1 ст. 162 ГК РФ.
<38> Пункт 2 ст. 167 ГК РФ.
ОТМЕНА КРУГЛЫХ ПЕЧАТЕЙ - ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В РАБОТЕ ЮРИСТА,
КАДРОВИКА И БУХГАЛТЕРА
Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "КонсультантПлюс".
Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 17.04.2015.
1. Юристу: АО и ООО решат самостоятельно, иметь ли им печать >>>
1.1. О наличии печати у общества можно узнать из его устава >>>
1.2. Будет ли печать на договоре, по-прежнему зависит от решения сторон >>>
1.3. Можно ли не ставить печать на доверенности? >>>
1.4. В каких случаях можно не ставить печать, а в каких она обязательна? >>>
2. Кадровику: ставить ли печать при оформлении документов? >>>
2.1. В акте о несчастном случае печать работодателя может отсутствовать >>>
2.2. Как заверять записи в трудовых книжках, если нет печати? >>>
|
2.3. Заключить трудовой договор можно и без печати >>>
2.4. Ставить ли печать организации на листке нетрудоспособности - решать работодателю >>>
2.5. Документы о привлечении иностранных работников заверяются печатью, если она есть >>>
2.6. Чтобы утвердить штатное расписание, печать не нужна >>>
3. Бухгалтеру: повлияет ли на работу отсутствие печати? >>>
3.1. Для организаций, имеющих печать, сведения о которой есть в уставе >>>
3.1.1. Что будет с расходами, если контрагент не поставил печать на документах? >>>
3.2. Для организаций, имеющих печать, сведений о которой нет в уставе, а также для вновь создаваемых компаний >>>
3.2.1. Как быть, если без печати инспекция не принимает отчетность? >>>
3.2.2. Что делать с отчетностью по страховым взносам? >>>
3.2.3. Нужно ли заверять печатью копии документов, которые запросила инспекция в ходе проверки? >>>
3.2.4. Нужно ли ставить печать на доверенности представителя организации? >>>
3.2.5. Должна ли использовать печать организация, применяющая ККТ? >>>
3.2.6. Установленная в Налоговом кодексе РФ обязанность ставить печать при уплате акциза сохраняется >>>
Юристу: АО и ООО решат самостоятельно, иметь ли им печать