Основные черты механизма стратегии антикризисного управления




 

Одним из важнейших принципов стратегии антикризисного управления

является постоянный мониторинг внешней и внутренней среды фирмы с целью раннего обнаружения надвигающейся угрозы кризиса. Антикризисное

управление фирмой начинается с момента выбора ее миссии, т. е. с ответа

на вопрос: «Что делать?» На всех последующих этапах развития фирмы

внимание ее руководства должно быть сосредоточено на своевременном

«улавливании» сигналов, свидетельствующих о возможном ухудшении

положения фирмы, ее конкурентного статуса. Для этого необходимо

построить систему, позволяющую сочетать количественный и качественный

анализ «сигналов» об угрозе приближения кризисного состояния, т. е.

существенного снижения конкурентного статуса фирмы.

В качестве основы такой системы может быть принят анализ

возможностей, ресурсов и рисков, так называемый SWOT-анализ (Strength —

сила;Weakness — слабость; Opportunity — возможности; Threat — угрозы).

Целью этого анализа является выявление совокупного влияния на

конкурентный статус фирмы сильных и слабых сторон фирмы по отношению к внешней среде; широты возможностей для выполнения миссии фирмы,

открываемых внешней средой; степени и характера угроз выполнению миссии фирмы со стороны внешней среды. Назовем их факторами состояния фирмы.

В процессе анализа необходимо определить «каналы связей»,

возникающие между агентами внешней и внутренней среды, с одной стороны, факторами состояния фирмы и моментом наступления кризисного состояния (несостоятельности, банкротства) фирмы, — с другой. Именно по этим каналам поступают сигналы о неблагополучных тенденциях, возникающих во внешней и внутренней средах фирмы. Эти сигналы — вначале слабые — по мере накопления информации постепенно усиливаются, позволяя руководству фирмы заблаговременно принимать меры по предотвращению кризисных состояний.

При этом следует исходить из существа процесса возникновения

кризисного состояния, представляющего собой одну из разновидностей

экономического механизма.

Под экономическим механизмом принято понимать цепь

последовательных взаимосвязанных экономических явлений. Как и всякий

экономический механизм, механизм возникновения кризисного состояния

«запускается» субъектами, инициирующими исходные экономические явления.

Под влиянием этих исходных явлений начинается процесс следования (без

дополнительного импульса) одного за другим в определенной

последовательности цепочки взаимозависимых экономических явлений (эффект падающего домино), в конце которой наступает завершающее явление.

В качестве исходных могут выступать многочисленные и

разнообразные по характеру и силе первоначального импульса экономические явления, которые инициируются агентами как внешней (детерминантами «национального ромба»), так и внутренней (стратегическим потенциалом фирмы) среды. [17]

 

Глубина кризисного состояния и продолжительность периода, в течение которого оно наступает, зависит от:

 

- соотношения количества и силы исходных экономических явлений;

 

- числа и степени влияния агентов внешней и внутренней среды;

 

- интенсивности процесса возникновения промежуточных экономических

явлений;

 

- соотношения и силы промежуточных явлений по каждому фактору состояния фирмы;

 

- значимости каждого фактора состояния фирмы конкретно для данной фирмы и данной отрасли национальной экономики.

 

Существо механизма возникновения кризисного состояния наводит на

мысль о том, что каждое последующее экономическое явление в цепочке,

образуемой тем или иным каналом связи, дает, как правило, сигнал большей

силы и той же направленности, что и предыдущее Тем не менее, такая

простая зависимость вряд ли отражает существенно более сложные и

противоречивые процессы, происходящие в реальной жизни Поэтому

необходимо постоянное слежение за цепочкой, инициированной тем или иным исходным экономическим явлением, что позволит своевременно обнаружить характер воздействия исходного явления на завершающее.

Целью антикризисного управления является разработка и

первоочередная реализация мер, направленных на нейтрализацию наиболее

опасных путей, приводящих к кризисному состоянию

Здесь следует обратить внимание на еще одно принципиально важное

обстоятельство: сочетание стратегии и тактики антикризисного управления

Сложность этой проблемы состоит в том, что, с одной стороны,

стратегические решения, направленные на предотвращение кризиса, должны

быть приняты и реализованы на ранних стадиях управления, когда процесс

движения к кризису еще не приобрел кумулятивного характера и поэтому еще не стал необратимым. С другой стороны, решения, принимаемые на ранних стадиях, базируются, как правило, на весьма слабых и потому не всегда достоверных сигналах о возникновении неблагополучных тенденций.

Тактические решения, в отличие от стратегических, принимаются на основе более полной и точной информации, отражающей актуальное (по состоянию на данный момент) состояние производственной системы. Однако времени для коренной перестройки деятельности фирмы с целью предотвращения кризиса либо очень мало, либо нет совсем. Речь в этом случае идет либо о чрезвычайных мерах по недопущению кризиса, которые еще возможно реализовать в короткий период, либо о мерах, направленных на выход из кризиса, который уже наступил.

Сочетание стратегического и тактического подхода к антикризисному управлению может быть представлено в виде областей предотвращения, недопущения и выхода из кризиса. Если интенсивность нарастания кризисных явлений мала, то это может вызвать неадекватную реакцию руководства производственной системой на слабые сигналы о возникновении неблагополучных тенденций во внешней и внутренней среде фирмы. Иначе говоря, на эти сигналы просто не обратят внимания, мотивируя это необходимостью решения важнейших сиюминутных задач по выполнению миссии фирмы. На этом этапе обычно руководствуются рекомендациями по управлению путем ранжирования стратегических задач. Недостаточное внимание к слабым сигналам, поступающим на этой стадии, может вызвать тяжелые стратегически важные последствия для фирмы.

Реальное воплощение описанного процесса возможно лишь при

организации постоянного наблюдения за факторами состояния фирмы и

сетями, характеризующими "каналы связи" между исходными и завершающим экономическими явлениями в механизме возникновения кризисного состояния. [18]

Задачей подобного наблюдения является нахождение наиболее характерных «точек», то есть значений тех или иных показателей, количественно характеризующих определенный сигнал о состоянии фирмы, ее конкурентном статусе в данный момент времени. Поскольку конкурентный статус фирмы характеризует совокупное влияние на уровень конкурентного преимущества условий, формируемых детерминантами «национального ромба» и стратегическим потенциалом фирмы, точки наблюдения должны отражать именно эти две сферы влияния. Эти точки могут быть информационными объектами бухгалтерского учета, учета производственных затрат (контроллинг) оперативного учета различных аспектов деятельности фирмы, аналитических обзоров и других материалов, позволяющих оценить состояние фирмы.

Прежде чем найти показатели, оценивающие состояние фирмы, нужно

конкретизировать содержание «сигналов», подвергаемых оценке. [19]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: