Рекомендации по развитию разных репрезентативных систем




младших школьников для педагогов начальной школы

 

Развитие репрезентативных систем можно проводить в процессе обучения ребенка основным навыкам письма, чтения и решения математических задач. В свои рекомендации мы включили несколько методов, которые педагог может использовать на уроке математики, русского языка или чтения.

Рекомендации по развитию разных репрезентативных

систем младших школьников

Школьный предмет Метод обучения Цель метода Описание метода
Математика Метод слухового кодирования Развитие аудиальной системы, формирование умения концентрировать свое внимание на словах, определяющих будущую стратегию решения, ведущих к пониманию того, какое действие необходимо совершить с данными в задаче Учитель подбирает слуховые коды в количестве десяти, а дети у себя в тетрадях каждым порядковым номером должны поставить зрительный знак, соответствующий слуховому коду. Например: 1. В два раза меньше: 2. На 18 меньше - 3. На 5 больше + 4. В 3 раза больше х 5. Всего + 6. Из них - 7. В 5 раз больше х 8. На 21 меньше -
    Цифрами. 9. В 3 раза меньше: 10. На 7 больше + После того, как дети освоят слуховые коды, можно переходить к решению задач. Решать задачи можно сначала на слух: учитель читает условия задачи, дети сразу записывают в тетради действия, а затем по очереди выходят к доске парами и пишут, какие действия они произвели и какие ответы они получили. Так можно учить детей и в первом, и во втором классе. Будет меняться только сложность задач и скорость их решения.
  Метод выражения Развитие способностей перевода аудиальной информации в зрительную и обратно, развитие зрительной и слуховой памяти. Учитель просит детей прослушать текст и запомнить только цифры, а потом их записать в тетрадь. Тексты в начале должны иметь не более трех цифр, затем количество цифр можно увеличить. Примерный текст для второго класса:  
      «Мир был очень велик: три больших континента, два огромных океана, пространство, которое можно было представить себе лишь во сне. Говорят, лорд Валентин жил в замке, построенном восемь тысяч лет назад, и комнат строилось в нем по пять за каждый год. И стоял этот замок на такой высокой горе, что она пронзила небо. Эти колоссальные пики имели тридцать миль в высоту, и на склонах горы располагалось пятьдесят городов» (текст адаптирован). После того, как дети научатся выделять цифры, можно приступить к самим задачам. Здесь важно, чтобы дети научились выделять цифры и со слуха, и из зрительной информации, то есть лучше чередовать способы предъявления условий задач: некоторые задачи пусть дети читают самостоятельно, другие им зачитывает учитель или кто-то
      из одноклассников. Можно попросить детей найти в учебнике любимые задачи, в которых было бы определенное количество цифр. А потом по одному вызывать к доске и просить учеников эти найденные ими задачи читать всему классу, а класс во время слушания сразу выстраивает выражения и быстро записывает их в тетрадях.
  Метод кинестетического воспроизведения Развитие кинестетической системы Учитель предлагает ученикам решить следующие задачи. 1) Два листа картона, каждый длиной 48 см. и шириной 44 см., поручили разрезать двум ученикам на прямоугольники длиной 16 см. и шириной 12 см. Один ученик разрезал свой лист так, что у него получилось 11 прямоугольников и весь картон был использован без остатка, а у другого ученика получилось 9 прямоугольников и остался неиспользованный картон, из которого вырезать нужные прямоуголь-
      ники было невозможно. Как расположил на листе картона прямоугольники каждый из учеников? Разрежь их так, как это сделал первый и второй ученик. 2) – Измерь, сколько см входит в твой обычный шаг. - Измерь своими шагами длину и ширину твоей самой большой комнаты в квартире. - Найди площадь самой большой комнаты, исходя из размеров шагов. - Проведи длину твоего шага в метры. - Какова площадь твоей самой большой комнаты в метрах. Кроме задач, существует множество игр со спичками, палочками, веревочками, которые развивают кинестетическое восприятие, сообразительность. Для данного метода можно применять вырезание, ребусы, магические квадраты и т.п. Все эти игры делают математику привлекательной и полезной.
     
Русский язык Метод слухового кодирования Развитие аудиальной системы: перевод внешней аудиальной информации во внутреннюю аудиальную информацию (первый шаг стратегии грамотного письма) Игра «Предложение на две части». Для проведения этой игры учитель может подобрать 15 предложений, не коротких и не длинных, которые можно было бы разделить на две части. Такой способ структуризации аудиальной информации поможет детям запомнить ее. Перед проведением игры учитель говорит: «Сейчас мы выполним необычное упражнение. Для этого я прошу вас сесть парами (если сидят по одному). Я буду читать предложение, вы его постарайтесь запомнить с первого раза. Первый ученик встанет и повторит первую часть предложения, а второй ученик повторит вторую часть предложения, а третий скажет все предложение целиком. Только тогда мы это предложение запишем в тетрадь.
      Когда я буду читать следующее предложение, третий ученик становится в паре с первым и будет повторять первую часть предложения, а четвертый, то есть второй, повторяет вторую часть предложения. Сидящий за следующей партой ученик повторит предложение целиком и весь класс его запишет. Для того, чтобы вы лучше поняли, давайте сыграем: ты будешь первым и, слушая все предложение, ты повторишь только первую его часть, а ты будешь вторым и повторишь вторую часть, а ты – третьим, и, следовательно, тебе нужно будет повторить все предложение целиком. Итак, слушайте меня внимательно (зачитываем предложения)». Эта игра позволит детям научиться самим структурировать учебный материал. Игра «Заколдованные слова» Учитель говорит детям: «Пока мы с вами отдыхали дома, в наш класс забрался волшебник, заколдовал слова в моей тетради и оставил мне на столе записку: «Пусть попробуют, отгадают. Интересно, все ли слова они расколдовать?». Так что давайте, я буду читать по одному слову, а вы сейчас откройте тетрадки и записывайте каждое расколдованное слово. Если слово не поддается, то запишите его в том виде, в каком вы его слышите. Слова лучше писать в столбик, чтобы волшебник мог найти отгаданные слова и проверить их. Ну что, начали (зачитывает следующий список слов: ладкошо, алвитфа, мерепена, газадка, ребеза, локодец, клабажаны, ропосенок, лопоска, ромувей, мепельни, лотепонус, табарейка, тофорчка, барылка, сегуница, бобачка, пухлотка, товболня, тяприжение, мятпаник, лосовей, бакачи, кушкаку)». Эта игра помогает детям грамотно писать сами слова, особенно словарные, которые надо запомнить.
     
     
  Метод выражения Развитие визуальной системы и зрительной памяти, перевод внутренней аудиальной информации в зрительную (второй шаг стратегии грамотного письма). Упражнение «Словарные слова на карточках». Для того, чтобы дети грамотно и хорошо запоминали правила и словарные слова, учитель заранее готовит специальные карточки. На карточках печатными буквами или прописными пишутся словарные слова, а те буквы, которые труднее всего запомнить и легче всего перепутать, пишутся цветными фломастерами (например: ПЕНАЛ – буква «е» выделяется синим фломастером, МЕДВЕДЬ – буквы «е» – синим, а «д» – красным и т.д.). На уроке учитель говорит: «Я сейчас покажу вам 10 карточек. На них будут написаны разные знакомые и незнакомые вам слова. В каждом слове одна или две буквы написаны цветным фло- мастерами. Когда я буду называть слово и показывать карточку, вы это слово повторите про себя и глазами хорошенько запомните. Обратите особое внимание на цветные буквы в словах. Когда вы просмотрите про себя 10 слов, я попрошу вас в своих тетрадях написать каждое слово, которое вам удастся запомнить и тот цвет, каким была написана буква в слове. А потом мы сверим свои записи. Кто лучше всех запомнит, тот выйдет к доске и торжественно напишет слова цветными мелками. Итак, я попрошу вас сесть удобно, расслабить плечи, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и приготовиться к появлению карточек, каждую из которых я буду держать на более пяти секунд. Начали (предъявление карточек). Данный механизм очень эффективен и при запоминании правил русского языка.
     
     
  Метод контроля письменной речи Развитие визуальной, аудиальной и кинестетической систем. Учителю необходимо подобрать три одинаковых по трудности написания текста. Они не должны быть большими и утомительными. В начале урока учитель объясняет детям, что сейчас он будет читать текст, сначала медленно, затем нормальным темпом, а потом быстро. Задача учеников – писать грамотно, а не красиво и прислушиваться к своим внутренним ощущениям во время письма. В конце урока идет обсуждение, в каком темпе учащимися было легко и сложно писать.
  Метод кинестетической азбуки. Соединение зрительного, аудиального и кинестетического образов каждой буквы, каждого слова. Учитель предлагает детям изобразить телом буквы алфавита, за образец выбирая из зрительный образ. Данный шаг стратегии обучения может считаться завершенным тогда, когда каждый ребенок, выйдя к доске, сделает личный показ алфавита. Все остальные дети должны оценивать выступление по критериям согласованности кинестетического, зрительного (узнавания) и аудиального (громкое и четкое произношение звука) образов по пятибальной шкале. 1) За движение! 2) За произношение! 3) За зрелищность, легкость узнавания буквы! Затем учитель делит весь класс на группы по 4-5 человек. Каждой группе дается задание: показать слово из четырех-пяти букв. Внутри каждой группы дети договариваются, какое слово они показывают. После того, как слово определено для показа, дети договариваются, кто какую букву показывает. На подготовку группам можно дать не более десяти минут. Затем каждая группа демонстрирует остальным свое слово. Очки набирает та группа, которая быстрее всех прочитала называемое слово.
     
     
  Симультанное чтение. Развитие эйдетических зрительных образов и визуальной репрезентативной системы. Учитель выбирает из небольшого (четыре абзаца) текста десять слов и выписывает слова печатными буквами фломастером одного цвета, например, зеленого. Затем учитель показывает каждое слово в течение трех секунд учащимся. Задача учащихся – прочитать и запомнить слово. Каждый ребенок должен читать слова про себя. Подготовленные на карточках слова надо показывать с пяти-шести секундными интервалами, чтобы те дети, которые не смогли прочитать слова во время вспышки, непосредственно, смогли их как бы дочитать по эйдетическому (вспоминаемому) образу слова. Если ученики какое-то слово не смогли воспринять, следует объяснить им, что они очень скоро научатся читать слова во время показа.  
  Осмысленное чтение. Развитие визуальной и аудиальной систем, формирование установки ребенка на постоянное соотнесение понимания текста с текущим восприятием и произнесением читаемых слов. Игра «Поиск смысловых несуразностей» Предлагается специально подготовленный связный текст или набор отдельных предложений, в котором наряду с обычными, правильными предложениями встречаются такие, которые содержа смысловые ошибки, делающие описываемую ситуацию нелепой и смешной. Например: дети не промокли под ливнем, потому что спрятались под телеграфным столбом. Задача ребенка – быстро выделить как можно больше таких смысловых ошибок. При этом можно придумать какой-либо сказочный или фантастический сюжет (например: есть такая планета, где все почти как на Земле, но только возможны и некоторые события, которые не бывают у нас) или просто сказать, что писатель, будучи очень усталым, допустил ряд ошибок и их надо найти.
     

 

Мы надеемся, что предлагаемые методы помогут учителям обогатить практический опыт играми и упражнениями, способными эффективно организовать восприятие, внимание учеников, поддержать их в минуты раздумий и сомнений при решении математических задач, выполнении заданий по русскому языку, чтению.

 

Для того, чтобы выявить паттерны движения глаз ребенка, мы предлагали ученику поиграть в игру «Вспоминалки – представлялки», смысл которой заключается в том, чтобы молча вспомнить и представить себе то, о чем будет говорить ведущий – психолог.

В ходе игры учащимся были представлены следующие задания:

1) представь, что ты лежишь на мягкой постели;

2) вспомни, как тебе тепло под одеялом;

3) представь, что ты слушаешь сказку;

4) в сказке есть Дед Мороз. Вспомни подарок, который ты получил (а) от

Деда Мороза;

5) вспомни, как ты рассказывал (а) стихотворение Деду Морозу;

Если ребенок затрудняется представить, как он рассказывал стихотворние Деду Морозу, можно попросить его представить то, как он рассказывал стихотворение учительнице.

6) вспомни, как ты рассказывал (а) про Деда Мороза своему другу (своей подруге), своим родственникам;

7) представь, что ты смотришь на Снегурочку;

8) у Снегурочки мороженое. Представь себе мороженое;

9) вспомни, какого вкуса мороженое.

Данные задания позволяют определить ведущую репрезентативную систему младшего школьника путем фиксации в протоколе движения его глаз при выполнении того или иного задания.

Движения глаз являются своего рода «ключом доступа» к репрезентативной системе ребенка. При этом первое, второе и девятое задания позволяют определить уровень развития кинестетической системы, третье, пятое и шестое задания определяют уровень развития аудиальной системы, а задания четыре, семь, восемь определяют уровень развития визуальной системы ребенка.

Выбор темы «Новый Год» при проведении наблюдения связан с тем, что оно проводилось зимой в начале февраля, когда в памяти детей еще присутствовали яркие краски воспоминания о новогоднем празднике. Если бы наблюдение проводилось осенью, то тематика заданий была бы другой. Она была бы, например, направлена на воспоминание детей о своем летнем отдыхе.

Следует подчеркнуть, что кроме выявления направления движения глаз в той или иной системе, для определения ведущего типа репрезентативной системы мы использовали еще и слова-предикаты. Для этого мы предлагали ребенку вспомнить про свое день рождение, про свой отдых или про любой интересный случай из своей жизни. В процессе рассказа мы выделяли слова, позволяющие судить о ведущей репрезентативной системе.

В конце наблюдения мы провели качественную и количественную обработку результатов исследования ведущей репрезентативной системы младших школьников.

Качественная обработка результатов исследования проводилась по принципу отнесения либо не отнесения зафиксированного критерия к той или иной категории наблюдаемого явления, то есть по принципу отнесения – неотнесения зафиксированного критерия к определенной репрезентативной системе.

Методика нейропсихологического исследования представляет собой модифицированный вариант нейропсихологической методики А.Р. Лурия и его сотрудниками, адаптированной к обследованию младших школьников с нормативным и аномальным развитием.

Методика Л.С. Цветковой состоит из нескольких разделов.

Раздел «Восприятие» позволяет изучить процессы восприятия разной модальности.

Модальность – это сенсорный канал, через который поступает зрительная, слуховая, осязательная информация в мозг. Следовательно, методика Л.С. Цветковой дает возможность исследовать процесс восприятия на трех уровнях его организации – мозговом, психофизиологическом и психологическом.

Также при помощи нейропсихологической диагностики детей можно судить о том, в каком виде восприятие (слуховом, зрительном или тактильном) ребенок совершает максимальное количество ошибок. Следовательно, данная методика подразумевает не только качественный, но и количественный анализ данных.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: