Эротика в литературе XVIII-XIX вв.




 

Литература XVIII-XIX вв. не раз обращалась к эротическим мотивам: от сентиментальных романов Ричардсона до откровенных текстов Маркиза де Сада. В XVIII в. французским писателем Н. де ла Бретонном был впервые употреблен термин «порнография» как откровенное описание или изображение полового акта, не представляющее научной или художественной значимости. В это время появляются первые порнографические романы, журналы, сборники историй.

В эпоху классицизма в моду вошли любовные письма и послания. Отражением этого в литературе стал популярный роман Шодерло де Лакло «Опасные связи» (1782), написанный в жанре эпистолярного романа (в виде переписки нескольких лиц). Будучи военным, де Лакло ввел в теорию обольщения метафоры воинского искусства: его герои постоянно продумывают изнурительные кампании и совершают искусные маневры, этапы отношений описываются словами «капитуляция» и «триумф».

После выхода в свет роман приобрел огромную популярность, поскольку красочно описывал запутанные любовные интриги. Сюжет романа раскрывается постепенно: маркиза де Мертей хочет отмстить своему бывшему любовнику графу де Жеркуру, и для этого задумывает совратить его невесту Сесиль Воланж, воспитанницу монастыря. Для этого маркиза заключает сделку с известным сердцеедом виконтом де Вальмоном, который на спор соглашается соблазнить девушку. Виконт представляет собой тип аристократа-распутника, пресыщенного любовными связями и отношениями, для которого цель (обольщение) важнее объекта (любви женщины). В романе он выполняет роль искушенного любовника: так, известна сцена, где одно из писем маркизе де Мертей Вальмон пишет на обнаженных ягодицах соблазненной Сесиль.

Однако виконт влюбляется в добродетельную замужнюю даму мадам де Турвель, которая долгое время отказывает ему в интимных отношениях. А когда наконец она готова провести с ним ночь, виконт пугается вспыхнувшего чувства и бросает ее одну. В конце романа он погибает на дуэли, маркиза де Мертей тоже оказывается повержена: сначала ее письма с издевательским описанием любовных приключений становятся доступны общественности, и над ней все начинают смеяться, затем она заболевает оспой, теряет свою красоту и оказывается вынуждена бежать в другую страну.

Другим представителем эротического искусства является французский писатель Маркиз де Сад. Он выступал за полную свободу сексуальных отношений, полагая, что нравственность и религия лишь вредят раскрытию человеческой личности, которое возможно лишь при утолении всех духовных и телесных побуждений. Впоследствии его именем была названа разновидность сексуального удовлетворения, достигаемого путем причинения боли или унижений другому человеку, — садизм.

Самые известные произведения де Сада: романы «120 дней Содома, или Школа разврата» (1785) и «Новая Жюстина, или Несчастная судьба добродетели» (1791). Роман «120 дней Содома» рассказывает о четырех богатых развратниках, участвующих в сексуальных оргиях в уединенном замке. Вместе с ними там находится несколько десятков юношей и девушек, а также проститутки, рассказывающие развратные истории. Этот текст не печатался до начала ХХ в. из-за сцен жестокости и насилия, однако впоследствии стал очень популярным и оказал большое влияние на культуру ХХ века. Сложно определить отношение самого автора к своим героям: периодически он называет их просвещенными и свободомыслящими, периодически — развратными и злыми людьми.

В XIX в. в литературе наступает время романтизма, а затем реализма. Литература начинает играть огромную роль в культуре обольщения: считается, что молодые люди и девушки, воспитанные на любовных романах, не могут отличить фантазии от реальности и ищут себе идеальных героев.

Французский писатель Стендаль так отзывался о роли романов: «У любви есть свой церемониал; наши единственные наставники в этой области — романы, которые мы читаем». Писатель также считал «Опасные связи» лучшим учебником любовной стратегии. В текстах самого Стендаля, например, в романе «Красное и черное» (1830), молодые люди стараются добиться положения в обществе, используя для этого принципы обольщения и пользуясь благосклонностью женщин из высшего света. Похожие сюжеты писатель излагает и в незаконченном автобиографическом произведении «Воспоминания эгоиста».

Датский философ С. Кьеркегор пишет роман «Дневник обольстителя» (1843), в котором он первого лица описывает историю циничного соблазнения прекрасной девушки Корделии. Главный герой постоянно рефлексирует о том, что и как нужно сказать или сделать, чтобы Корделия как можно быстрее отдалась ему. Текст представляет собой идеальное пособие по любовному подчинению, продолжающее традиции «Опасных связей».

Интересен роман Л. фон Захер-Мазоха «Венера в мехах» (1869), представляющий новую разновидность эротической литературы: главной идеей в нем становится получение мужчиной сексуального удовольствия от унижения женщиной. Любопытна предыстория героя, в которой выясняется, что в детстве тетка высекла его розгами и таким образом он получил первое удовольствие. Впоследствии именем фон Мазоха также будет названа сексуальная практика — мазохизм. В романе «Венера в мехах» впервые появляется идея сексуального договора, что потом будет использоваться в эротических практиках ХХ в.: герой подписывает договор о том, что он полностью принадлежит своей госпоже, которая вправе мучать его при любой своей прихоти.

Таким образом, эротическая культура XVIII—XIX вв. оказала влияние и на развитие психологии и психоанализа, так как подарила миру множество описаний различных моделей сексуального поведения, воплотивших эротические представления эпохи.

 

 

Заключение

 

Эротическая культура XVIII—XIX вв. разнообразна: в эпоху классицизма появляется интерес к физиологическим составляющим сексуальности, что приводит к распространению жанров порнографической литературы и живописи. На рубеже XVIII—XIX вв. на первый план выходят идеи сентиментализма и романтизма, возвращается интерес к романтическим сторонам любовного общения. В это время особенно популярными становятся балы и дуэли из-за женщины.

Общество середины XIX в. находится под влиянием норм викторианской морали, что рождает противодействие в виде идей эпохи декаданса, женской эмансипации, либерализации сексуальных отношений. В тот период особенно популярными становятся эротические миниатюры, изображающие сексуальные практики, значительно отличающиеся от классических позиций, одобренных церковью.

Литература XVIII—XIX вв. богата на эротические мотивы, которые встречаются повсеместно от сентиментальных романов до сборников порнографических историй. Литература начинает оказывать большое влияние на общественные представления о сексуальности, поколения молодых людей не только в любви, но и в жизни руководствуются приемами, вычитанными в романах. В эту же эпоху появляются знаменитые тексты Маркиза де Сада и Леопольда фон Захер-Мазоха, обнажившие запретные стороны человеческой сексуальности и оказавшие большое влияние на современную эротическую культуру.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: