Эротическое искусство ХХ в.




 

В изобразительном искусстве начала ХХ в. по-прежнему популярен жанр эротической миниатюры. В русской культуре стали известны работы Константина Сомова, собранные в сборнике «Книга Маркизы». Поскольку ни одно издательство в Петербурге не взялось за печать сборника, пришлось первый раз издать его за границей. Однако в России книга была очень популярна, и тиражи сразу же раскупались. Каждая иллюстрация в книге была снабжена фривольными цитатами из текстов XVIII в.: романов де Лакло, Вольтера, Казановы и т. д. Изначальная идея заключалась в том, чтобы составить хрестоматию эротической литературы «галантного века», однако в процессе работы внимание сместилось на иллюстрации. Рисунки представляли собой гравюры, раскрашенные акварелью. Искусствоведы высоко оценили не только идейную, но и техническую составляющие этих работ.

В Европе начала ХХ в. в жанре эротической миниатюры работали модернистские художники. В качестве примера можно рассмотреть творчество Герды Вегенер, чья личная история очень интересна и типична для эпохи модернизма. Она рисовала эротические картины, героями которых в основном были женщины. В качестве модели Герда использовала собственного мужа, периодически предлагая ему переодеться в женскую одежду. Однажды муж понял, что жить в женском образе нравится ему гораздо больше, и решил остаться в нем навсегда. Таким образом, он стал первым в истории мужчиной, которому была сделана операция по смене пола.

Стиль акварельных миниатюр, которые писала Венегер, был тонким и изящным. В основном эротические картины представляют собой небольшие рисунки, заключенные в круг или овал. Ведущей темой рисунков являются любовные лесбийские отношения, ведущими мотивами — театр, маскарад, игра, искусство. Практически на каждой картине изображена сброшенная маскарадная маска — символ обнаженности и снятия запретов.

В ХХ в. сложно не встретить художественного направления, где художники не пробовали бы создать произведение эротического искусства. Такие картины можно найти у Поля Гогена («Никогда»), Пабло Пикассо (серия эротических гравюр), Густава Климта («Даная»), Амедео Модильяни («Обнаженная из прошлого») и т. д. Интересны эротические картины сюрреалиста Сальвадора Дали, вдохновленные его музой и женой Галой. В автобиографической книге «Дневник одного гения» Дали признавался, что его с детства интересовали проблемы сексуальности. В его произведениях встречаются образы мастурбации, соблазнения, сексуального акта. В 1929 году он пишет картину «Великий мастурбатор».

На картине очень много образов, встречающихся и на других полотнах художника: смотрящее вниз лицо — символ утекающего времени и человеческой жизни; саранча — символ иррационального страха, одолевающего Дали; яйцо — символ плодородия; цветок каллы с фаллообразным пестиком — символ возбуждения; муравьи, ползающие по брюшку саранчи — символ разложения. Также видна женская фигура, тянущаяся к мужским гениталиям, — скорее всего, этот образ навеян женой Дали, как и большая часть женских фигур на его полотнах. Мужская фигура изображена только до пояса, с порезами на коленях, что намекает на комплекс кастрации в психоаналитическом понимании.

Дали объяснял, что однажды его отец забыл на фортепьяно раскрытую книгу с фотографиями половых органов, обезображенных венерическими заболеваниями, — с тех пор секс у Дали ассоциировался с разложением и гниением. Таким образом, картина не только изображает эротическую сцену, но и носит очень личный характер и показывает противоречивое отношение Дали к сексу: с одной стороны, художник его боготворил, с другой — испытывал перед ним иррациональный страх, связанный со смертью и разложением.

В середине и второй половине ХХ в. многие художники, работавшие с темами сексуальности, обращались к различным психоаналитическим образам и концепциям. Ярким примером является творчество одной из самых оригинальных скульпторов ХХ в. Луиз Буржуа. Ее скульптуры носят автобиографический характер и в то же время отражают проблемы и страхи всех людей, живущих в ХХ столетии. Художница говорила, что искусство для нее имеет терапевтический характер и помогает заново пережить и переосмыслить детские травмы.

Скульптура «Девчушка» производит одновременно и завораживающее, и отталкивающее впечатление. С психоаналитической точки зрения, это произведение отсылает к травме обретения пола, к разделению мужского и женского. Однако сама художница говорит, что выполненный из латекса и пластика натуралистичный фаллос представляет собой «маленькую Луиз».

Буржуа подчеркивала, что ее все время спрашивали об эротике в ее произведениях, однако она отвечала, что не чувствует эротики в изображаемых ей сексуальных объектах. Интересно, что эта скульптура не имеет постамента, она подвешена в воздухе, что создает впечатление отсутствия какой-либо опоры. Очевидно, что эта неустойчивость, двойственность передается и зрителям: парящий в воздухе эрегированный фаллос отсылает к фантазматическим образам и детским частичным влечениям. Эротизм этого произведения не в открытом изображении полового акта или возбуждающе красивого объекта, а в том, что он пробуждает бессознательные аффекты и желания, заряженные сексуальным влечением.

 

 

Заключение

 

ХХ в. действительно значительно трансформировал представления о любви, эротике и сексуальности. В этот период были проведены многочисленные исследования, связанные с социальными, психологическими и биологическими аспектами сексуальной сферы.

В настоящее время существует большое количество сексуальных теорий и практик, еще столетие назад считавшихся немыслимыми или неприличными. Изменились представления о семье и браке, о роли мужчины и женщины в обществе и интимных отношениях.

Эротическое искусство ХХ в. включает в себя самые разные формы, жанры и направления. Одним из важных вопросов, имеющих в том числе юридический характер, стал вопрос о разграничении эротики и порнографии. В широком смысле слова порнографией считается детальное изображение половых органов или полового акта, нацеленного на физическое возбуждение, эротикой — образ или явление, связанное с сексуальным и эстетическим удовольствием и имеющее художественную ценность, однако в каждом контексте необходимо вырабатывать свои критерии для их четкого разделения.

И литература, и изобразительное искусство ХХ в. отчасти находятся под влиянием психоанализа и исследуют границы человеческой сексуальности, демонстрируют значимость индивидуальной психической истории и бессознательных процессов для формирования эротического влечения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: