Изучение сексуальности в ХХ в.




 

ХХ в. оказал колоссальное влияние на развитие эротологии и сексологии: за последнее столетие были проделаны самые важные исследования человеческой сексуальности во всей истории науки и культуры.

Начало этим исследованиям было положено еще во второй половине XIX в., но в силу исторических причин они не смогли быть выполнены объективно. Как отмечает И. С. Кон, в XIX в. наука все еще находилась под властью религиозных представлений и переняла у религии роль нравственного регулятора, а потому не могла безоценочно анализировать сексуальность.

Так, например, в книге «Происхождение человека и половой отбор» Ч. Дарвин естественным биологическим законом посчитал эволюцию от половой распущенности первобытных племен до высокоморальных законов викторианской Англии. То же он писал и о роли мужчин и женщин: по его мнению, социальная активность и агрессивность мужчины обосновывается биологически, так же как и нежность и пассивность женщины. Такие выводы отчасти можно объяснить недостатком эмпирических данных и критического мышления, что оборачивалось на практике умозрительными построениями, отражающими идеологию эпохи: прежде всего представления о том, что единственный смысл сексуальных отношений заключен в продолжении рода.

Другой проблемой, с которой сталкивались ученые XIX в., была цензура и осуждение со стороны медицинского сообщества. Изучать сексуальность считалось неприличным, а интерес к этой теме наводил коллег на разные подозрения. Так, например, австрийский ученый Рихард фон Крафт-Эбинг в своем руководстве «Сексуальная психопатия» (1886) был вынужден часть наиболее «непристойных» описаний сделать на латыни, чтобы их не смогла прочесть непосвященная публика.

Труды сексолога Хэвлока Эллиса («Исследования по психологии пола») в Англии были запрещены, а сам автор подвергался судебным преследованиям. Дело было не только в том, что Эллис заинтересовался запретной темой, но и в том, что он стоял на гуманистической позиции, настаивал на принятии разнообразных форм человеческой сексуальности и боролся за то, чтобы безоговорочно не осуждать сексуальные практики, находящиеся за границами современной культуры (так, например, он предлагал пересмотреть представления о мастурбации, которая, согласно мнению врачей того времени, приводила ко множеству заболеваний: слепоте, импотенции, бесплодию и др.).

Именно интерес к сексуальности со стороны врачей и биологов постепенно помог изъять эту тему из ведомства церковных авторитетов и попробовать изучать ее объективно. Развитие этнографии и антропологии позволило по-иному взглянуть на жизнь иных племен и народов, что подтолкнуло ученых к критическому переосмыслению норм и традиций их собственной культуры. На рубеже XIX—ХХ вв. к исследованию сексуальности подключилась психология. К этому же периоду относятся и открытия психоанализа, сделанные З. Фрейдом.

Фрейд совершил настоящий переворот в исследованиях сексуальности, провозгласив, что сексуальное влечение лежит в основе психической и физической жизни человека и общества и пропитывает собой все стороны этой жизни. Либидо, или же психическая энергия сексуального влечения, питает и такие чувства, как любовь к себе и к окружающим, дружба, любовь к родителям и даже привязанность к определенным предметам или идеям (в том числе к религии).

Психоанализ открыл, что сексуальные влечения не сводятся к генитальным, что у человека есть множество эрогенных зон, которые обусловлены историей его психического развития и значение которых с возрастом меняется. К каждой из этих зон Фрейд приписал свой аспект влечения (орального, анального, генитального, зрительного, слухового и т. д.), имеющий собственную судьбу, не всегда зависящую от других влечений. Фрейд настаивал на мысли, что сексуальность зависит не столько от биологических факторов, сколько от культуральных и языковых особенностей среды, в которой родился и живет человек.

Другим важным открытием психоанализа была техника лечения нервных болезней, в основе которых, как оказалось, также лежат проблемы, связанные с сексуальным влечением и соотносимыми с ним психическими травмами. Фрейд настаивал на значимости индивидуального анализа и отрицал возможность нахождения общей причины для возникновения схожего психического заболевания или сексуального отклонения у разных людей. Сексуальные переживания впервые в европейской истории оказались значимой частью человеческой личности, которой необходимо уделять особое внимание. Концепция Фрейда привела к настоящему скандал в научном сообществе. Однако впоследствии его идеи легли в основу большинства сексологических теорий ХХ в.

Если в начале ХХ в. изучение сексуальности осуществлялось в основном методом изучения патологических явлений, то в середине ХХ столетия встал вопрос о том, что же представляет собой сексуальная норма. Объяснение нормы требовало независимости от религиозных и нравственных ограничений, которые препятствовали безоценочному изучению этого вопроса. В 1928 году ученые Х. Эллис, А. Форель и М. Хиршфельд организуют Всемирную лигу сексуальных реформ, в числе требований которой указывалось политическое, экономическое и сексуальное равенство мужчин и женщин; освобождение браков и разводов из-под юрисдикции церкви; развитие сексуального просвещения, в том числе среди молодежи; разрешение абортов и т. д.

В 1940-е годы американский ученый А. Кинзи произвел исследование, которое подвергло сомнению все существующие в то время предрассудки о человеческой сексуальности. Методом развернутого интервью Кинзи и его помощники собрали больше 100 тыс. историй о сексуальной жизни и представлениях различных людей, итогом работы стали монографии «Сексуальное поведение мужчины» и «Сексуальное поведение женщины». Таким образом, Кинзи провел первое количественное исследование сексуальности, результаты которого до сих пор дают основу для сравнительных исследований такого плана.

Но даже в середине ХХ в. Кинзи встретил такое же сильное сопротивление общественности, как и его коллеги сотню лет назад. Так, например, в 1950 году американская таможня стала конфисковать эротические материалы, присылаемые в институт Кинзи, его книги изъяли из военных библиотек, а Комитет по расследованию антиамериканской деятельность постановил, что его исследования ненаучны. Однако работы Кинзи всколыхнули целую волну исследований: в 1960-е гг. сексуальностью стали заниматься историки, антропологи, психологи, социологи и т. д.

В 1966 году выходит другая знаменитая американская монография «Человеческая сексуальная реакция», написанная гинекологом У. Мастерсом и психологом В. Джонсон. Ученые изучили, как фактически происходит половой акт, проведя многочисленные лабораторные исследования с более чем шестьюстами добровольцами от 18 до 78 лет. Во время полового акта или мастурбации физиологические реакции добровольцев замеряли многочисленные приборы. В общей сложности ученые наблюдали около 10000 сексуальных циклов, что позволило впервые научно обосновать и сформулировать фазы сексуального акта: 1) возбуждение, 2) «плато», когда возбуждение поддерживается на определенном уровне, 3) оргазм и/или 4) «разрешение», снятие напряжения.

По результатам экспериментов были сделаны важнейшие выводы и развеяны многие стереотипы о сексе: так, например, ученые выяснили, что техника секса имеет большее значение для удовлетворения женщины, чем длина полового члена, а сами женские гениталии пластичны и потому могут приспосабливаться к размерам полового члена партнера. Также Мастерс и Джонсон одними из первых выдвинули идею о том, что женский оргазм не делится на два типа, как считалось ранее (клиторальный и вагинальный), а представляет собой разрядку возбуждения так называемого «внутреннего клитора», которой можно достичь путем как внешней, так и внутренней стимуляции. Эти наблюдения подтверждены новейшими исследованиям по строению клитора: помимо головки, клитор имеет большую внутреннюю часть, которая состоит из пещеристого тела, луковиц и двух ножек, охватывающих влагалище с обеих сторон, — именно такое сложное внутреннее строение клитора, наполняющегося кровью во время возбуждения, позволяет женщине испытывать оргазмы при стимуляции различных точек генитальной зоны.

Таким образом, часть современных исследований сексуальности лежит на пересечении психологии, биологии, медицины, нейрофизиологии, психиатрии и т. д. Однако во второй половине ХХ в. появились и другие значимые работы, изучающие непосредственно культуральную и историческую составляющие эротической культуры.

Одним из авторов, рассматривающих сексуальность не только как биологически обусловленное поведение, стал философ М. Фуко. Он предположил, что сексуальность следует рассматривать прежде всего как социальный и исторический конструкт, и отметил, что культурные представления оказывают огромное влияние и на биологическую сторону сексуальности. Фуко связал проявления сексуальности с осуществлением власти над телом и репрессивными аппаратами, действующими в различные эпохи (так, в качестве репрессивных предписаний рассматриваются нормы религиозной морали).

Исследования М. Фуко и его последователей привели к постулированию следующих принципов:

— сексуальность — не столько биологический, сколько социо-культурный феномен;

— эротическая культура — социальное явление, детерминированное внутренней логикой развития культуры;

— несмотря на то что эротическая культура разных стран имеет схожие компоненты, она разнообразна и подвержена историческим изменениям, поэтому изучать ее следует в контексте исследования общей культуры и истории народа;

— в одну и ту же эпоху в одной и той же стране у различных групп или слоев населения могут формироваться свои установки по сексуальному поведению, что может привести к появлению противоречивых представлений или предрассудков, связанных с сексуальностью;

— эротическая культура в свою очередь может влиять на изменения культуры в целом.

Именно эти принципы легли в основу современных исследований по эротической культуре.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: