Эротическое искусство XVIII-XIX вв.




Лекция 4

 

Представления о сексуальности в Европе XVIIIXIX вв.

 

XVIII в. значительно трансформировал представления о сексуальности, бытовавшие в прежнюю эпоху. Классицизм подошел к любви и сексу более рационально: медицина стала изучать физиологические аспекты тела, связанные с сексуальностью, появилась идея о феромонах — выделяемых мужскими и женскими телами веществах, притягивающих внимание противоположного пола. Тело стало рассматриваться с точки зрения физиологии, появились первые научные работы о физиологии сексуальных отношений, работе половых органов, особенностях зачатия и рождения ребенка и т. д.

Люди стали осваивать новые медиа-средства, которые могли помочь им в любовных делах. Во Франции в некоторых газетах открываются разделы, где публикуются брачные объявления (в основном от богатых вдов), а также объявления от проституток о приятном и легком времяпровождении без обязательств. Новым способом признания в любви становится почтовая открытка: сначала в ней старались написать текст или стихотворение собственного сочинения, но рынок быстро освоил эту нишу и стал выпускать открытки с уже готовыми текстами, афоризмами и стихами, которые должны были кратко выразить все, что чувствует отправитель.

Изменились и места для любовных приключений: новым местом соблазнения становится карета, а затем и фиакр как экипаж закрытого типа. В фиакре можно было не только знакомиться с попутчиками или попутчицами, но и проводить время с любовниками, катаясь по городу и спрятавшись от любопытных глаз горожан. В ХХ в. функция фиакра перейдет к автомобилю.

В XVIII в. этикет соблазнения был доведен практически до идеала: в высшем свете женщины и мужчины всегда знали, что означают те или иные намеки. Оттачивание техники соблазнения привело к тому, что значимым стало само соблазнение, а него объект. Молодые люди могли завязать любовную переписку, просто чтобы потренироваться в приемах обольщения. Метафора любви как игры становится наиболее актуальной в эпоху Просвещения. Женщины тоже часто делали первый шаг, но постепенно это стало привычным, и мужчин снова начали привлекать сопротивляющиеся девушки, те, которых нужно было завоевывать, или те, которые отказывались играть по правилам любовного этикета.

В эпоху Великой французской революции среди городского населения возникает представление, что обольщение — это аристократическая ловушка, не нужная обычным людям. Обольщение приобретает отрицательные коннотации: считается, что этим могут заниматься только праздные, беспринципные и недалекие люди, которые не имеют в жизни положительных идеалов.

На рубеже XVIII-XIX вв. появляется идея о ценности искренности и неловкости, возвращаются представления о добродетели, которой должны обладать женщины. Классицизм сменяется романтизмом и сентиментализмом, которые прежде всего обращали внимание на психологические составляющие любовного чувства. Возвращается представление о романтической любви, возникают фантазии об идеальных героях и героинях, в которых влюбляются все читатели.

Развитие искусства парных танцев и прогресс в музыке привели к тому, что одним из самых значимых развлечений высшего света стали балы. На балах молодые люди знакомились друг с другом, однако близкого общения этикет не допускал, поведение было полностью регламентировано: обычно молодой человек официально договаривался с девушкой или с ее опекуншей, какой танец они будут танцевать. Танцевать больше двух танцев за вечер с одним и тем же человеком считалось неприличным и могло дать повод для сплетен. Однако сам танец становился пространством свободы, во время которой можно было обменяться парой фраз или незаметно пожать друг другу руки. Именно с появлением балов возникло выражение «вскружить голову», которое описывает зарождение любовного чувства.

В России XVIII в. стало особенно заметным разделение в представлениях о сексуальности в высшем обществе и в народной среде. Для придворных дам, которые воспитывались на романах и церковных учениях и часто до замужества не представляли, в чем заключается физическая близость с мужчиной, позорным было не хранить девственность или родить ребенка вне брака. Зато потом, на протяжении супружеской жизни, при дворе сквозь пальцы смотрели на измены или появление фавориток и фаворитов, все это не считалось предосудительным.

В крестьянской среде, наоборот, девушки часто начинали половую жизнь до брака, некоторые даже рожали детей. Антропологи считают, что таким образом крестьяне проверяли способность женщины к деторождению, которая была очень важна. При этом главным было, чтобы мужчина затем женился на девушке, иначе на ее семью падал позор. Зато супружеские измены, особенно женские, считались тяжким грехом и жестоко наказывались. Мужчины могли годами работать в артелях на промыслах или уходить на войну, и женщина обязаны были ждать их дома, не повредив своей репутации.

В середине XIX в. в России появляется новая социальная прослойка — разночинцы, не принадлежащие ни одному сословию. Они получали образование и формировали новый тип людей, занятых умственным трудом, — интеллигенцию. В это время в среде разночинцев начались споры о женской эмансипации: стали обсуждать возможности женщин получать образование, активно участвовать в социальной и политический жизни. Многие мужчины того времени негативно относились к этому явлению, и эмансипированные женщины часто подвергались остракизму и осмеянию.

Острым стал вопрос разводов (эта проблема отражена в классической литературе того периода, например, в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»), практика которых была совершенно не развита и осуждалась обществом. В романе Толстого Анна Каренина и Долли Облонская представляют два разных типа женщины: Анна — современный тип женщин, которые учились жить по любви и для себя, отказываясь тайно изменять мужу, что поощрялось обществом, и открыто выступая за развод, что вызывало общественный резонанс. Долли — традиционный тип женщин, которые терпели все измены мужа и занимались бытом и рождением детей. Оба этих типа отличает радикально иное отношение к сексуальности: Анна ставит любовь и чувственные удовольствия на первое место, Долли считает, что в браке это испытывать не обязательно. Финал романа показывает, что поведение и взгляды Анны все-таки опережали свое время.

К концу XIX в. появились женские общества суфражисток и равноправок, боровшихся за одинаковые права мужчин и женщин, в том числе за избирательное право. В 1905 году состоялся Первый всероссийский женский съезд, в котором приняли участие сотни женщин самых разных профессий. Впоследствии в 1917 году русские женщины одними из первых в мире получили избирательное право.

В Англии XIX в. прошел под эгидой правления королевы Виктории, этот период получил называние «викторианской эпохи» (1837-1901). Это время принесло большие перемены с точки зрения экономики, политики и науки, однако в обществе стали приобретать влияние ценности среднего класса и буржуазии, появилась новая викторианская мораль, большое влияние на которую оказала протестантская церковь (пуритане). Согласно этой морали, главными ценностями считались трудолюбие, хозяйственность, сдержанность и добродетельность, что привело к отказу от свободы нравов предыдущих эпох.

Викторианская мораль предполагала строгое разделение мужских и женских ролей: мужчина был главой семьи, принимавшим все решения, а женщина была респектабельной хозяйкой очага, которая должна была заниматься детьми и благотворительностью. Это привело к подавлению сексуальности и распространению нервных болезней, в частности, истерии, на основе анализа которой Фрейд впоследствии сделает вывод о значимости сексуальной энергии в жизни человека.

Гомосексуальность в тот период не просто осуждалась, но и каралась по закону. Знаковым стало дело писателя Оскара Уайльда, которого приговорили к нескольким годам каторжных работ за грубое и непристойное поведение с лицами мужского пола.

Научные открытия привнесли новые метафоры в описание любовных отношений: в XIX в. веке появляется выражение «словно током ударило», любовь начинает описываться и переживаться как электрический удар. Открытие явлений магнетизма и последовавшая за ним мода на магнетические сеансы породили метафору любви как притяжения душ. В пособиях по любовному обольщению, созданных в эту эпоху, описываются оригинальные способы признания в любви: можно пригласить даму на спиритический сеанс, заранее попросив медиума, чтобы тот ввел влюбленного мужчину в транс и задал ему вопрос, кто его возлюбленная. Тогда мужчина признается женщине якобы от лица духа, который им овладел, что докажет искренность его чувств.

Под влиянием научного прогресса (особенно в физике, химии, биологии) также появляется представление об изучении объекта любви, исследования его свойств и повадок. В XIX в. впервые возникают классификации женских типов по манерам и способам поведения: «распутная», «доступная», «недотрога», «холодная», «гордая» и т. д. Во время декаданса появляются и новые приемы соблазнения, в том числе отрицательные: черный юмор, сарказм, унижение.

Во второй половине XIX в. возникает феномен классического флирта как самодостаточной практики, которая не была известна как техника отношений в прежние эпохи. Флирт представляет собой манеру поведения, призванную целенаправленно привлечь внимание потенциального партнера, заинтриговать его. Флирт обязательно должен быть обоюдным, добровольным, но необязательно приводит к романтическим или сексуальным отношениям, обычно он носит развлекательный характер. Мода на флирт совпала с первыми трансатлантическими вояжами и долгими путешествиями, в которые отправлялись представители буржуазии и высшего класса.

 

 

Эротическое искусство XVIII-XIX вв.

 

Эротическое искусство в XVIII-XIX вв. стремительно развивалось и было представлено разнообразными жанрами литературы, театра, музыки, живописи, гравюры, а в конце XIX в. — фотографии.

Изобразительное искусство эпохи Просвещения наследовало предшествующим периодам Ренессанса и барокко, приветствуя изображение обнаженной человеческой натуры. Правда, это касалось в основном женского тела — обнаженных мужчин изображать практически перестали. Это говорит о том, что женщина как объект изображения дополнительно наделялась эстетическими и отчасти эротическими характеристиками.

В классической живописи этого периода появляются также работы, лишь намекающие на эротический подтекст. Такова картина Ж.-О. Фрагонара «Счастливые возможности качелей». В центре картины изображена девушка в легком розовом платье, которое приподнимает ветер, когда она качается на качелях. Картина написана в стиле рококо: мягкие цвета, плавные и изгибающиеся линии, разлетающееся кружево платья. Если переместить взгляд в нижнюю левую часть полотна, то мы увидим, что за девушкой наблюдает молодой человек, спрятавшись за зеленой изгородью и глядя на нее снизу вверх. Свидетелями этой сцены являются амуры, один из которых приложил палец к губам, намекая на тайный характер изображенного действа.

В конце XVIII в., когда в моду вошли порнографические романы и журналы, появился жанр книжной миниатюры, иллюстрирующей эти издания. Картинки были исполнены в легком и карикатурном стиле, художники использовали яркие краски и необычные образы, чтобы привлечь к ним внимание. Иллюстраторы действительно обращались к откровенным сценам и сюжетам, находившимся за гранью норм приличия, принятых в ту эпоху.

Жанр порнографической миниатюры оставался популярным вплоть до начала ХХ века и изобретения фотографии. Большой интерес представляют миниатюры начала XIX в. австрийских художников Петера Фенди и Иоганна Гейгера, создававших картины акварелью и карандашом. В эпоху декаданса появляются работы Франца фон Байроса, иллюстрирующие различные сексуальные практики: оргии, гомосексуальные отношения, фетишизм (в частности, использование клизм или искусственных фаллосов), публичную мастурбацию, порку, оральные ласки и т. д. Его картины пользовались большой популярностью, и по ним мы можем сделать вывод, насколько разнообразной была сексуальная жизнь (или фантазии о ней) той эпохи.

В реалистической живописи XIX в. заслуживает внимания картина Густава Курбе «Происхождение мира». Ее нельзя однозначно отнести к эротическим произведениям, поскольку она просто натуралистично изображает женские гениталии. Да и само название намекает на сакральную функцию женских детородных органов и отсылает к древним мифологическим сюжетам и культам плодородия. Но в то же время женщина обнажена только ниже пояса, виднеется ее возбужденная грудь, окружающий фон — темное покрывало и белая струящаяся по телу ткань — контрастирует с телесным цветом раздвинутых бедер, которые напрямую указывают на сексуальное желание. Из-за двусмысленности объекта изображения картина воспринималась как провокация и шокировала современников.

Картину Курбе ждала интересная судьба: при продаже ее прятали под обшивкой из дерева, на которой были изображены пейзажные зарисовки, постоянно перепродавали, а после Второй мировой войны картина и вовсе считалась утраченной, пока ее не нашел у неизвестного продавца психоаналитик Ж. Лакан в 1955 году. Лакан повесил ее у себя дома, но попросил художника Андре Массона сделать для произведения двойную раму, а затем нарисовать и повесить спереди другое полотно — пейзаж, в точности повторяющий контуры картины Курбе и называющийся так же — «Происхождение мира».

Другой скандальной картиной того времени стал «Завтрак на траве» импрессиониста Эдуарда Мане. Картину не приняли на выставку в Парижском салоне, как и произведения многих других художников-импрессионистов, для которых император приказал открыть особую выставку с названием «Салон отверженных».

На этой выставке полотно Мане пользовалось особым вниманием. Современников шокировало изображение обнаженной женщины, невозмутимо сидящей рядом с одетыми мужчинами. Ранее такие картины рисовали лишь на мифологические темы, ссылаясь на времена античности. Здесь изображенная женщина не стесняясь смотрит прямо на зрителей. Пытаясь объяснить суть картины, Мане первоначально дал ей название «Купание», но прижилось другое, данное самими зрителями. Оказалось, что обнаженная женская натура не демонстрирует традиции античного искусства, а напрямую отображает женскую сексуальность.

Однако многие критики отмечают, что неприятие картины вызвано не столько объектом, сколько техникой изображения: в тот период импрессионизм еще считался нарушением канонов изобразительного искусства, поэтому к нему относились отрицательно.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: