Для каждого из них.
Качества (описания) Аллаха бывают двух видов:
1 – «Сифату затия» (Качества связанные с Его сущностью).
2 – «Сифату фи’лия» (Качества связанные с Его поступками и желаниями).
Первое: «Сифату затия» – Качества Аллаха связанные с Его сущностью:
Те качества, которые связаны с Его сущностью, и ни когда не могут быть отделены от Него. Он всегда был описан и описывается ими. Они названы «затия» так как они постоянны с Ним.
Как, например: качество «’Ильм» Знание, «Къудра» – Сила, «аль-Хайат» – Жизнь, «Ас-Самъ» – Слух, «аль-Басар» – Видение, «аль-Уаджх» – Лицо, «Йадайн» – Руки.
Качества Аллаха связанные с Его сущностью могут подтверждаться как контекстами Корана и Сунны так и разумом, как допустим «аль-Хаят», «аль-’Ильм», «аль-Къудра», так же среди них есть качества которые могут подтверждаться только контекстами Корана и Сунны. Как например: лицо, руки, ступня, голень.
Второе: Качества, связанные с его поступками:
Это, те качества, которые связанные с Его желанием и силой. Они возникают при Его желании, если Он хочет, то совершает, если же нет, то не совершает, и они не постоянны с Его сущностью. Такие качества (описания) называются «ихтиярия», так же их называют «фи’лия», так как связаны с действиями Аллаха.
Как, например: качество снисхождения, возвышения, прихода, гнева, радости, смеха.
Разница между ними:
Люди разногласили в разнице между качествами «затия» и качествами «фи’лия, ихтиярия».
Муътазилиты, сказали, что если к качеству можно приставить подтверждение и отрицание, то это является качеством «фи’лия» (поступков), как например: Такому то человеку Аллах создал сына, а такому-то нет, или Зейду дал столько-то имущества, а ‘Амру нет. А если же в отношении качества нельзя использовать отрицание, то это будет качеством Его сущности, как: «аль-‘Ильм» – знание, «аль-Къудра» – сила, так как в отношении них нельзя сказать он не знал это или не смог то-то.
|
Аш’ариты, сказали: если от отрицания, какого-то качества исходит противоположное качество, то это будет считаться качеством Его сущности. Так как если ты будешь отрицать жизнь, то исходит обратное, а это смерть, если будешь отрицать силу, то исходит обратное качество, а это слабость. А если же с отрицания данного качество не исходит обратное то это будет качеством, связанным с Его действиями (фи’лия) как если отрицать оживление или умерщвление то от этого не следует обратное (противоположное).
Матуридиты же говорят: То качество, которым Он себя описал и нельзя описать Его противоположным качеством является качеством Его сущности как: сила, знание, величие.
А если же можно описать этим качеством так же как с его противоположностью то это будет качеством Его действий как: милость, гнев.
Все эти определения, в общем едины. А если же рассмотреть каждое из них поподробнее, то можно найти сходство в некоторых местах и различия.
Причиной чего является их разница в терминологиях. Так как мы знаем, терминологии бывают разные.
Собрав все эти определения можно сказать, что качества связанные с Его сущностью это те качества, которые постоянно с Ним и не как не могут отделиться от Него, и они не как не связаны с Его желанием как: «Къудра» – сила, «Ирада» – желание, «аль-’Ильм» – знание.
|
Качества «фи’лиях» (поступков) – это те качества, которые связаны с Его желанием и в зависимости от Его желания они могут обновляться и появляться вновь как: возвышение, снисхождение, приход, гнев, радость, смех. Это правило упомянул выдающийся Шейх Мухаммад Аман Джами, да смилуется над ним Аллах. И это определение является самым известным у ученых ахлю сунна уаль джама’а.
Из качеств Аллаха есть такие качества, которые могут быть сразу в двух видах. Как например «Калям» (речь). Это качество является качеством его сущности со стороны самого описания (то есть Аллах всегда был описан этим качеством), а так же является качеством Его действием со стороны единицы совершения этого действия. (То есть у Аллаха всегда было качество речи и это атрибут является качеством его сущности который с ним постоянно, но единицы это качества появляется в соответствии с его желанием, то есть то что у него есть качество Его речи не означает что Он постоянно говорит, но Он говорит тогда когда хочет).
Материал:
1) «Манхаджу дирасат лиаятиль асма уа сыфат» шейх Мухаммад Амин стр. 5
2) «Сыфатуль Иляхия» Мухаммад Аман 203-208
3) «Сыфатуллахи» ‘Али Саккаф 28-29
Двадцать седьмой урок
Разъяснение того что, путь предшественников заключается в том, чтобы подтверждать как качества Аллаха связанные с его сущностью так и качества Аллаха связанные с его поступками при этом остерегаясь искажения, отрицания, не придавая образа и не уподобляя
Сказал Шейхуль Ислам ибн Таймия: «Путь предшественников заключается в том, что бы описывать Аллаха теми описаниями, которыми Он сам себя описал и которыми описал Его пророк (да благословит его Аллах и приветствует) остерегаясь искажения, отрицания, придавания образа и не уподобляя. Зная, что все, чем описал себя Всевышний все это истина и Его слова не могут быть просто пустыми. У Его слов есть смысл, который можно понять. Ведь тот, кто рассказал нам об этом, является самым знающим среди Его созданий и самым красноречивым в объяснении истины.
|
И вместе с этим нет ничего подобного Ему ни в Его именах, ни в Его качествах и ни в Его поступках. Так же как мы прекрасно знаем, что у Него есть сущность на самом деле, и что Он совершает поступки на самом деле, так же мы должны подтверждать, что у Него есть описания на самом деле и нет ничего подобного Ему ни в Его сущности, ни в Его описаниях и ни в Его действиях. И все в чем есть какой либо недостаток, то Всевышний пречист от этого и выше этого ведь Он достоин полноценности».
Так же сказал: «Глава, посвященная качествам, которые присутствуют в Его сущности, и совершает их по своему желанию как речь, слух, видение, желание, любовь, довольство, милость, гнев, создание, проявление щедрости, справедливости или качество Его возвышения, оживления, прихода, снисхождения и тому подобных качеств, о которых говорит Коран и Сунна.
Джахмиты а так же муътазилиты говорят, что эти качества не могут быть вместе с Его сущностью.
Куллябиты и подобные им говорят, что эти качества существуют без Его желания и силы, говоря то, что может существовать по Его желанию и силе является Его созданием, отдельным от своего создателя.
Что же касается предшественников и имамов Сунны, то они говорят, что Всевышний Аллах описан всеми качествами которые приходят в Коране и сунне.
Как например: «Калям» (Речь. Предшественники и имамы хадисов говорили, что Всевышний Аллах разговаривает по своему желанию и Его слова не являются Его созданиями, но Его слова является Его качеством (описанием) которое присутствует в Его сущности.
Из тех, кто упомянул, что на данном мнении имамы сунны это: Абу ‘Абдиллях ибну Манда, Абу ‘Абдиллях ибну Хамид, Абу Бакр ибну ‘Абдуль’Азиз, Абу Исма’иль аль-Ансари и др.
Говоря, что речь является качеством Его сущности и действия, так как Он говорит тогда, когда он хочет словами, которые исходят от его сущности. И это то, что понимает здравый разум от смысла слова речь. Ведь каждый, кто может говорить описан качеством речи как ангелы, люди, джины и др. Ведь все они описаны качеством разговора и они говорят по своему желанию.
Речь является качеством полноценности, а не качеством недостатка. Ведь тот, кто говорит по своему желанию лучше того, кто говорит без своего желания и как может создание Аллаха быть описанным качеством полноценности, а создатель нет?!
Джахмиты и муътазиля сказали, что Господь не может быть описанным каким то качеством, так как это, по их мнению, ведет к придаванию образа тела и уподоблению.
Куллябия сказали, что Он описан качествами, которые не связаны с Его желанием и силой, так как те качества, которые происходят по Его желанию это новые поступки, а к Господу мы не можем приписывать, что то-то новое.
То есть для него ничего не может быть новым. (То есть они отрицают качества связанные с Его желанием «сыфату ихтиярия»).
Многие аяты указывают на то, что у Него есть «сыфату ихтиярия» (качества связанные с его желанием) из них:
1) Слова Всевышнего: «Мы сотворили вас, потом придали вам облик. Потом Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом!» (Сура «Преграды, 11 аят). В этом аяте мы ясно видим, что Всевышний приказал ангелам сделать поклон Адаму после того как Он его создал и Он не приказывал им делать это в предвечности.
2) Слова Всевышнего: «Воистину, Иса (Иисус) перед Аллахом подобен Адаму. Он сотворил его из праха, а затем сказал ему: «Будь!» – и тот возник» (Сура «Аль-Имран», 59 аят). Всевышний Аллах сказал ему после того как создал его из праха но не в предвечности.
3) Слова Всевышнего: «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас» (Сура «Аль-Имран», аят 31 ). В этом аяте Аллах говорит что полюбит их после того как они последуют пророку (да благословит его Аллах и приветствует).
4) Слова Всевышнего: «Аллах уже услышал слова женщины, которая вступила с тобой в пререкания относительно своего мужа и пожаловалась Аллаху» (Сура «аль-Муджадиля», 1 аят). В этом аяте Аллах сообщил что Он слышал эту женщину в том момент, когда она пререкалась и жаловалась на своего мужа.
Доводы из сунны:
Хадисы, в которых говорится о том, что Всевышний Аллах спускается ночью на ближайшее небо. Это действие выделено особым временем, что указывает на его желание. Так же слова пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Если имам скажет «сами’аЛлаху лиман хамидах» то скажите «раббана уа лякалхамду» и тогда Аллах вас услышит». Здесь мы видим, как Аллах сделал свой слух воздаянием для них и ответом за то, что они воздали хвалу Ему».
Материал:
1. «Маджму’уль фатава» 5/26
2. «Шархуль Уаситыя» Шейха Фаузана стр.15
Двадцать восьмой урок