Правовое регулирование и перспективы развития федерального курорта Кавказские Минеральные Воды




В общегосударственной системе охраны здоровья и в формировании здорового образа жизни среди населения страны важное место отводится санаторно-курортному лечению. Значимость последнего обусловлена продолжающимся процессом преждевременного старения населения и высоким уровнем заболеваемости и смертности населения.

Созданная система не имеет аналогов в мировой практике, поскольку является звеном в цепи эффективного оздоровления населения «поликлиника – больница – санаторий». После долечивания в санатории больные выздоравливают в 1,5-2,5 раза быстрее.[7]

Многообразие природных лечебных факторов, богатство курортных ресурсов и чрезвычайно высокая эффективность их применения в практике отечественного здравоохранения определили особое внимание, которое во все времена уделялось развитию курортного дела. Несмотря на это, проблем в этой отрасли очень много.

Это финансирование курортов, лицензирование комплекса санаторно-курортных услуг, вопросы сбережения природных и лечебных ресурсов и т.д. Необходимо развивать сеть детского санаторно-курортного лечения, всячески способствовать оздоровлению социально незащищенных категорий населения, инвалидов и пенсионеров.

Кавказские Минеральные Воды (далее – КМВ) являются крупнейшим и старейшим курортом в Российской Федерации. Соответственно все проблемы, стоящие перед курортами страны, в полной мере выражены и в КМВ.

На относительно небольшой территории региона Кавказских Минеральных Вод сконцентрировано неповторимое многообразие природных лечебных факторов (минеральные воды, лечебные грязи, целебный климат) и живописного ландшафта, памятников историко-культурного наследия, исторически сложилась развитая курортно-рекреационная инфраструктура.

Помимо минеральных вод и лечебных грязей курортный регион КМВ отличается и большим разнообразием ландшафтно-климатических особенностей, обусловленных горным рельефом и сложным сочетанием геоморфологических зон.

Особенно выделяется в этом отношении курорт Кисловодск, где климатолечение применяется наряду с бальнеолечением.

Установленные границы особо охраняемого эколого-курортного региона КМВ располагаются на территории трех субъектов Российской Федерации: Ставропольского края, Кабардино-Балкарской Республики и Карачаево-Черкесской Республики.

В целях сохранения природных свойств курортов Кавказских Минеральных Вод региону Указом Президента Российской Федерации от 27 марта 1992 года № 309 «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации»[8] придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона, имеющего федеральное значение.

Непосредственное государственное управление регионом Кавказских Минеральных Вод возложено на администрацию КМВ, полномочия и деятельность которой определяются Положением о ней, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1992 года № 462 «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах», и включает вопросы экономического и социального развития на территории КМВ, контроля за соблюдением законодательства, в том числе в области земельной реформы, землепользования, строительства, лицензирования производственной деятельности на территории региона.

Основополагающим документом являлась долгосрочная Федеральная программа «Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1063 «О федеральной программе «Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона РФ» (далее – Программа).

Существующая в настоящее время правовая база по функционированию и развитию курортов Российской Федерации, в частности, по Кавказским Минеральным Водам не в полной мере обеспечивает приоритетность функционирования региона как лечебно-оздоровительной местности, не позволяет осуществлять в должной мере регулирование хозяйственного комплекса и использование природных лечебных ресурсов, не дает возможности контроля за соблюдением особого режима природопользования на территории трех субъектов, входящих в округ горно-санитарной охраны. Все это ведет, в конечном итоге, к нерациональному использованию ценнейших месторождений минеральных вод и лечебных грязей и деградации уникальных природно-лечебных факторов, которые являются основой деятельности всей курортной системы.

Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты в силу их статуса отличает усиленный режим защиты и охраны. Действующим законодательством земельные участки, в пределах которых расположены лечебно-оздоровительные местности и курорты, ограничены в обороте. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов отнесены к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан.

В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны.

В 2003 году широко обсуждались разработка и принятие Концепции развития курортного дела в Российской Федерации, но Концепция так и не была принята.[9]

Для оздоровления и сбережения здоровья населения Российской Федерации, а также для реализации вопросов использования и сохранения природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортных территорий и в целях усиления государственной координации и контроля за санаторно-курортной деятельностью представляется целесообразным разработать Концепцию развития санаторно-курортной деятельности и проект федерального закона, который будет регулировать деятельность курортов страны.

Санаторно-курортные учреждения, как любые хозяйствующие субъекты в нашей стране, функционируют в условиях рыночной экономики, поэтому все позитивные и негативные стороны рыночных отношений полностью распространяются на отношения в сфере курортного дела. Изменение формы собственности курортных организаций, ослабление государственного контроля за использованием природных, лечебных ресурсов привело к возрастанию стоимости и снижению доступности санаторно-курортных услуг для населения, необоснованному уменьшению объема использования природных лечебных факторов в практике работы курортов.

Современный уровень развития мировой медицины требует объективной оценки (по критериям доказательной медицины) эффективности санаторно-курортного лечения, а также совершенствования имеющихся и разработки новых оздоровительных и лечебных методик.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что предлагаемое принятие федерального закона «О Кавказских Минеральных Водах» не может решить весь комплекс правовых проблем в санаторно-курортной сфере. Для обеспечения правовой базы как Кавказских Минеральных Вод, так и всех курортов страны необходимо разработать и принять федеральный закон «О санаторно-курортной деятельности Российской Федерации». Представляется, что в данном законе должны быть выделены разделы, отражающие особенности отдельных курортов федерального значения, таких как Кавказские Минеральные Воды.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: